ВЛАДИМИР (в миру Богоявленский Василий Никифорович)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский)

Владимир, в миру Василий Никифорович Богоявленский - духовный писатель и проповедник (родился в 1847 г.). Окончил киевскую духовную академию, был епископом старорусским, викарием новгородской епархии, епископом самарским и ставропольским, экзархом Грузии; с 1898 г. - митрополит московский. Печатные работы: ""Беседы на семь слов Спасителя со креста"" (СПб., 1899); ""Где истинное счастие, в вере или неверии"" (СПб., 1905); ""К богатым и бедным"" (Москва, 1906); ""О труде и собственности"" (Москва, 1905); ""Социальная задача семьи"" (Москва, 1906); ""Беседа Иисуса Христа с Никодимом"" (Москва, 1908); ""Архипастырский призыв духовенства и общества к борьбе с пьянством"" (СПб., 1911) и др. - См. ""Церковные Ведомости"", 1898, № 9, и 1909, № 24.

Источник: Биографический словарь. 2008

ВЛАДИМИР (в миру Богоявленский Василий Никифорович)
1.01.1848 - 25.01.1918), митрополит Киевский и Галицкий, священномученик. Занимал последовательно три важнейшие кафедры - Московскую, Петербургскую и Киевскую, за что был назван "всероссийским архипастырем". В тяжелые для России времена октября 1905 распорядился прочитать во всех московских церквах составленное им (при участии Никона Рождественского) слово "Что нам делать в эти тревожные наши дни?". В этом слове рассказал православным людям Москвы о преступных антихристианских замыслах составителей Сионских протоколов. "Главное гнездо их за границей, - сообщал пастве митрополит, - они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранникам, не противно было пользоваться нашими услугами. С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба. Они всячески стараются вытравить из души или, по крайней мере, извратить святое Учение Христово".
Слово митр. Владимира, зачитанное в московских церквах и содержавшее оценку Сионских протоколов, произвело сильнейшее впечатление на православных людей. Сам владыка выступил с этим словом в Успенском соборе Московского Кремля. Закончил он свою проповедь такими словами: "Братья возлюбленные! Чада Русской земли! В те дни, когда мы вспоминаем, как Матерь Божия по молитвам предков наших спасла землю Русскую в тяжелую годину междуцарствия, как освободила Она нашу первопрестольную Москву своею иконою Казанскою от нашествия поляков и литовцев, - сегодня прольем пред нею и Ее Божественным Сыном пламенные мольбы о спасении Родной Земли нашей от крамольников. Поплачем пред Нею о грехах наших. Помолимся Ей о несчастных братьях наших, смутой увлеченных на погибельный путь". Давая оценку Сионским протоколам, владыка прямо связывал чудовищные планы их составителей с революционными событиями в России, рассматривал возникшую смуту не с политических, а с религиозных позиций, призывал православных людей выполнить свой долг перед Богом и стать "на брань с антихристом".
Митр. Владимир был зверски растерзан революционными бандитами 25 января/7 февраля 1918, первым из русских архипастырей взошел на Голгофу гонений на Русскую Церковь. Память свщм. Владимира отмечается 25 января/7 февраля.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000