Владивостокский отряд крейсеров
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ОТРЯД КРЕЙСЕРОВ
формирование русского военно-морского флота, созданное весной 1903. С начала русско-японской войны 1904-1905 отряд выполнял задачи по обороне Владивостока с моря, нарушал морские перевозки противника в Японском море, решал другие задачи. В его состав входили 3 броненосных крейсера («Россия», «Громовой», «Рюрик»), легкий крейсер «Богатырь» и вспомогательный крейсер «Лена». Последний в совместных действиях с боевыми крейсерами участия не принимал, а «Богатырь» 15(28) мая 1904 потерпел аварию на траверзе Владивостока и до конца войны находился в ремонте. Отряд совершил 8 выходов в море для решения боевых задач: 2 — к проливу Цугару (Сангарский), 3 — к побережью Кореи (Восточно-Корейский залив), 2 — в Корейский пролив и 1 — в Тихий океан к восточным подходам к Токийскому заливу. При этом он потопил 10 транспортов и 12 шхун противника, захватил 4 транспорта и 1 шхуну. В августе 1904 Владивостокский отряд крейсеров (3 броненосных крейсера под командованием контр-адмирала К. П. Иессена) в Корейском проливе вступил в бой с японскими силами (4 броненосных и 2 легких крейсера под командованием контр-адмирала Камимуры), в ходе которого погиб крейсер «Рюрик», значительные повреждения получили два других крейсера. В ноябре 1905 отряд в составе крейсеров «Россия», «Громобой» и «Богатырь» вышел из Владивостока и в марте 1906 прибыл в Либаву (Лиепаю), где был расформирован. Владивостокским отрядом крейсеров командовали: капитан 1-го ранга Н. К. Рейценштейн, контрадмирал К. П. Кузьмич, контр-адмирал Э. А. Штакельберг, контр-адмирал К. П. Иессен, вице-адмирал П. А. Безобразов.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
Владивостокский отряд крейсеров
тактическое соединение Российского флота на Тихом океане. Сформирован 7 июня 1903 г. под названием "Отряд крейсеров эскадры Тихого океана" с базой во Владивостоке (с 25 февраля 1904 г. - "Отдельный отряд крейсеров флота Тихого океана", с 12 мая - "Отдельный отряд крейсеров 1-й эскадры Тихого океана"). Перед соединением ставились задачи защиты Владивостока с моря, отвлечения части сил японского флота от главной базы эскадры в Порт-Артуре, действий на океанско-морских коммуникациях противника. В состав отряда вошли прибывшие с Балтийского моря броненосные крейсеры "Россия" (флаг первого младшего флагмана эскадры контр-адмирала барона Э.А. Штакельберга), "Громобой", "Рюрик" и бронепалубный крейсер "Богатырь". В сентябре 1903 г. отряд перебазировался из Порт-Артура на постоянное место во Владивосток, где к нему присоединились 10 миноносцев и вспомогательный крейсер "Лена" (бывший пароход Добровольного флота "Херсон"). Боевую кампанию отряд начал 18 января 1904 г. Первый выход в море под командованием вновь назначенного флагмана капитана 1-го ранга Н.К. Рейценштейна произведен 27 января с целью отвлечения сил японского флота от Порт-Артура и главных сил эскадры. Вследствие нарушения связи с командованием эскадры отряд крейсеров в последующем действовал самостоятельно. С 25 февраля командование отрядом принял контр-адмирал К.П. Иессен. В начале мая соединение понесло первую потерю: крейсер "Богатырь" в тумане выскочил на камни в Амурском заливе и до конца войны простоял в ремонте. 8-14 апреля все 4 крейсера в сопровождении 2 миноносцев произвели набег в район коммуникаций противника у побережья Кореи и потопили 3 транспорта. С 31 мая "Россия", "Громобой" и "Рюрик" в течение 16 суток осуществляли крейсерские операции в Цусимском проливе и Тихом океане, вступали в перестрелку с японской эскадрой при встрече в море, пытались поддержать попытки основных сил флота прорваться из Порт-Артура. Миноносцы отряда действовали на вражеских коммуникациях самостоятельно или совместно с крейсерами. 30 июля 1904 г., получив от командующего флотом адмирала Н.И. Скрыдлова сообщение о выходе эскадры из Порт-Артура, отряд (3 крейсера и 3 миноносца) под флагом вице-адмирала П.А. Безобразова направился из Владивостока для содействия прорыву. 1 августа у берегов Кореи произошел бой с японской эскадрой контр-адмирала Камимуры (4 броненосных и 2 легких крейсера). Геройски погиб крейсер "Рюрик" (командир капитан 1-го ранга Е.А. Трусов, после его гибели лейтенант К.П. Иванов). Офицеры и матросы кораблей отряда проявили в бою незаурядное воинское мастерство и мужество, нанеся меткими артиллерийскими выстрелами серьезные повреждения вражеским кораблям. Бой продолжался более 5 часов. Тяжело поврежденный и лишивший хода "Рюрик" открыл кингстоны и погиб, не спустив Андреевского флага.
В последующем отряд занимался учебно-боевой подготовкой и ремонтом во Владивостоке. В связи с ликвидацией основных сил флота в Порт-Артуре 20 декабря 1904 г. соединение переименовано в "Отряд крейсеров в Тихом океане". 25 апреля 1905 г. "Россия" и "Громобой" выходили в боевой поход к японским берегам, уничтожили за три дня 4 вражеские шхуны. При очередном выходе в море 11 мая подорвался на минах и получил серьезные повреждения крейсер "Громобой". Летом 1905 г. отряд подчинен начальнику Отдельного отряда судов, предназначенного для охраны вод Уссурийского залива, и командиру Владивостокского порта контр-адмиралу Н.Р. Греве. 11 ноября по распоряжению Главного морского штаба "Богатырь", "Громобой" и "Россия" вышли Южным морским путем на Балтийское море. После прибытия в Либаву 30 марта 1906 г. соединение расформировано, а корабли включены в состав Балтийского флота.
За период боевых действий Владивостокский отряд крейсеров провел в целом успешные операции на вражеских коммуникациях (6 - в Японском море, 1 - в Тихом океане и 1 - для содействия прорыву эскадры из Порт-Артура). Только за время крейсерства на коммуникациях было потоплено 3 транспорта, 5 пароходов, 8 шхун и 2 парохода с контрабандой, в числе которых были пароход "Идзумо-Мару" (3,200 тонн) и войсковой транспорт "Хитаци-Мару" (6,175 тонн), доставлявший к Порт-Артуру свыше тысячи солдат и офицеров и восемнадцать 280-мм осадных гаубиц. В море было захвачено и отправлено в качестве приза во Владивосток 4 парохода и шхуна. Противник вынужден был отказаться от перевозок Японским морем, держать значительные силы (эскадра Камимуры) в Корейском проливе вдали от Порт-Артура.
В последующем отряд занимался учебно-боевой подготовкой и ремонтом во Владивостоке. В связи с ликвидацией основных сил флота в Порт-Артуре 20 декабря 1904 г. соединение переименовано в "Отряд крейсеров в Тихом океане". 25 апреля 1905 г. "Россия" и "Громобой" выходили в боевой поход к японским берегам, уничтожили за три дня 4 вражеские шхуны. При очередном выходе в море 11 мая подорвался на минах и получил серьезные повреждения крейсер "Громобой". Летом 1905 г. отряд подчинен начальнику Отдельного отряда судов, предназначенного для охраны вод Уссурийского залива, и командиру Владивостокского порта контр-адмиралу Н.Р. Греве. 11 ноября по распоряжению Главного морского штаба "Богатырь", "Громобой" и "Россия" вышли Южным морским путем на Балтийское море. После прибытия в Либаву 30 марта 1906 г. соединение расформировано, а корабли включены в состав Балтийского флота.
За период боевых действий Владивостокский отряд крейсеров провел в целом успешные операции на вражеских коммуникациях (6 - в Японском море, 1 - в Тихом океане и 1 - для содействия прорыву эскадры из Порт-Артура). Только за время крейсерства на коммуникациях было потоплено 3 транспорта, 5 пароходов, 8 шхун и 2 парохода с контрабандой, в числе которых были пароход "Идзумо-Мару" (3,200 тонн) и войсковой транспорт "Хитаци-Мару" (6,175 тонн), доставлявший к Порт-Артуру свыше тысячи солдат и офицеров и восемнадцать 280-мм осадных гаубиц. В море было захвачено и отправлено в качестве приза во Владивосток 4 парохода и шхуна. Противник вынужден был отказаться от перевозок Японским морем, держать значительные силы (эскадра Камимуры) в Корейском проливе вдали от Порт-Артура.
Источник: Военно-морской исторический справочник