Владимир Святославич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Владимир Святославич
(? - 1015) – сын князя Святослава Игоревича, князь киевский с 980 г. С помощью своего дяди Добрыни Владимир в 969 г. стал князем в Новгороде. Спустя пять лет после гибели Святослава между его сыновьями началась усобица. В итоге Владимир одержал победу над старшим братом Ярополком, который был вероломно убит варягами из его войска. В его княжение происходит расширение территории Древнерусского государства: были подчинены земли вятичей, литовцев, радимичей, болгар, Червенская Русь(ранее была захвачена Польшей). Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по p. Десна, Осeтр, Трубеж, Сула, Стугна. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты юга Руси Владимир сумел привлечь племена из ее северной части и организовать общерусскую борьбу с печенегами, в которой были заинтересованы все слои Древнерусского государства. В 980 г. Владимир провел первую религиозную реформу, решив превратить народные языческие верования в государственную религию. Для этого был установлен культ главного дружинного бога Перуна. Однако реформа провалилась. Тогда Владимиром в 988 г. было принято христианство. Время княжения Владимира является периодом подъема Киевского государства: происходит усиление княжеской власти, централизация страны, развиваются культура, земледелие и ремесла, растет престиж Руси на международной арене.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ
после крещения — Василий, ум. 1015) — кн. киевский (по данным «Повести временных лет», примерно с 980), сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 в поход против дунайских болгар, Святослав оставил В. С. князем в Нов-городе. В 977 между сыновьями Святослава началась усобица; В. С. бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, ок. 980 занял Киев и убил Ярополка. В. С. значит. расширил и укрепил владения Киевской Руси. В 981 занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавш. под властью Польши. С 992 состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка — сына В. С. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но В. С. раскрыл заговор. В 981 и 982 В. С. совершил успешные походы на вятичей, в 983 — на ятвягов и продвинулся к Балтийскому м., в 984 — на радимичей. В. С. укрепил связи между отд. частями Др.-Рус. госуд., поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. В. С. упорно боролся с печенегами, укрепил юж. и юго-зап. границу, построив в 988 по рр. Десне, Осетру, Трубежу, Суле и Стугне цепь городов. Стремясь усилить свою власть и объед. госуд., В. С. попытался собрать в Киеве изображ. всех языч. богов и сделать обязат. поклонение им. Но это попытка не имела успеха. Киевское госуд. нуждалось в религии, освящавшей новые феод. порядки. Такой религией было христ-во. Крещение В. С. произошло, видимо, в кон. 987 или нач. 988. Принятие христ-ва Русью было связано с вмешательством В. С. в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в М. Азии В. С. потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой имп. Василия II Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда рус. войско помогло подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Рус. войска заняли г. Херсонес в Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Ок. 988 — 989 В. С. ввел христ-во в кач-ве гос. религии. В. С. выдал клиру Десятинной церкви, т.н. «подтвердительную грамоту», определившую доходы и суд. права церкви, к-рая позже легла в основу устава кн. Владимира. При В. С. в Киевской Руси происходил экономич., политич. и культурный подъем. Развивались феод. отношения. При В. С. укрепилась власть Киева над обширной терр., Киев украсился зданиями Десятинной церкви и др. сооружений. Однако к концу правл. В. С. наметились признаки феод. раздробленности. Княжение В. С. оставило глубокий след в нар. памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность В. С., он выступает как «Владимир Красное Солнышко», создатель «Застав богатырских», окруженный богатырями, обороняющими рус. землю.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ
после крещения - Василий, ум. 1015) - кн. киевский, по данным "Повести временных лет", примерно с 980, сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 в поход против дунайских болгар, Святослав оставил В. С. князем в Новгороде. В 977 между сыновьями Святослава началась усобица; В. С. бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, ок. 980 занял Киев и убил Ярополка. В. С. значительно расширил и укрепил владения Киевской Руси. В 981 занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавшиеся под властью Польши. С 992 состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка - сына В. С. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но В. С. раскрыл заговор. В 981 и 982 В. С. совершил успешные походы на вятичей, в 983 - на ятвягов и продвинулся к Балтийскому м., в 984 - на радимичей. В. С. укрепил связи между отд. частями др.-рус. гос-ва, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. В. С. упорно боролся с печенегами, укрепил юж. и юго-зап. границу, построив в 988 по pp. Десне, Осетру, Трубежу, Суде и Стугне цепь городов.

Стремясь усилить свою власть и объединить гос-во, В. С. попытался собрать в Киеве изображения всех языческих богов и сделать обязат. поклонение им. Но эта попытка не имела успеха. Киевское гос-во нуждалось в религии, освящавшей новые феод. порядки. Такой религией было христианство. Крещение В. С. произошло, видимо, в конце 987 или нач. 988. Принятие христианства Русью было связано с вмешательством В. С. в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в М. Азии В. С. потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой имп. Василия II Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда рус. войско помогло подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Рус. войска заняли г. Херсонес в Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Ок. 988-89 В. С. ввел христианство в качестве гос. религии (см. Крещение Руси).

В. С. выдал клиру Десятинной церкви т. н. "подтвердительную грамоту", определившую доходы и суд. права церкви, к-рая позже легла в основу устава кн. Владимира. При В. С. в Киевской Руси происходил экономич., политич. и культурный подъем. Развивались феодальные отношения. При В. С. укрепилась власть Киева над обширной территорией, Киев украсился зданиями Десятинной церкви и др. сооружений. Однако к концу правления В. С. наметились признаки феод. раздробленности. Княжение В. С. оставило глубокий след в нар. памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность В. С., он выступает как "Владимир Красное Солнышко", создатель "Застав богатырских", окруженный богатырями, обороняющими рус. землю.

Лит.: Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Сб. в память 900-летия крещения Руси, К., 1888; Завитневич В. З., Владимир Святой, как политич. деятель, К., 1888; Срезневский В. И., Память и похвала князю Владимиру и его житие по сп. 1494 г., СПБ, 1897; Шахматов А. A., Корсунская легенда о крещении Владимира, СПБ, 1906; Юшков С. В., Исследования по истории рус. права, в. 1, Новоузенск, (19251; Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Будовниц И. У., К вопросу о крещении Руси, в сб.: ВИРА, (т.) 3, М., 1955.

И. У. Будовниц. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Владимир Святославич
сын Святослава Игоревича и Ольги-ной ключницы Малуши. Родился в селе Будятине, год рождения неизвестен. Впервые упоминается летописями под 968 годом, когда печенеги осаждали Киев, и Владимир вместе со своими братьями Ярополком и Олегом и бабушкой Ольгой находился в нем. В 970 г. Святослав осуществил раздел земель между своими сыновьями, Владимир вместе со своим дядей по матери, Добрыней, оказался в Новгороде. У В.Н.Татищева сообщается, что в 975 г. Владимир женится на полоцкой княжне Рогнеде. Это же известие и у В.Н.Татищева, и в ПВЛ встречается еще раз под 980 годом, в связи со взятием Полоцка войсками Владимира и с убийством им ее отца Рогволда и его двух сыновей. В примечании В.Н.Татищева упоминается, что женитьба Владимира на Рогнеде, вероятно, произошла в 975 г. В 977 г. между сыновьями Святослава разгорается война. Ярополк Святославич, убив Олега, собрался идти войной на Новгород. Владимир, узнав об этом, бежит за море, к варягам. В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается в Новгород, выгоняет оттуда ярополковых посадников и готовится к войне с братом. Собрав большое войско из варягов, славян, чуди, кривичей, Владимир идет походом на Яропол-ка. По дороге захватывает Полоцк, а затем, ценой предательства, убивает Ярополка и садится в Киеве. Став киевским князем, Владимир хитростью отправляет помогавших ему варягов в Константинополь и восстанавливает пошатнувшуюся при Ярополке религию. С этой целью он приказал установить около своего терема изображения языческих богов. То же самое сделал Добрыня и в Новгороде. В 981 г. Владимир успешно воюет с поляками, захватывая города Перемышль, Червень. В этом же году покоряет вятичей, возложив на них дань, как и его отец брал. Вятичи заключили союз с печенегами для совместных действий против Владимира, но те не посмели выступить против Владимира. В 982 г. киевский князь вновь идет походом против вятичей и, победив их, "возложи дань сугубую" (Татищев). У этого же автора мы находим известие об основании во время этого похода города Суздаля.
В последующие два года Владимир совершает победоносные походы против ятвягов и радимичей. В 985 г., по примеру своего отца, Владимир, собрав большое войско, в союзе с торками идет войной на балканских болгар и сербов. Причина похода заключается в нарушении ими прежних договоров с отцом и братом. Владимир удачно повоевал болгарскую землю и в итоге, взяв большую дань, заключил мир и с честью вернулся в Киев.
Дальше в летописи под 986 годом дается чудесный рассказ о выборе веры, когда к Владимиру приходили послы от разных религий и, прославляя свою веру, пытались склонить к ней Владимира. На следующий год Владимир Святославич отправляет уже своих послов в разные страны с целью определить, какая вера лучше. Задумав принять христианство, Владимир захватывает Корсунь (988 г.) и вынуждает греков выдать за него царевну Анну. Крестившись, Владимир отправляется вместе с Анной и корсунскими священниками в Киев. По возвращении в Киев Владимир крестит своих детей и приказывает свергнуть языческих богов, а через некоторое время на этом месте строит церковь святого Василия.
В летописях содержится рассказ и о крещении в реке Почайне киевлян, принявших, как и их князь, христианскую веру. В числе первых мероприятий Владимира после крещения киевлян было крещение жителей других городов, строительство церквей, устройство первых школ. Затем Владимир разделил Русскую землю между 12 сыновьями, наделив каждого соответствующей землей. В 989 г. Владимир начал строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, пригласив для этого греческих мастеров.
В 990 г. (по Татищеву) Владимир идет большим походом на польского короля Мечислава. В битве за Вислой русские войска нанесли сокрушительный удар полякам, сам Мечислав едва спасся в Кракове и оттуда попросил мира. "И Владимир, учиня мир, возвратился в Киев" (Татищев). В этом же году (по ПВЛ в 991 г.) им был заложен Белгород. В 991 г. по велению Владимира митрополит Михаил с епископами крестил Русскую землю до города Ростова. А к Владимиру в Киев прибыли послы от Римского Папы, которых князь принял с честью и отправил в Рим ответное посольство. Это вызвало резкое осуждение со стороны царьградского патриарха, который направил Владимиру поучительное письмо.
В 992 г. (у Татищева 993 г.) Владимир совершает победоносный поход на хорватов. В этом же году ему предстояло оборонять Русь от печенегов, и в летописях дается красочный рассказ о битве печенежского богатыря с русским парнем-кожемякой. В честь победы Владимир заложил город и назвал его Переяславлем, "ибо перенял славу отрок тот" (ПВЛ). У В.Н.Татищева под 994 годом есть сообщение о новом походе Владимира на болгар и о возвращении послов от Римского Папы "не учиня ничего". В 996 г. было завершено строительство церкви Святой Богородицы, на содержание которой Владимир дал десятую часть своих доходов. В честь этого церковь получила название Десятинной. Сбор доходов Владимир поручил Анастасу Корсунянину. В этом же году опять пришли печенеги к г. Василеву, где их встретил Владимир с небольшой дружиной. В состоявшейся битве печенеги разбили дружину Владимира, и тот едва спасся, спрятавшись под мостом. В честь своего избавления Владимир приказал построить в Василеве церковь во имя святого Преображения и устроил пир. В непрестанной борьбе с печенегами требовалось много воинов, и Владимир в 997 г. пошел к Новгороду набирать новую рать. Татищев добавляет, что и "умыслил идти на чудь и оных покорить". В это время печенеги осадили город Белгород, и в текстах летописей приводится знаменитый рассказ о "белгородском киселе".
В1000 г. одна за другой умирают Малфрида и Рогнеда - жены Владимира. Сам Владимир весной этого года вновь совершает поход на дунайских болгар и завладевает городом Переяславцем. А в это время Володарь, названный у В.Н.Татищева изменником, привел к Киеву большое войско печенегов и обложил город. Ночью Александр Попович совершил вылазку из города и перебил много печенегов, остальные бежали. В честь этой победы возвратившийся Владимир "возложил на него гривну злату и сотвори его вельможу в доме своем" (Татищев) В 1001 г. умирает сын Владимира, Изяслав Полоцкий. Владимир посылает в степь большую дружину во главе с Александром Поповичем и Яном Усмовичем "Кожемякой". Русские войска разгромили печенегов, пленили их князя Ромодана с тремя сыновьями и привели их в Киев. По этому поводу Владимир сотворил великий пир. В этом же году Владимир посылает своих послов в Рим, Иерусалим, Египет и другие страны для описания земель, городов, обычаев и порядков правления этих стран. В 1004 г. вновь печенеги нападают на Белгород, и вновь Владимир посылает на них войска под командованием Александра Поповича и Яна Усмовича. Испугавшись, печенеги ушли в степь. Через два года к Владимиру прибыло посольство от волжских болгар. Они просили разрешения торговать в русских городах по Волге и Оке. Владимир снабдил их специальными печатями и разрешением свободной торговли. Договорились и о свободной торговле русских купцов в волжских, булгарских городах. Под 1007 годом у В.Н.Татищева читается интересная информация о поимке "хитростию" славного разбойника Могуты. Владимир, выслушав его раскаивания, велел отвести его к митрополиту Иоанну и определить в монастырь, где он "умре благочесно". В 1010 г. в Новгороде умирает сын Владимира, Вышеслав, и великий князь осуществляет новый передел земель между сыновьями. А в 1011 г. умирает Анна, жена Владимира. В 1014 г. новгородцы во главе с князем Ярославом отказываются платить ежегодно дань Киеву. Владимир приказал готовить поход на собственного сына, но разболелся и не смог возглавить поход. На следующий год вновь нападают печенеги, и Владимир, будучи тяжело больным, посылает против них сына Бориса. 15 июля 1015 г. он умирает. Похоронен был в церкви Пресвятой Богородицы. Впоследствии канонизирован русской церковью.
ПВЛ: 17, 47, 49, 50, 54-56, 58-61, 71, 73-77, 80, 81, 83-89, 99, 102-104, 141, 213, 244, 247,251-259,269, 271-276, 279-289,298,302,303, 342; Татищев: 9,49, 51,53-71, 78, 79, 98,141, 220, 222-243, 245, 247, 256, 263,264,279-282, 298, 303, 307-309, 311, 312, 316; НПЛ: 15, 118,121, 125-129, 130-134,145,147-152, 155-157,159-161, 165-169, 175, 438, 439, 442-444, 465, 466, 469, 478, 480, 485, 487, 521, 525-532, 540-545, 548-554, 560.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002