ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Владимир Всеволодович Мономах
1053 - 1125 гг.) - русский князь, опытный военачальник, писатель; князь киевский в 1113 - 1125 гг., сын князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы, внук по отцовской линии Ярослава Мудрого и по линии матери византийского императора Константина Мономаха. Получил прозвище по имени своего византийского деда. В 1113 г. в период восстания киевлян против ростовщиков призван в Киев на княжение. Подавил восстание, издав дополнения к "Русской Правде" ("Устав Владимира Мономаха"). Своим авторитетом смог объединить под властью киевского князя до трех четвертей территории древнерусского государства и прекратить княжеские усобицы. После его смерти Русь окончательно распалась на уделы.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ
1053-1125) - рус. князь, опытный военачальник, писатель; князь киевский (1113-25); сын кн. Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери - дочери визант. имп. Константина Мономаха). Начал дипломатич. и воен. деятельность в 1073, заключив в Сутейске мир с Польшей. В 1078 во время междоусобной борьбы рус. князей участвовал в бою на Нежатиной Ниве, в результате к-рой его отец стал киевским князем, а В. В. М. получил Чернигов. С 1093 вел ожесточенную войну с половцами и опиравшимся на них Олегом Святославичем, к-рому вынужден был уступить Чернигов (1094) и обосновался в Переяславском княжестве, к-рое подвергалось наиболее ожесточенным набегам половцев. Поэтому В. В. М. был более всех заинтересован в прекращении княж. междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль В. В. М. настойчиво высказывал на феод. княж. съездах (1097, 1100, 1103), где играл самую активную роль. После Долобского съезда В. В. М. стал вдохновителем и непосредств. руководителем воен. походов против половцев (1103, 1107, 1111). Отказавшись от тактики пассивной обороны, он предпринял ряд походов в глубь степей, что дало возможность предупредить набеги половцев и уничтожить их живую силу. Он начал систематически привлекать нар. ополчение. Половцы потерпели ряд поражений и вынуждены были надолго оставить рус. земли. Это создало В. В. М. большую популярность. Когда в 1113 умер киевский кн. Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло нар. восстание, верхи киевского об-ва призвали на кн-во В. В. М. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодат. путем несколько смягчить положение низов. Так возник устав В. В. М. (включен в пространную Русскую правду); устав В. В. М., не покушаясь на основы феод. отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов. Таким же духом проникнуто и сохранившееся в составе Лаврентьевской летописи знаменитое "Поучение" В. В. М., где он выступает за установление классового мира. "Поучение" и включенная в его состав "грамотица" к кн. Олегу Святославовичу являются ярким памятником др.-рус. лит-ры, написанным с настоящим лит. блеском и талантом.

Княжение В. В. М. было временем политич. и экономич. усиления Руси. Став киевским князем, он боролся за единство Руси и сумел объединить под своей властью до 3/4 терр. др.-рус. гос-ва и прекратить княж. междоусобия. Но после смерти В. В. М. феод. раздробленность Руси усилилась.

Лит.: Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Правда Русская, т. 1, M.-Л., 1940 (тексты Устава Владимира Мономаха), т. 2 (Комментарии), М.-Л., 1947, с. 425-534; Ивакин И. M., Князь Владимир Мономах и его Поучение, ч. 1, М., 1901; Тихомиров М. H., Исследование о Русской Правде, М.-Л., 1941, гл. 23 (об Уставе Владимира Мономаха); Будовниц И. У., Владимир Мономах и его воен. доктрина, в сб.: ИЗ, т. 22, (М.), 1947; его же, "Изборник" Святослава 1076 года и "Поучение" Владимира Мономаха и их место в истории рус. обществ. мысли, в сб.: Тр. ОДРЛ, (т.) 10, М.-Л., 1954.

И. У. Будовниц. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ
1053—1125) — князь, политический деятель и писатель. Сын князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе—дочери императора Константина Мономаха. По матери В. В. и получил прозвище Мономах. Возможно, оно должно было отличать его от сводного брата — Ростислава, сына второй жены Всеволода. В. М. был не только активным политическим и военным деятелем, организатором совместных походов русских князей на половцев, но и одним из авторитетнейших русских князей, словом и делом отстаивавшим свои убеждения и взгляды на государственное устройство Руси и междукняжеские отношения. В.М. княжил в Ростове, возможно— в Смоленске, затем в Чернигове, Переяславле Южном, а в 1113 г., после смерти киевского князя Святополка Изяславовича, был приглашен напуганными вспыхнувшим в городе восстанием киевлянами на великокняжеский стол. На киевском княжении В. М. оставался до смерти в 1125 г. По словам летописца, слава о нем распространилась по всем странам, но особенно его страшились половцы. От В. М. сохранилось два литературных произведения — “Поучение” с автобиографией и письмо к двоюродному брату — Олегу Святославичу, переписанных в составе Лаврентьевской летописи. В “Поучении” В. М. обращается к “детям” — не только к своим сыновьям, но и ко всем младшим современникам и потомкам с моральными наставлениями. Кроме общехристианских заветов — призывов к благочестию, “покаянию, слезам и милостыни”, трудолюбию, нищелюбию, щедрости, справедливости, В. М. дает и конкретные советы: за всем следить самому в своем доме, не полагаясь на тиунов (управителей) и слуг. В походах не надеяться на воевод, а самим устанавливать ночную стражу, не спешить на ночь снимать оружия, пока нет уверенности в полной безопасности. Он призывает следить за тем, чтобы воины не чинили насилия жителям, ни своим, ни чужим. Вновь возвращаясь к бытовым советам, В.М. призывает любить свою жену, но не давать ей над собой власти, постоянно всему учиться и приводит в пример своего отца, который, “дома сидя, научился пяти языкам”. После этих наставлений В. М. вспоминает свою жизнь, прошедшую в бесчисленных военных походах: впервые он принял участие в войне тринадцатилетним отроком, а всего до времени написания “Поучения” (т. е. до 1117 г.) таких походов князь насчитал 83. Завершаются эти заметки описанием любимого княжеского развлечения — охот, во время которых В.М. не раз подвергался смертельной опасности: “Дважды туры поднимали меня на рога вместе с конем. Олень меня бодал, а из двух лосей один ногами меня топтал, а другой рогами бодал. Вепрь у меня с бедра меч сорвал, медведь возле моего колена потник прокусил, лютый зверь вскочил на конский круп и коня вместе со мною повалил”. Деятельный, энергичный, инициативный князь с полным основанием пишет далее: “Что надлежало делать отроку моему, то я сам делал — на войне и на охоте, ночью и днем, в зной и в стужу, не давая себе покоя”. Но В. М. не хочет, чтобы слышащие его слова воспринимали их как похвальбу и высокомерные наставления, и поэтому спешит объяснить: “Не осуждайте меня, дети мои, или кто другой, это прочитав: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и дурного, столько лет оберегал от смертного часа и не ленивым меня создал, несчастного, на всякие дела человеческие годным”. “Поучение” В. М. исключительно редкий по жанру памятник, имеющий лишь весьма далекие аналоги в современных ему европейских литературах. Вместе с “Поучением” переписано и письмо В. М. к его двоюродному брату—Олегу Святославичу. Это поразительный документ, рисующий В. М. человеком исключительной принципиальности. Поводом для письма явилась личная трагедия: в битве с Олегом погиб сын Мономаха — Изяслав. Но князь, несмотря на это, призывает к примирению, так как понимает, что виноват в междоусобице его погибший сын: “Не следовало ему зариться на чужое, ни меня в позор и в печаль вводить”. Он призывает Олега покаяться, ответить примирительным письмом и удел свой вернуть по-доброму: “и лучше заживем, чем прежде: я тебе ни враг, ни мститель”. Особый лиризм придает письму просьба прислать к нему вдову убитого, сноху В. М., “чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и свадьбу их вместо песен... отпусти ее ко мне поскорее... чтобы, поплакав с нею, я поселил ее у себя, и села бы она, как горлица на сухом дереве, горюя...”. Из сочинений В. М. очевидно, что перед нами не только мудрый политик, храбрый воин, человек высоких моральных достоинств, но и человек высокообразованный и начитанный: в “Поучении” исследователи обнаружили цитаты из Псалтыри, из сочинений византийского богослова Василия Великого, из его естественнонаучного трактата “Шестоднев”, переведенного Иоанном Экзархом Болгарским. Отталкиваясь от рассуждений “Шестоднева”, В. М. приводит и свои самобытные размышления на философско-богословские темы. И несмотря на то, что оба сочинения В. М. имеют как бы утилитарный характер — наставление детям и ближайшему окружению и частное письмо,— их автор по праву занимает почетное место в ряду древнерусских писателей. Изд.: Повесть временных лет — М., Л., 1950 — Ч 1.—С 153—167, 354—368, Ч 2 — С. 425— 457, Поучение Владимира Мономаха / Подг. текста, перевод и примеч. Д. С. Лихачева // Изборник (1969).—С. 146—171, 709—713, То же/ Подг текста и комм. О. В. Творогова; Перевод Д. С. Лихачева // ПЛДР: Начало русской литературы: XI— начало XII века.— М., 1978.— С. 392— 413,459— 463; То же// Перевод Д С Лихачева// Изборник (1986) —С. 59—70. Лит.: И в а к и н И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. Ч. 1: Поучение к детям; Письмо к Олегу и отрывки.—М, 1901; Орлов А. С. Владимир Мономах — М ; Л , 1946, Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // ТОДРЛ — 1971.—Т. 26.—С. 192—210; Лихачев Д. С.; 1) Сочинения князя Владимира Мономаха // Лихачев. Великое наследие.—С. 141—161; 2) Владимир Всеволодович Мономах // Словарь книжников — Вып. 1 — С. 98—102. О. В. Творогов

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Владимир Всеволодович Мономах
один из самых знаменитых князей Древнерусского государства. Родился в 1053 году. Его родители: Всеволод Ярославич, любимый сын Ярослава Мудрого, и мать - дочь византийского императора Константина Мономаха. Из "Поучения Владимира Мономаха" мы узнаем, что его военная деятельность началась с 13 лет. Отец посылает его через земли вятичей в Ростов. Затем новое поручение: идти к Смоленску, а уже из него Владимир идет во Владимир. Затем Святослав и Всеволод Ярославичи посылают его в сожженное поляками Берестье для наведения там порядка. С 1076 года начинается активная жизнь Владимира Мономаха, зафиксированная летописями. В этом году великий князь Святослав Ярославич посылает Владимира со своим сыном Олегом на помощь полякам против чехов. В этом же году Святослав умирает и великим князем Киевским становится Всеволод. Он перераспределяет земельные владения и Владимира садит в Чернигове. В 1078 г. из Польши возвращается Изяслав Ярославич и, став великим князем, также перераспределяет земли. Владимиру Всеволодовичу достается Смоленск. В этом же году Владимир участвует в войне с Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем, захватившими Чернигов и изгнавшими оттуда Всеволода Ярославича. В знаменитой битве на Нежатиной Ниве (3 октября 1078 г.) Олег и Борис были разбиты, погиб и великий князь Изяслав Ярославич. Его брат Всеволод вновь стал великим князем киевским, а Владимир получил в держание Чернигов. По приказу отца Владимир в 1080 г. побеждает переяславских торков, в 1084 г. возвращает Ярополку Изяславичу захваченный Ростиславичами Владимир-Волынский. На следующий год Владимир выступает уже против Ярополка. Испугавшись сражения, Ярополк из-под Луцка бежит в Польшу, оставив мать и жену, а Владимир садит на княжение во Владимире Давида Игоревича. В 1086 г. (у Татищева в 1087 г.) Владимир заключил мир с вернувшимся из Польши Ярополком и возвратился в Чернигов. 22 ноября Ярополка вероломно убивают, и Владимир присутствует 5 декабря в Киеве на его похоронах. В 1093 г. умирает великий князь Всеволод Ярославич. Владимир Мономах добровольно уступает Киевский престол своему двоюродному брату Святополку Изяславичу, "так как стол этот прежде принадлежал его отцу"(ПВЛ), а сам садится в Чернигове. В этот же год, узнав о смерти Всеволода, войной на Русь пошли половцы. В битве на реке Стугне русские князья (Святополк, Владимир и его брат Ростислав) были разбиты, при этом Ростислав утонул на глазах Владимира. В 1094 г. Владимира Мономаха выгоняет из Чернигова вернувшийся из Тмутаракани Олег Святославич. Владимир садится на отцовский стол в Переяславле. В 1095 г. часть половцев во главе с Итларем и Кытаном пришли к Владимиру мириться. Однако, по совету Святополка, Владимир вероломно расправился с ними и их дружиной. После этого Владимир и Святополк предприняли большой поход на половцев, закончившийся для русских очень удачно. Олег Святославич отказался участвовать в этом походе "и учинилась междо ними распря великая" (Татищев). У В.Н.Татищева есть упоминание о состоявшемся в этом же году походе русских князей во главе с Владимиром Мономахом на Корсунь, закончившемся победой и заключением мира. В 1096 г. Святополк и Владимир вызывали Олега Святославича в Киев для заключения договора о мире и разделе земли. Однако Олег отказался вести переговоры, и братья пошли на него войной. После осады города Стародуба Олег вынужден бьш просить мира. После его заключения ему вместо Чернигова бьш дан город Муром. Вскоре на Русь вновь напали половцы во главе с Ту-горканом, и Владимир вместе со Святополком разгромил их на реке Тру-беж. В 1097 г. по инициативе Владимира и Святополка состоялся знаменитый Любечский съезд, на котором был провозглашен главный тезис: "Каждый владеет отчиной своей". В "отчину" Владимира Мономаха отошли земли его отца Всеволода Переяславского и Ростово-Суздальская земля. В.Н.Татищев упоминает еще Смоленск. Узнав об ослеплении Василька Ростиславича, Владимир вместе с Олегом и Давыдом Святосла-вичами заставил Святополка изгнать Давыда Игоревича из Владимира. После этого между князьями был заключен мир у города Городца. 10 августа 1100 г. состоялся княжеский съезд в Уветичах, созванный по инициативе Владимира Мономаха, на котором был заключен новым договор. В 1103 году Владимир участвует в Долобском съезде, результатом которого был победоносный поход на половцев. На следующий год Святополк и Владимир организуют поход на Глеба Минского, не принесший результатов. 20 июня Владимир Мономах отдает свою дочь Марию замуж за византийского царевича Леона. В1107 г. Владимир участвовал в войне с половцами; на реке Суле русские победили Боняка и Шарукана. Пытаясь заключить с половцами прочный мир, Владимир женил своего сына Юрия (будущего Долгорукого) на дочери половецкого хана Аепы Осенева. В этом же году умерла жена Владимира Мономаха. Следующие тригода(1109,1110,1111) вновь отмечены столкновениями с половцами. Особенно значимым был поход объединенных русских войск в степь зимой 1111г., завершившийся блестящей победой на реке Сальнице. В1112 г. Мономах выдал свою дочь Софию за венгерского королевича.
После смерти Святополка Изяславича, 20 апреля 1113г. Владимир Мономах бьш провозглашен великим князем киевским. В числе первых мероприятий великого князя было принятие нового свода законов "Русская Правда -Устав Владимира Всеволодовича", регулирующего назревшие в обществе противоречия; распределение земель между своими сыновьями; защита Киева от пришедших половцев. В 1115 г. Владимир Мономах вместе с Давыдом и Олегом Святославичами устроил в Выше-граде грандиозный праздник в честь перенесения мощей святых Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Очевидно, в честь этого события через Днепр бьш построен "мост великий" (Татищев). В следующем году Мономах воевал с Глебом Полоцким, заставив его покориться себе, а затем пытался закрепиться на Дунае в городах, принадлежащих убитому зятю Леону, но безрезультатно. Последующие годы Владимир Мономах действует в основном через своих детей, влияя на события на Руси. Так, в 1121 г. Владимир вместе с сыновьями в Смоленске усмиряет полоцких князей. 1117,1119,1120,1123 гг. были ознаменованы войнами Владимира и его сыновей с Ярославцем Святополчичем и его союзниками - поляками и венграми. Все эти войны закончились победой войск Мономаха. В 11 22 г. Владимир выдал свою внучку Добродею Мстиславну замуж за византийского императора Иоанна. Умер Владимир Мономах 19 мая 1125 г. и похоронен был в Софийском соборе в Киеве.
ПВЛ: 108, 131-133, 135-137, 142-144, 148-151, 153-168, 170-172, 174, 176, ISO-188, 190-192, 195-197, 199-202, 308, 332, 333, 336-338, 343-345, 349-352, 354-368, 371-374, 376-378, 383-390, 392-394, 397-399, 401-404; Татищев: 81, 91-96, 98-105, 108-110, 112-116, 121-138, 153, 156, 178-180, 182, 183, 185,231,235,244,248,249, 252,254,257,258,260-263,265,267,286,287,314-316; НПЛ: 19-21,25,160,161,181, 202-205, 465-467,469, 470,493, 560.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Владимир Всеволодович Мономах

Из рода Рюриковичей. Сын Всеволода I Ярославича и греческой царевны Анны (по другим сведениям - Марии) Константиновны. Род. в 1053 г. Кн. Ростовский в 1066 - 1073 гг. Кн. Смоленский в 1073 - 1078 гг. Кн. Черниговский в 1078 - 1093 гг. Кн. Переяславский в 1094 - 1113 гг. Вел. кн. Киевский в 1113-1125 гг.
Жены:
1) с 1074 г. Гида, дочь английского короля Гаральда;
2) неизвестная (+ 8 мая 1107 г.);
3) кн. Евфимия (+ 11 июня 1126 г.).
С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Уже на закате своей жизни, в "Поучении детям", он вспоминал о бурных днях молодости. "Любя охоту, часто ловил зверей с отцом, - писал он. - Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами) вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло; лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбивал себе голову, повреждал руки и ногу, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей". Он рано привык исполнять сложные, недетские поручения. Будучи всего тринадцати лет от роду, он был отправлен отцом на княжение в далекий Ростов. Затем пошли ратные походы и битвы, которым не было числа.
В сентябре 1078 года, услышав о поражении отца на Сожице, Владимир поспешил к нему на помощь в Переяславль и едва пробился с дружиной сквозь половцев, которых Олег Святославич и Борис Вячеславич в множестве привели на Русь. Всеволод соединился с Изяславом Киевским и приступил к Чернигову, где тогда не было ни Олега, ни Бориса. Черниговцы защищались крепко. Владимир со своей дружиной пробился в восточные ворота города, поджег стены "окольного города", а защитников загнал в Кремль. 3 октября он бился с Олегом и Борисом на Нежатиной Ниве. В этом бою погиб великий князь Изяслав. Всеволод сел на княжение в Киеве, а Владимира посадил подле себя в Чернигове.
В 1079 году Вячеслав Брячиславич Полоцкий разорил Смоленск. Мономах из Чернигова погнался за ним, но не застал под Смоленском, пошел по его следам и повоевал Полоцкую волость. Потом снова пошел с черниговцами к Минску, внезапно напал на город и не оставил здесь ни челядина, ни скотины, по его собственному выражению.
В 1080 году Владимир усмирял переяславских торков. Но гораздо больше неприятностей доставляли Владимиру половцы, с которыми он имел 12 битв в одно только княжение Всеволода. В 1081 году ханы Асадук и Саук воевали под Стародубом. Владимир с черниговцами и ханом Белкатгином напал на них под Новгородом Северским, дружину побил и отнял полон, а вскоре после того, в 1082 году, отправился за Сулу к Прилуку, побил много половцев и среди них двух ханов - Осеня и Сакзю.
В 1084 году Владимир прогнал князей Ростиславичей из Владимира Волынского и посадил туда княжившего ранее Ярополка Изяславича, а затем, когда сам Ярополк поссорился со Всеволодом и стал собирать против него войска, прогнал и его из Владимира, а в Луцке захватил его мать, жену, дружину и все имущество. В 1087 году Ярополк помирился с Владимиром, но вскоре погиб.
В 1093 году Всеволод скончался на руках Владимира. Согласно летописи, Владимир стал думать так: "Если сяду на столе отца своего, то придется мне воевать со Святополком Изяславичем, так как стол этот Прежде принадлежал отцу его". и рассудив так, послал Владимир к Святополку в Туров, а сам поехал в Чернигов. Едва утвердившись на ижевском престоле, Святополк затеял неудачную войну с половцами, которая закончилась разгромом русских на Стугне. Владимир, потерявший в этом бою брата Ростислава, со слезами привел остатки дружины в Чернигов. В следующем 1094 году Олег Святославич привел под Чернигов со множеством половцев. Владимир бился с ним восемь дней и не впустил половцев в острог, но, наконец, пожалел христиан, горящие села и монастыри и, сказав: "Не хвалиться поганым", отдал Олегу Чернигов, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. По выезде из Чернигова в дружине его не было и ста человек, считая жен и детей. с нею поехал Владимир из Чернигова в Переяславль сквозь полки половецкие. Степняки облизывались на них как волки, говорит сам Владимир, но напасть не смели. В 1096 году Владимир вместе со Святополком ходил войной на Олега Святославича и выгнал его из Чернигова и Стародуба. А затем поспешил обратно в свое княжество, которое разорял половецкий хан Тугоркан. Владимир сходу ударил по врагу. Половцы бежали, а Тугоркан погиб. Тем временем Олег бился с сыном Владимировым, Изяславом, под Муромом. Молодой князь был разбит и пал в бою. Олег взял Суздаль, Ростов, но вскоре старший сын Владимиров, Мстислав, победил его под Ростовом, вернул обратно все потерянное, а потом взял Рязань и Муром. Свершив все это, он стал уговаривать отца помириться с Олегом, и Владимир написал Олегу письмо, предлагая мир. В 1097 году Святополк и Владимир Мономах собрали всех русских князей в Любече для установления мира. Князья говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, навлекая сами на себя ссоры? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают усобицы. Объединимся же и с этих пор будем, чистосердечно охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей". На том все князья целовали друг другу крест, поклявшись: "Если теперь кто покусится на чужую волость, да будет против него крест честной и вся земля Русская". Так порешив, все разошлись восвояси. Но не успели князья разъехаться, Святополк Изяславич и Давыд Игоревич захватили Василька Ростиславича, отвели в оковах в Белгород и там ослепили. Зачинщиком всего злодеяния был Давыд. Владимир, узнав об этом, пришел в ужас и тотчас послал за Давыдом и Олегом Святославичами и выступил против Святополка. Киевляне послали к Владимиру его мачеху, а с ней митрополита Николу, чтобы они умоляли князя не начинать новой усобицы и не разорять Русской земли. Выслушав их, Владимир опечалился и сказал: "Воистину, отцы и деды наши сохранили землю Русскую. Мы же хотим ее погубить". И внял мольбам княгини. После того князья начали пересылаться грамотами и помирились со Святополком. С Давыдом же Игоревичем Святополк и Ростиславичи воевали еще три года и наконец в августе 1100 года вынудили его явиться на княжеский суд в Витичев. Сюда же приехали Владимир Мономах, Святополк, Давыд и Олег Святославичи. Обвинял Давыда Владимир. Давыду нечего было отвечать на его слова, и князья уговорились отнять у него Владимир Волынский и посадить в Бужске.
В 1103 году Владимир Мономах уговорил Святополка Изяславича идти большим походом на половцев. К двум старшим князьям присоединились и другие. Половцы ожидали русское воинство, но были наголову разбиты в сражении. Однако война с половцами еще далеко не закончилась. В 1107 году Боняк захватил конские табуны у Переяславля; потом пришел со множеством других ханов и встал на Суде. Святополк, Владимир, Олег с четырьмя другими князьями ударили на них внезапно, с криком; половцы испугались, от страха не могли и стяга поставить и бежали: кто успел схватить лошадь - на лошади, а кто пешком. Князья гнали их до берегов Хорола и взяли неприятельский стан. В том же году Мономах и Святополк вступили с ханами Аепой Осеневечем и Аепой Гиргенивичем, помирились с ними и взяли их дочерей замуж за своих сыновей. В 1110 году Мономах, Святополк и Давыд Святославич опять ходили на половцев, но поход кончился ничем - князья дошли до Воиня и возвратились назад из-за стужи и конского падежа. Но в следующий 1111 год по инициативе Мономаха князья пошли в поход на половцев к Дону. Здесь были Владимир Мономах, Святополк Изяславович и Давыд Святославич со своими сыновьями. Как и восемь лет назад предприятие завершилось полным успехом, и князья возвратились с большим полоном.
Этот поход был последним крупным событием в княжение Святополка Изяславича. После Пасхи он разболелся и скончался 16 апреля 1113 года. 17 апреля киевляне собрались на вече и послали к Владимиру Мономаху, говоря: "Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский". Владимир сильно печалился о смерти Святополка, но не пошел в Киев. Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, напали на евреев, живших в Киеве, и разграбили их имущество. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Бояре, боясь, что без князя не справятся с народом, послали еще раз просить к Владимиру: "Пойди, князь, в Киев. Если же не пойдешь, то много зла произойдет. Не только Путятин двор, или сотских, или евреев пограбят, но нападут еще и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри". Услышав это, Владимир отправился в Киев и сел на великокняжеском престоле. Все люди были рады этому, и мятеж улегся. Желая облегчить судьбу малоимущих, Мономах собрал на Берестовском дворе знатнейших бояр и тысяцких и, посоветовавшись с ними, определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты (проценты), лишался уже и остальных своих денег (или капитала). Мономах включил этот закон в устав Ярослава.
В 1116 году Владимир со своими сыновьями, а также Давыдом Святославичем и сыновьями Олега Святославича ходил против Глеба Всеславича Минского. Глеб запросил мира, вышел из города с детьми и дружиной и обещал во всем слушаться Владимира. (В 1120 году за новую провинность Глеба вывели из Минска и привели в Киев в оковах.) В 1118 году Владимир с другими князьями ходил к Владимиру Волынского против Ярослава Святополчича и помирился с ним после двухмесячной осады. Но мир длился недолго. Ярополк выгнал от себя жену, дочь Мономахову, и, соединившись с поляками, начал новую войну с тестем. Владимир в 1119 году во второй раз пошел на Ярополка и выгнал его из Владимира Волынского, который отдал своему сыну Роману.
Прокняжив в столице тринадцать лет, Владимир скончался 19 мая 1125 года и был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. И современники, и потомки весьма прославляли его имя, ибо это был князь много потрудившийся за Русскую землю. Сам Мономах писал в своем "Поучении": "Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках".

Источник: Справочник. Все монархи мира. Россия. 1998

Владимир Всеволодович Мономах
Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – великий князь Киевский, автор «Поучения». Получил свое прозвание по линии матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в. и вместе с тем выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной, летописной, законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей.
Как известно, в XI в., особенно во второй его половине, развивается феодальная раздробленность Руси. Каждый князь претендует на самостоятельное управление своей отчиной. В. В. М. не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой отчин без посягательств на отчины соседей. Свою идею союзов В. В. М. постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103 гг.).
Устанавливает В. В. М. и культ князей братьев Бориса и Глеба (см. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, Сказание о Борисе и Глебе), безропотно подчинившихся своему старшему брату Святополку и погибших от руки подосланных им убийц. Культ Бориса и Глеба должен был подать пример всем князьям полного, до самой мученической кончины подчинения старшему князю и вместе с тем резко осудить старшего князя – в данном случае Святополка Окаянного, не пожелавшего считаться с правами младших. Тем самым В. В. М. как бы выступал против принципа единодержавия на Руси, изображая это единодержавие в известных обстоятельствах преступным и братоубийственным.
Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей», В. В. М. покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя – Рюрика. (О политическом значении «варяжской легенды» см.: Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 92–93).
Выступая за мир на основе договорных начал между князьями и принципа отчинного начала, В. В. М. стремился по возможности смягчить также и социальные противоречия.
В 1113 г. В. В. М. был призван на киевский стол восставшими народными массами. В. В. М. законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав В. В. М., включенный затем в Пространную Правду (см.: Правда Русская, М.; Л., 1940, т. 1 (тексты); М.; Л., 1947, т. II (комментарии); Тихомиров М. И. Исследование о Русской Правде. М.; Л., 1941 (глава 23 об «Уставе Владимира Мономаха»)).
Сильная «идеологизация» всей государственной жизни передалась и его наследнику – старшему сыну Мстиславу Великому от его первой жены – дочери последнего англосаксонского короля Гаральда. С Мстиславом связано новгородское летописание (см.: Приселков. История, с. 44), последняя редакция Повести временных лет (там же, с. 43–44) и знаменитое напрестольное «Мстиславово евангелие», предназначавшееся для выстроенного Мстиславом в 1111 г. в честь своего «ангела» – Георгия – Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.
Главное литературное произведение В. В. М. – его знаменитое «Поучение» детям и «инь кто прочтет». Первоначальное «Поучение» состояло из трех самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Летописи» его жизни (или «Автобиографии») и письма («грамотицы») его постоянному политическому сопернику – князю Олегу Святославичу (в «Слове о полку Игореве» он носит прозвище Олега «Гориславича») Черниговскому. Авторство В. В. М. четвертого, последнего произведения, ранее включавшегося в состав «Поучения», – «Молитвы» – после исследований Н. Н. Воронина (Воронин Н. Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха. – В кн.: Ист.-археол. сборник. М., 1962, с. 265–271) и Р. Матьесена теперь отвергается. Дело в том, что в «Молитве» цитируется «Канон молебный», несомненно принадлежащий Кириллу Туровскому.
Надо думать, что все три произведения были соединены самим В. В. М. Во всяком случае «Летопись» своей жизни и письмо к Олегу Святославичу присоединено к собственно «Поучению» как иллюстрация и развитие мыслей последнего путем литературных переходов, носящих признаки сделанных автором. По-видимому, это собрание собственных сочинений создано В. В. М. для того, чтобы распространять свое произведение. Включение в летопись могло быть сделано позднее кем-то из владимирских летописцев с присоединением «Молитвы» Андрея Критского – покровителя Андрея Юрьевича Боголюбского и вероятнее всего – в 1177 г., как предполагает Н. Н. Воронин.
Многочисленные исследователи «Поучения» по-разному определяли время его написания. Однако нельзя относить «Поучение» к одному времени: надо рассматривать отдельно время написания каждого из трех его слагаемых и время соединения В. В. М. всех трех в единое произведение.
«Поучение» сохранилось в единственном списке в составе Летописи Лаврентьевской под 1096 г., где оно разрывает связный текст о происхождении половцев. Но к 1096 г. «Поучение» не относится – оно захватывает собой и события более позднего времени. К 1096 г. может относиться по содержанию только письмо В. В. М. Олегу Святославичу.
В основной части «Поучения» В. В. М. пишет о том, что его повстречали «слы» (послы) других старших князей и просили выступить против младших – князей-изгоев Володаря и Василька Ростиславичей. Поход этот был задуман в 1099 г., а приглашение принять в нем участие сильно огорчило В. В. М. К этому времени и относится, по-видимому, основная, первая часть «Поучения», сильно переработанная впоследствии в более пожилом возрасте, чему, как заметил В. Л. Комарович, и более соответствуют старческие интонации Поучения (Комарович. Поучения Владимира Мономаха, с. 290).
Перечисление походов в последующей части заканчивается походом против минского князя Глеба в 1117 г. К этой дате относится «Летопись» жизни В. В. М. – его вторая часть. Письмо к Олегу Святославичу Черниговскому относится к событиям 1096 г. и, очевидно, по событиям этого письма все сочинения помещены летописцем именно под 1096 г.
Жанр «поучений детям» довольно распространен в средние века. Однако «Поучение» В. В. М. обращено не просто к детям, а к детям – наследникам государственной власти. В этом отношении «Поучение» В. В. М. аналогично поучению византийского императора Василия, приписываемому патриарху Фотию, «Наставлению» французского короля Людовика Святого сыну Филиппу, поучению англосаксонского короля Алфреда и англосаксонским «Faeder Larcwidas» (Отцовское поучение) начала VIII в., сохранившимся в библиотеке тестя В. В. М. – англосаксонского короля Гаральда.
Из поучений к простым детям «Поучение» В. В. М. близко к слову Василия Великого «како подобает человеку быти», поучению «некоего отца к сыну», «поучению Ксенофонта к сынома своима», наставлению Исихия, известному по Изборнику 1076 г., – по-видимому, походной книге В. В. М.
Автобиография В. В. М., присоединенная к «Поучению», как жанр известна в сравнительно поздних образцах XVII в. и в отдельных автобиографических заметках, включенных в состав памятников XVI–XVII в. (в Домострое попа Сильвестра, в Повести Нестора Искандера о взятии Царьграда, в «Истории о Казанском царстве», и некоторых произведениях, описывающих события Смутного времени). В целом же для XI–XII в. аналогий автобиографии В. В. М. указать нельзя.
В стилистическом и фразеологическом отношении на «Поучение» В. В. М. особенно повлияли Псалтирь, «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского (см. Шестодневы, Повесть временных лет) и др.
Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его – те же, что и во всей деятельности В. В. М. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, – вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.
Изд.: Духовная Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, называемая в Летописи суздальской «Поучение». СПб., 1793; ПСРЛ. 1921–1927, т. 1, вып. 1–2 (фототип. переизд.: М., 1962), с. 240–256: Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946; ПВЛ. М.; Л., 1950, т. 1, с. 153–167 (сер. «Литературные памятники»).
Лит.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1852, т. 2, с. 38–40; М., 1853, т. 3, гл. 1, с. 101–104; Протопопов С. Поучение Владимира Мономаха как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в дотатарскую эпоху. – ЖМНП, 1874, февраль, ч. 171, с. 231–292; Воскресенский В. А. Поучение детям Владимира Мономаха. СПб., 1893; Шляков Н. В. О поучении Владимира Мономаха. – ЖМНП, 1900, май, ч. 329, с. 96–138; июнь, ч. 329, с. 209–258; июль, ч. 330, с. 1–21; Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение, ч. 1. Поучение детям; Письмо к Олегу и отрывки. М., 1901; Алексеев М. П. Англо-саксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, 1935, т. 2, с. 39–80; Шахматов. Обозрение, гл. 1 и 7; Приселков М. Д. 1) Лаврентьевская летопись. – Учен. зап. ЛГУ, № 32. Сер. ист. наук, вып. 2, 1938, с. 76–142; 2) История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940, гл. 2–3; Комарович В. Л. Поучение Владимира Мономаха. – История русской литературы, т. 1. Литература XI – нач. XIII в. М., Л., 1941, с. 289–297; Данилов В. В. «Октавий» Минуция Флавия и «Поучение» Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 97–107; Vaillant A. Une source grecque de Vladimir Monomaque. – Byzantinoslavica, 1949, t. 10, p. 11–15; ?у?ev?ka T. Zu Vladimir Monomach und Kekaumenos. – Wiener slavistisches Jahrbuch, 1952, Bd 2, S. 157–160; Будовниц И. У. «Изборник» Святослава 1076 года и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской общественной мысли. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 44–75; Лихачев Д. С. 1) Етическа система на Владимир Мономах. – Език и литература, 1966, № 4, с. 1–16; 2) «Шестодневът» на Йоан Екзарх Български и «Поучението» на Владимир Мономах. – В кн.: Лихачев Д. С. Големият свят на руската литература. София, 1976, с. 536–539; 3) Сочинения князя Владимира Мономаха. – В кн.: Лихачев Д. Великое наследие: Классические произведения литературы древней Руси. 2-е изд. М., 1979, с. 141–161; Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, 1971, т. 26, с. 192–210; Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха. – Там же, 1972, т. 27, с. 94–108; M?ller L. 1) Die Exzerpte aus einer asketischen Rede Basilius des Grossen im «Pou?enie» des Vladimir Monomach. – Russia Mediaevalis, 1973, t. 1, S. 30–48; 2) Noch einmal zu Vladimir Monomachs Zitat aus einer asketischen Rede Basilius des Grossen. – Ibid., 1979, t. 4, S. 16–24; Meщерский Н. А. 1) К толкованию лексики одного из «темных мест» в «Поучении» Владимира Мономаха. – В кн.: Русская историческая лексикология и лексикография. Л., 1977, вып. 2, с. 39–42; 2) «Поучение» Владимира Мономаха и «Изборник 1076 года». – Вестн. ЛГУ, 1980, № 20. Ист., яз., лит., вып. 4, с. 104–106.
Д. С. Лихачев

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987