ВЛАДИМИР, БОГОЯВЛЕНСКИЙ Василий Никифорович

Найдено 1 определение
ВЛАДИМИР, БОГОЯВЛЕНСКИЙ Василий Никифорович
сщмч., митр. Киевский и Галицкий (1.01.1848—25.01[7.02].1918), видный церковный и общественный деятель, участник монархических съездов и совещаний, покровитель черносотенных организаций. Родился в с. Малые Моршки Моршанского у. Тамбовской губ. в семье священника Никифора Богоявленского, также принявшего в конце жизни мученический венец. Окончил Тамбовское ДУ, Тамбовскую ДС и Киевскую ДА (1874) со степенью кандидата богословия. В 1874–1882 преподавал Священное Писание и гомилетику в родной семинарии. В 1882 рукоположен во священника и назначен настоятелем Покровской соборной церкви в г. Козлов. В 1883–1886 благочинный церквей города. После смерти жены и малолетнего ребенка 8 февр. 1886 принял иноческий постриг с именем Владимир, назначен настоятелем Троицкого монастыря в Тамбовской губ. с возведением в сан архимандрита. Через несколько месяцев переведен настоятелем Антониева монастыря в Новгород. 3 июня 1888 хиротонисан во еп. Старорусского, вик. Новгородской епархии. В 1891 получил назначение на самостоятельную кафедру еп. Самарского и Ставропольского. В 1892 сначала был возведен в сан архиепископа, а затем назначен на весьма ответственную Грузинскую кафедру, шесть лет служил архиеп. Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии. Большое внимание на новом поприще придавал духовному просвещению разноплеменного православного населения Кавказского края, устройству новых школ и храмов. В 1897 избран почетным членом Казанской ДА.
В 1898 возведен в сан митрополита и назначен правящим архиереем в Москву. Владыка сразу расположил к себе москвичей простотой в обращении. Он стремился, чтобы московские священники возможно ближе стояли к народу, чаще совершали богослужения и активнее проповедовали. В целях усиления и оживления пастырской деятельности московского духовенства он стал открывать новые вакансии при столичных приходах и назначать новых священников. Его трудами был построен Епархиальный дом в Лиховом пер., в дальнейшем место проведения многих монархических собраний. Дом был освящен в к. дек. 1902, при нем имелись церковь во имя Равноапостольного Владимира, музей и обширная библиотека (на 12 тыс. т.). Особое внимание владыка уделял распространению христианского нравственного учения в рабочем классе, среди которого пытались распространять свои идеи социалисты. Он был одним из инициаторов создания «Комиссии по организации чтений для фабрично-заводских рабочих», которую возглавлял вик. Московской епархии еп. Можайский Парфений (Левицкий). К чтениям и беседам с рабочими были привлечены лучшие умственные силы Москвы, в их числе немало будущих видных правых деятелей (Л. А. Тихомиров, В. А. Грингмут, Б. В. Назаревский и др.).
Митр. Владимир сам принимал участие в чтениях для московских рабочих, обращался к ним со словом христианского наставления. Он не только печатал многие свои слова и речи, но и переводил с иностранных языков лучшие литературные произведения по вопросам, касающимся социализма. Однако, несмотря на любовь простых москвичей, владыке несладко жилось в Москве. Ему объявила настоящую войну весьма активная группа так называемого «прогрессивного» духовенства. Один из его представителей, влиятельный московский прот. Н. П. Розанов Впоследствии свидетельствовал, что значительная часть московских священников «в политическом отношении была настроена для того времени очень либерально и принадлежала неофициально к партии «народной свободы» (кадеты)». Для них даже октябристы были недостаточно передовыми. Центром московского церковного либерализма было Общество любителей духовного просвещения. В тяжелые для России времена окт. 1905 владыка распорядился прочитать во всех московских храмах составленное им при участии еп. Никона (Рождественского) слово «Что нам делать в эти тревожные наши дни?» В этом слове шла речь о преступных антихристианских замыслах составителей «Протоколов Сионских мудрецов»: «Главное гнездо их за границей, они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранникам, не противно было пользоваться нашими услугами. С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают в них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба. Они всячески стараются вытравить из души или, по крайней мере, извратить святое Учение Христово». Слово митр. Владимира произвело сильнейшее впечатление на православных людей. Сам владыка зачитал его в Успенском соборе Московского Кремля. Закончил он свою проповедь такими словами: «Чада Русской земли! В те дни, когда мы вспоминаем, как Матерь Божия по молитвам предков наших спасла землю Русскую в тяжелую годину междуцарствия, как освободила Она нашу первопрестольную Москву своею иконою Казанскою от нашествия поляков и литовцев, — сегодня прольем перед нею и Ее Божественным Сыном пламенные мольбы о спасении Родной Земли нашей от крамольников. Поплачем перед Нею о грехах наших. Помолимся Ей о несчастных братьях наших, смутой увлеченных на погибельный путь». Давая оценку «Сионским протоколам», владыка прямо связывал чудовищные планы их составителей с революционными событиями в России, рассматривал возникшую смуту не с политических, а с религиозных позиций, призывал православных людей выполнить свой долг перед Богом и стать «на брань с антихристом». Владыка требовал от каждого верующего: «Исполняй то, чего от тебя потребуют слуги Царевы, что скажут тебе пастыри Церкви». Однако мало того, что многие священники не прочитали послание своей пастве, т. е. не исполнили волю владыки, Общество любителей духовного просвещения отправило в газету «Русское слово» письмо-протест против поучения, под которым подписались, как вспоминал тот же Розанов, 80 московских священников, в котором послание называлось «провокацией» и даже клеймилось, как «гнусная выходка» митр. Владимира. А в кадетских «Русских ведомостях» группа профессоров Московской ДА обозвала обращение своего архипастыря «черносотенной агитацией». А Св. Синод под давлением правительства Витте вынес порицание московскому митрополиту. Несмотря на подобные выходки врагов, владыка активно поддерживал монархические организации. Он не только охотно принимал участие в собраниях и совещаниях монархистов, но и рекомендовал всем записываться в Союз Русского Народа (СРН), говоря: «Кто чувствует себя русским, тому естественно быть членом Союза Русского Народа». Он служил молебен при открытии 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 6–12 апр. 1906. В адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) прислал приветственную телеграмму, в которой писал: «Усердно молю Всевышнего да поможет Он съезду русских людей достигнуть исполнения воодушевляющих их благих желаний».
При его активной поддержке в Москве был созван 4-й Всероссийский съезд Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа). Владыка лично освятил икону Покрова Богородицы, написанную В. М. Васнецовым и В. П. Гурьяновым для Съездов Русских Людей (Икона Покрова монархическая), принял участие в крестном ходе монархистов, служил молебен при открытии съезда. В период распрей и расколов в монархическом движении он пытался примирить монархистов, поддерживал усилия прот. И. И. Восторгова в этом направлении. Владыка председательствовал на торжественном собрании по случаю открытия Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент.— 4 окт. 1909), за его подписью была отправлена от имени Съезда верноподданнейшая телеграмма Государю. Митр. Владимир был почетным председателем Братства Воскресения Христова. Владыка поддерживал не только московские монархические союзы, но и др. патриотические организации. Так, он оказывал помощь и поддержку Русскому Народному Союзу им. Михаила Архангела (РНСМА) и лично В. М. Пуришкевичу, жертвовал деньги на нужды Союза. Приветствовал 5-й Всероссийский съезд Русских Людей в Санкт-Петербурге 16–20 мая 1912, куда направил своего специального представителя еп. Владимира (Соколовского-Автономова). После кончины митр. Антония (Вадковского) 23 нояб. 1912 митр. Владимир был назначен на столичную С.-Петербургскую (Впоследствии Петроградскую) кафедру и стал первенствующим членом Св. Синода.
В 1915 удостоен степени доктора богословия. На одной из аудиенций у Императора Николая II он высказал свое негативное мнение о деятельности Г. Е. Распутина, которую считал пагубной, и выступил за удаление Распутина из Петербурга. За открытое вмешательство в дела государственного управления был переведен на Киевскую кафедру, сохранив пост первенствующего члена Св. Синода. Член Предсоборного Совещания. Продолжал участвовать в монархическом движении. Служил молебен перед открытием Петроградского совещания (Совещание монархистов 21–23 нояб. 1915 в Петрограде), созванного сторонниками Н. Е. Маркова, выступил с приветственным словом к участникам, избран почетным членом Совещания. Прислал приветствие также и в адрес Нижегородского совещания (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26–29 нояб. 1915), организованного последователями А. И. Дубровина: «Шлю благословение съезду монархистов и сердечное заветное пожелание всем незыблемо стоять на неусыпной страже вековых святынь Руси — Православия, Самодержавия и Русской Народности. С нами Бог». В 1916 большую часть времени митр. Владимир проводил в Петрограде, участвуя в заседаниях Св. Синода. Накануне и в ходе Февральской революции он был в столице, принимал участие во всех заседаниях и совещаниях членов Св. Синода, когда были приняты решения поддержать Временное правительство. Его подпись стояла под посланием Св. Синода «К верным чадам Православной Российской Церкви» от 9 марта, в котором официально признавался государственный переворот и содержался призыв довериться Временному правительству. Тем не менее его положение как первенствующего члена Синода становилось все более затруднительным. Он пытался сопротивляться стремлению новой власти ввести революционные порядки в сферу церковных отношений. Вскоре отношения с революционным обер-прокурором настолько обострились, что произошел «разгон Синода» и митр. Владимир вынужден был вернуться в Киев. Здесь он встретил разделение среди духовенства, в которое также начали проникать революционные настроения. В Киеве был создан претендовавший на власть в епархии «Исполнительный комитет духовенства и мирян», который митр. Владимир назвал самочинным учреждением. С открытием в авг. 1917 Всероссийского Церковного Собора жил большей частью в Москве. Почетный председатель Собора, председатель Отдела о церковной дисциплине. 21 нояб. 1917 возглавлял чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона. 23–25 янв. 1918 большевики захватили Киев и учинили насилие в «Матери городов русских».
25 янв. вечером в Киево-Печерскую лавру явилась группа революционной черни во главе с комиссаром. Митр. Владимир был схвачен в келии настоятеля. После избиения и издевательств убийцы вывели его за ворота Лавры, заявив монахам, что ведут его в штаб. Он был в рясе, с панагией на груди и в белом клобуке.«Окруженный вооруженными до зубов злодеями, митрополит шел точно на распятие», — писал кн. Н. Д. Жевахов. Первомученика среди архиереев убили на пустынном месте между Лаврою и Никольским военным собором. Помимо огнестрельных ран на теле покойного было найдено множество колотых ран. Тело мученически скончавшегося митр. Владимира оставалось на месте убийства до утра следующего дня, когда проходившая мимо женщина увидела страшную картину и принесла печальную весть в Лавру. Лаврский архимандрит отправился к месту убийства и отслужил там краткую литию. Тело митр. Владимира было перенесено в Михайловскую церковь. В тот же и последующие дни служились заупокойные литургии и панихиды как в лавре, так и в других храмах Киева. Митр. Владимир был погребен в Ближних пещерах Лавры в Крестовоздвиженской церкви. Чин отпевания возглавлял митр. Тифлисский Платон (Рождественский). На месте убиения священномученика его почитателями был поставлен крест и туда начали стекаться богомольцы. В апр. 1992 митр. Владимир был канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ.
Соч.: Что делать? Слово митр. Московского Владимира к Русскому Народу. Харьков, 1905; Работа в свете материализма и христианства. Речь. М., 1906; Социальная задача семьи. Беседа 27 авг. 1906... в Москве. М., 1906; Наша пастырская задача в борьбе с социалдемократическою пропагандою. Речь 30 окт. 1906. М., 1909; Архипастырский призыв духовенства и общества к борьбе с пьянством. Чит. в Моск. епарх. доме 15 сент. 1909. М., 1912; Наука и религия. М., 1912; О труде и собственности. Речь... для фабрично-заводских рабочих. М., 1912; Римский амфитеатр и христианские мученики. Пг., 1915; Поучения. (Молитва Господня в 9 беседах). М., 1992; Азбука православного воспитания: (Пастырские беседы с родителями и детьми). М., 1996.
Лит.: Бабкин М. А. Святейший Синод Российской Православной Церкви и свержение монархии в 1917 году // Вопросы истории. 2005. № 2; Венок на могилу Высокопреосв. митр. Владимира (ум. 25 янв. 1918). Сб. Киев, 1918; Галкин А. К., Дамаскин (Орловский), иг. Владимир (Богоявленский) // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004; Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахова. Т. 2. Нови-Сад, 1928; Степанов А., Платонов О. Владимир (Богоявленский) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906; Труды Всероссийского Монархического Совещания в Н. Новгороде уполном. правых организаций с 26 по 29 нояб.1915. Пг., 1916; «Я все время стоял довольно в близких отношениях к московскому духовенству». Из воспом. Н. П. Розанова. 1905–1907, 1917 // Отечественный архив. 2000. № 3. А. Степанов, О. Платонов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008