Владычество монгольских ханов в Средней Азии и борьба ее народов против монгольских завоевателей
Владычество монгольских ханов в Средней Азии и борьба ее народов против монгольских завоевателей
Завоевание монголами Средней Азии
Завоевание Чингис-ханом Хорезмского государства, объединившего под своей властью к началу XIII в. Среднюю Азию, Иран и Афганистан, в значительной мере объяснялось его внутренней слабостью. Борьба между разными группами знати и феодальная раздробленность препятствовали организации обороны. Хорезмшах не доверял своим вассалам и боялся созывать их ополчения, вассалы враждовали друг с другом и с центральным правительством, а все вместе они боялись активности народных масс, не решались вооружать их для борьбы с внешним врагом. Поэтому, как свидетельствуют сообщения арабского историка Ибн ал-Асира, а также Джувейни, Рашид-ад-дин а и других авторов XIII — начала XIV в., писавших на персидском языке, в Средней Азии, как и в Иране, а равно и в странах Закавказья, наиболее активными борцами против ополчений Чингис-хана были народные массы, в первую очередь организованные в цехи ремесленники и городская беднота. Завоеватели встретили очень сильный отпор, но в результате пассивности или прямой измены местных феодалов изолированные очаги сопротивления были подавлены монголами поодиночке.
Сначала Чингис-хан обменивался посольствами с хорезмшахом Мухаммедом (1200—1220), стараясь через своих послов и купцов собрать как можно больше сведений о силах противника. Затем Чингис-хан начал военные действия (1219 г ), использовав в качестве предлога ограбление в городе Отраре на Сыр-Дарье шедшего из Монголии торгового каравана. Хорезмшах побоялся соединить вместе ополчения своих вассалов, рассредоточил войска по отдельным укрепленным городам и тем самым обрек их на пассивную оборону. Монгольское войско во главе с Чингис-ханом, взяв Отрар, направилось через степи к Бухаре.
Быстрота движения войск Чингис-хана не позволила провести нужных мероприятий для встречи с врагом. Крупные землевладельцы, купцы и высшее мусульманское духовенство, боясь за свои богатства и не доверяя народным массам, стали на дуть предательства. Из-за их измены в начале 1220 г. были захвачены Бухара, Самарканд и другие города Зарафшанской долины. Серьезное сопротивление было оказано в Дженде и особенно в Ходженте, где выдвинулся его героический защитник Тимур Мелик, один из немногих военачальников, проявивших подлинную стойкость и большие военные способности. Хорезмшах Мухаммед, напуганный успехами Чингис-хана, бежал в Иран под предлогом сбора нового войска, но затем укрылся на одном из островов Каспийского моря, где и умер в конце 1220 г. После долгой и героической обороны Мерва и Ургенча их населением эти города были взяты и разрушены. К 1221 г. вся Средняя Азия была захвачена монгольскими завоевателями.
Последствия завоевания Средней Азии монголами носили катастрофический характер. Разрушены были замечательные ирригационные системы Мервского оазиса, Хорезма и других районов. Ургенч, Мерв, Термез и другие города лежали в развалинах. Для управления земледельческими районами Мавераннахра великий хан Угэдэй по соглашению с улусным ханом Чагатаем назначил состоявшего на службе у Чингис-хана богатого хорезмского купца Махмуда Ялавача, игравшего главную роль в упомянутых посольствах Чингис-хана к хорезмшаху Мухаммеду. Потомки Махмуда Ялавача, сделавшиеся феодалами, управляли земледельческими районами Мавераннахра до 1311 г. Они старались опираться на уцелевшую местную феодальную знать и мусульманское духовенство, а также на богатое купечество, которые быстро примирились с монгольским владычеством. Чагатай-хан и его преемники до начала XIV в. продолжали жить с подвластными племенами в степях Семиречья, сохраняя кочевой образ жизни. Господство кочевников гибельно отразилось на экономике и культуре Семиречья. В течение XIII в. здесь почти исчезли земледельческие оазисы и города, вся страна превратилась в степь.
Завоеватели установили жестокие формы феодальной эксплуатации покоренного оседлого трудящегося населения. Крестьяне и ремесленники, оставшиеся в городах, были задавлены громадными налогами и повинностями. Часть ремесленников со своими семьями была обращена в рабство. Они работали в казенных мастерских на скудном пайке, получая ежедневно только хлеб и лишь три раза в неделю немного мяса.
Восстание Махмуда Тараби
Невыносимое положение крестьян и ремесленников Бухарского оазиса вынудило их в 1238 г. восстать как против монгольской знати, так и против поддерживавших ее местных феодалов, в частности против бухарского садра, богатейшего духовного феодала, который и до и после монгольского завоевания сохранял в своих руках духовную и светскую власть в Бухаре. Восстание приняло религиозную окраску. Во главе его стал живший в селении Тараб, близ Бухары, ремесленник, мастер по выделке сит, по имени Махмуд, прослывший среди народных масс мусульманского населения «святым». Узнав об успехах проповеди Махмуда Тараби, монгольские эмиры (нойоны) решили хитростью заманить его в Бухару и убить. Но прибытие Махмуда в Бухару послужило сигналом к народному восстанию. Восставшие низложили и прогнали бухарского садра, а Махмуда Тараби провозгласили султаном и халифом. Монгольские правители бежали. Соединив в своих руках светскую и духовную власть, Махмуд Тараби принял ряд жестких мер против местной знати. Вскоре монгольские власти вернулись в Бухару, приведя с собой войско. Тогда к восставшим присоединились крестьяне всех деревень, находившихся около Бухары, и монгольское войско было разбито. Но Махмуд Тараби в этой битве погиб. В новом сражении с монгольским войском восставшие потерпели поражение, погеряв около 20 тыс. человек. Победители по приказу Чагатай-хана расправились с побежденными с большой жестокостью и разорили Бухарский оазис.
Средняя Азия в первой половине XIV в.
В начале XIV в. монгольские ханы Чагатаиды переселились из Семиречья в долину роки Кашка-дарьи, в город Карши, и, взяв в свои руки управление Мавераннахром, попытались создать крепкую центральную власть, сблизившись с местной знатью. Понимая, что без правильного поступления налогов сильная ханская власть не могла бы существовать, хан Кебек провел некоторые реформы по образцу реформ Газан хана в Хулагуидском улусе ( О реформах Газан хана см. ниже в этой же главе в разделе об Иране.). Последующие ханы приняли ислам. Это направление в политике чагатайских ханов вызвало яростное сопротивление со стороны большей части монгольской кочевой знати, стоявшей за сохранение старинных установлении и кочевого быта, не желавшей идти ни на какое сближение с местными феодалами и стремившейся к ничем не ограниченной эксплуатации крестьян и городских ремесленников в завоеванных областях. Казан-хан, продолжатель политики Кебек-хана, погиб в борьбе с мятежной кочевой знатью (1347 г.), а вождь ее, эмир Казаган, сделался фактически правителем Средней Азии, управляя от имени возведенного им на престол своего ставленника из числа потомков Чагатая. Еще до этого Семиречье и Восточный Туркестан, где монгольские кочевые традиции были сильнее, чем в других местах, выделились в особое ханство, названное Могулистаном. После распада Чагатайского улуса на два ханства — Мавераннахр и Могулистан — между ними происходили постоянные войны.
Среди кочевых феодалов Мавераннахра, претендентов на власть в стране, в 60-х годах XIV в. выдвинулись два эмира — владетель Балха и Самарканда Хусейн и Тимур из тюркизованного монгольского племени барлас. Тимур родился в 1336 г. и был сыном знатного, но небогатого бека. Он обладал большими организаторскими и военными способностями. Честолюбивый, волевой и беспринципный, молодой Тимур стремился достигнуть власти любой ценой. Он заключил союз с Хусейном, женившись на его сестре. Одно время Тимур служил могулистанскому хану, захватившему тогда Мавераннахр, потом попал в опалу и должен был бежать со своим отрядом за Аму-Дарью. Четыре года Тимур вел бродячую жизнь феодала-разбойника, совершая грабительские набеги на окрестные владения. Однажды в Систане Тимур был ранен в правую ногу, после чего остался хромым, почему и получил прозвище Тимур-ленг (по-таджикски), т. е. «Тимур-хромец», или «Железный хромец», поскольку «Тимур» по-тюркски значит «железо». В европейском произношении Тимур-ленг превратился в Тамерлана.
Когда могулистанские войска были изгнаны из Мавераннахра, Тимур вернулся туда. Чтобы отразить новое вторжение могулистанских войск, в Мавераннахре созвали феодальное ополчение, во главе которого стали эмиры Хусейн и Тимур. Но ополчение было разбито и обращено в бегство близ Ташкента могулистанскими войсками (1365 г.), которые после этого пошли на Самарканд.
Восстание сербедаров в Самарканде. Образование государства Тимура
Самарканд в XIV в. оправился от последствий разгрома его Чингис-ханом и превратился в крупнейший торгово-ремесленный центр Мавераннахра. После поражения феодалов Мавераннахра в 1365 г. Самарканд был брошен ими на произвол судьбы. Город не имел крепостных стен, ибо монгольские ханы-кочевники в Средней Азии не позволяли укреплять города стенами, опасаясь восстаний горожан. Поэтому Самарканд, казалось, должен был стать легко добычей могулистанских войск.
Среди ремесленников Самарканда в это время была значительная группа сербедаров — борцов против монгольского ига (Народно-освободительное движение сербедаров началось в Хорасане в 30-х годах XIV в. и потом распространилось на Среднюю Азию. См. ниже в этой же главе в разделе об Иране. ). Сербедаров возглавляли молодой студент медресэ Маулана-задэ, старшина цеха трепальщиков хлопка Абу Бекр и «стрелок из лука» Хурдак Бухари. На собрании горожан в соборной мечети вожди сербедаров, заклеймив трусость и низость местных феодалов, предложили взять дело обороны Самарканда на себя, с тем что им будет поручено управление городом. Получив полномочия от народа, вожди сербедаров вооружили горожан и покрыли узкие улицы баррикадами, оставив свободной только главную магистраль города. По ней могулистанские всадники въехали в город и попали в ловушку: со всех стен и переулков на них посыпались стрелы, камни и палки. Потеряв 2 тыс. человек, непривычные к уличному бою кочевники в панике обратились в бегство.
Власть сербедаров распространилась на всю Самаркандскую область. Источники дают очень скупые сведения, скорее намеки, относительно социальных мероприятий самаркандских сербедаров. Известно лишь, что сербедары хотели отменить налоги, введенные монгольскими завоевателями и не основанные на мусульманском праве (шариате). Они опирались на народные массы и враждебно относились к знатным и богатым. Весной 1366 г. эмиры Хусейн и Тимур со своими ополчениями двинулись к Самарканду. Скрыв свои враждебные намерения, они дали знать сербедарам, что благодарят их за защиту города от могулистанских войск и одобряют их мероприятия. Поверив этому, сербедары в большом числе прибыли в ставку эмиров, но были там вероломно схвачены и почти все казнены.
После подавления сербедарского восстания в Самарканде эмиры Хусейн и Тимур оказались единственными претендентами на верховную власть в Маверанпахре, но разделить ее между собой они не захотели. В 1370 г. между обоими эмирами произошло открытое столкновение. Хусейн потерпел поражение, попал в плен к Тимуру и был им казнен. И кочевые, и оседлые феодалы Мавераннахра, напуганные сербедарским движением (иранские сербедары овладели к тому времени половиной Хорасана), нуждались в сильной центральной власти для борьбы с народными движениями и поддержали Тимура. Не будучи потомком Чингис-хана, Тимур не мог стать ханом; он удовлетворился титулом великого эмира и стал управлять страной (1370— 1405) от имени им же поставленного марионеточного хана из потомков Чагатая.
Походы Тимура и его внутренняя политика
Для того, чтобы упрочить свою власть и удержать феодалов Мавераннахра, особенно кочевую знать, от внутренних мятежей и междоусобий, Тимур начал большие завоевательные войны. Первые годы правления Тимур употребил на завоевание всей Средней Азии. Завоевать богатый Хорезм, где незадолго до того снова сложилось самостоятельное государство, ему удалось лишь в 1388 г., после пяти походов, во время которых был совершенно разрушен Ургенч. Затем Тимур разгромил войска Могулистана.
Тимур вел долгую и упорную борьбу с Золотой Ордой. Только после трех больших походов (1389, 1391, 1395 гг.) войска Тимура разгромили Золотую Орду. Во время последнего похода они разорили и ограбили также южную окраину Руси. Однако прочно присоединить к своим владениям территории Могулистана и Золотой Орды Тимур не пытался, понимая, что управлять этими обширными степями из отдаленного центра крайне трудно. Но Тимур стремился подорвать военную мощь и хозяйственную жизнь культурных областей Золотой Орды (Поволжья, Крыма), особенно ее транзитную торговлю. С этой целью он полностью разрушил все ее большие города — Сарай Берке, Астрахань, Азов и др. Разрушение этих городов, а также Ургенча привело к тому, что в течение почти трех десятков лет вся средиземноморско-азиатская торговля направлялась только по караванным путям, проходившим через Иран, Бухару и Самарканд, подвластные Тимуру.
Начиная с 1380 г. Тимур стал предпринимать систематические походы для завоевания Ирана, а позже также Азербайджана, Армении, Грузии, Ирака, Сирии и Малой Азии. Продолжавшиеся до 1404 г. походы натолкнулись на упорное сопротивление народов всех этих стран и сопровождались большими опустошениями и жестокостями, напоминавшими времена Чингис-хана. Грабя завоеванные области, Тимур употреблял часть богатств для обогащения феодальной знати Средней Азии, а также для проведения там при помощи принудительного труда каналов и для строительства городов. В Самарканд и другие города Мавераннахра переселялись десятки тысяч ремесленников, художников и ученых, вывезенных из завоеванных стран. По рассказу кастильского посланника Клавихо, прибывшего ко двору Тимура в Самарканд в 1404 г., в одном только этом городе было до 150 тыс. ремесленников и купцов с семьями, переселенных сюда из других стран. Наибольшая военная добыча была захвачена войсками Тимура во время похода в Индию (1398 г.).
В начале XV в. создались напряженные отношения между державой Тимура и Минской империей. Зимой 1404/05 г. по приказу Тимура у города Отрара на Сыр-Дарье стало собираться большое ополчение для похода на Китай. Предлогом для войны Тимур объявил притеснения, чинимые среднеазиатским купцам и гонения на мусульман в Китае. Но военные приготовления были прерваны смертью Тимура (февраль 1405 г.) и последовавшими за ней междоусобиями в Тимуридском государстве.
Внутренняя политика Тимура отвечала интересам кочевой и оседлой феодальной знати, на которую он опирался. Оставив Среднюю Азию, кроме Ферганы, под своим непосредственным управлением, все остальные области он роздал членам своей фамилии, а также военной и духовной знати. Вскоре Тимуру пришлось столкнуться с их сепаратистскими стремлениями.
При Тимуре господствующим видом феодального землевладения стал союргал. Союргал (по-монгольски «пожалование») был наследственным пожалованием территорий разного размера под условием несения лицом, получившим союргал, военной службы в пользу государя, вместе с определенным числом всадников. Владетель союргала, помимо налогового иммунитета, получал также право полного судебного и административного иммунитета. Чиновникам центрального государственного аппарата доступ на территорию союргала был запрещен. Податная система при Тимуре была оставлена в прежнем виде.
При Тимуре была проведена реформа, касавшаяся феодального ополчения. Оно состояло теперь не только из кочевников, но и из оседлых жителей, взятых по набору, следовательно, из монголов, среднеазиатских тюрок и таджиков. Все зачисленные в ополчение делились на две очереди: одна шла в поход, другая оставалась для защиты тыла. Кроме самострелов, нефтеметных, камнеметных и стенобитных машин, войсками Тимура впервые на Востоке было применено огнестрельное оружие.
Ради прославления своего имени Тимур воздвигал, чаще всего при помощи принудительного труда, пышные постройки, привлекая для этого лучших архитекторов, художников и мастеров. Были проведены большие работы по перепланировке и перестройке Самарканда. Однако ни блестящие постройки, ни искусственно вызванный расцвет ремесел и торговли в Мавераннахре, ни крупные оросительные работы не могут оправдать опустошения Тимуром богатых и культурных стран, разграбление городов и захват в плен ремесленников. Правление Тимура сыграло отрицательную роль для самих народов Средней Азии, ибо все эфемерные успехи Тимура достигались за счет утверждения режима бесправия в Мавераннахре и нищеты в покоренных странах.
Мавераннахр в XV в.
После смерти Тимура империя Тимуридов сразу же потеряла часть захваченных территорий. При сыне и преемнике Тимура, султане Шахрухе (1405—1447), под властью Тимуридов остались Средняя Азия, Афганистан и Ирач. Преемники Тимура прекратили избрание марионеточных ханов из потомков Чингис-хана и сами приняли титул султана. Султан Шахрух перенес столицу в город Герат, а Мавераннахр отдал в удел своему старшему сыну Улугбеку который правил в Мавераннахре в 1409—1447 гг., а после смерти Шахруха стал султаном всего Тимуридского государства (1447— 1449гг.). Улугбек приобрел известность не столько своей государственной деятельностью, сколько тем, что при нем Самарканд превратился в крупный центр научной и культурной жизни.
Улугбек враждебно относился к мусульманскому мистицизму (суфизму) и дервишеским орденам и навлек на себя ненависть дервишей. При поддержке дервишей сын Улугбека Абд ал-Латиф произвел дворцовый переворот, свергнул отца, а затем подослал к нему наемных убийц (1449 г.). При тимуридском султане Абу Сайде (1452—1469) усилилось влияние дервишеских шейхов. Среди них особенно выделялся глава дервишеского ордена накшбендиев Ходжа Ахрар, крупнейший духовный феодал. После смерти Абу Сайда Тимуридское государство распалось на два султаната во главе с представителями двух ветвей династии Тимуридов: один в Хорасане и Афганистане, другой — в Мавераннахре. При последних тимуридских султанах Мавераннахра влияние Ходжи Ахрара и религиозная реакция особенно усилились.
Образование Узбекского и Казахского ханств. Разгром узбеками Тимуридского государства
Еще в XIII в. в составе Золотой Орды сложились улусы: Синяя Орда в Поволжье, Белая Орда в западной части и улус Шейбана в северной части нынешнего Казахстана по рекам Тоболу и Иртышу. Улусы эти управлялись потомками внуков Чингис-хана — Батыя(Бату), Орды и Шейбана.С ХIV в. тюркские кочевые племена Белой Орды и улуса Шейбана стали именоваться общим именем узбеков (Происхождение этого имени не выяснено.). В начале XV в. улус Шейбана и Белая Орда объединились в одно Узбекское ханство, управляемое ханами из потомков Шейбана. Наибольшего политического и военного могущества держава кочевых узбеков достигла при Абулхайр-хане (1428—1468).
Социальный строй Узбекского ханства был раннефеодальным. Феодальные повинности были облечены в форму патриархальных обычаев. Племена делились на колена и роды, которыми управляла феодализованная племенная знать — бии. Выше их стояла другая группа знати — султаны (царевичи), потомки Чингис-хана. По степному обычаю хан обязан был выделить каждому султану удел (юрт) в составе того или иного племени, с территорией для зимнего и летнего кочеванья. Постоянные междоусобия делали Узбекское ханство непрочным политическим объединением.
При Абулхайр-хане стали увеличиваться повинности рядовых кочевников. Два султана — Джанибек и Гирей, возглавив враждебную Абулхайр-хану группировку кочевых феодалов, использовали в своих целях недовольство массы кочевников, увлекли за собой некоторые племена и откочевали в долины рек Таласса и Чу. Там, в Семиречье, около 1465 г. образовалось самостоятельное ханство во главе с Гиреем, названное Казахским. Кочевые племена нового ханства стали именоваться казахами.
После смерти Абулхайр-хана государство узбеков временно распалось на уделы. Глава одного из уделов, Мухаммед Шейбани-хан, способный полководец и опытный политик, после долгой борьбы объединил под своей властью ряд узбекских племен. Воспользовавшись феодальными междоусобиями и недовольством эксплуатируемых народных масс в Тимуридском государстве, Шейбани-хан двинул войска в Мавераннахр, занял Бухару и Самарканд в 1499—1500 гг., а в последующие годы совсем изгнал Тимуридов из Мавераннахра. Так в Мавераннахре образовалось Узбекское государство Шейбанидов. В это государство ушли все кочевые узбеки с низовьев Сыр-Дарьи, а их место там заняли казахи.
Первоначально термины узбеки и казахи означали только подданных того или иного ханства. Но в XVI в. кочевые узбеки слились со сложившейся еще ранее в Мавераннахре тюркской народностью (условно называемой в советской науке староузбекской) и дали ей свое имя — узбеки. Казахские племена, слившись с тюркскими племенами, осевшими в Семиречье с первых веков нашей эры и особенно со времен тюркского каганата VI—VII вв., и с тюркизованными монгольскими племенами Могулистана, в XVI в. сложились в казахскую народность.
Культура народов Средней Азии в XIV — XV вв.
Блестящего расцвета в XIV—XV вв. достигли архитектура и изобразительные искусства народов Средней Азии. Памятники архитектуры этого времени отличаются монументальными формами, в частности высокими порталами и куполами, и изысканностью своей отделки. К XIV в. относятся памятники старого Ургенча: минарет высотой в 60 м, мавзолей Наджм-ад-дина Кубра и Султана Али и замечательный мавзолей Тюрабек-ханым — один из шедевров среднеазиатской архитектуры, построенный в виде двенадцатигранной призмы снаружи и шестигранной внутри, с глубокими арочными стрельчатыми нишами в гранях. Внутри купол этого здания украшен поразительным по мастерству мозаичным плафоном.
При Тимуре были воздвигнуты: в Самарканде — ряд мавзолеев в архитектурном комплексе Шах-и Зинда с великолепными мозаичными композициями, грандиозная соборная мечеть Бибиханым с высокими арочными порталами и синим изразцовым куполом, мечеть-усыпальница Тимурндов Гур-и Эмир; в городе Кеше — дворец Ак Сарай; в городе Туркестане — большая мечеть Хаджи Ахмеда Ясави. Куполы и фасады этих памятников богато орнаментованы мозаикой из разнообразных глазурованных плиток. Все эти памятники отличаются высоким художественным совершенством.
Из архитектурных памятников XV в. следует отметить мечеть-мавзолей шейха Сейф-ад-дина Бахарзи в Бухаре, чудесные по архитектуре и мозаикам медресэ Улугбека в Бухаре и Самарканде — с изящным стрельчатым порталом, мечеть в Анау близ современного Ашхабада и мавзолей Ишрат-хана в Самарканде. Высоким мастерством и своеобразием стиля отличалось прикладное искусство XIV—XV вв.: керамические изделия, резьба по дереву и мрамору. Не менее высокими художественными достоинствами обладало и искусство миниатюры.
В первой половине XV в., при Улугбеке, в Самарканде продолжала развиваться культурная жизнь на базе старинной среднеазиатской культуры. В медресэ Улугбека преподавались не только богословие и право, но также точные и естественные науки. Была построена большая обсерватория с грандиозным (в 55 м высотой) секстантом, часть которого сохранилась до наших дней. В медресэ читали лекции приглашенные Улугбеком крупнейшие астрономы эпохи: «Платон своего времени» Казы-задэ Руми, Гийяс-ад-дин Джемшид и Али Кушчи. Улугбек и сам был выдающимся астрономом. Он много лет работал в своей обсерватории над составлением «Гурганских астрономических таблиц». Таблицы эти, отличавшиеся высокой степенью точности, были одним из важнейших астрономических сочинений средневековья и приобрели мировую известность. Улугбек создал также большую научную библиотеку. Под руководством Улугбека был составлен исторический труд «История четырех улусов». В Самарканде работали ученые, поэты, зодчие, живописцы-миниатюристы.
В XV в. в Герате жил и творил великий мыслитель и поэт узбекского народа Алишер Навои (1441—1501), бывший везиром тимуридского султана Хорасана — Хусейна Байкары. К числу лучших произведений Алишера Навои относятся «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет». Гуманист, борец за раскрепощение мысли и за свободу чувства, Навои воспевал благородство, красоту и любовь. Он создал прекрасные образы нежных, любящих и в то же время сильных духом женщин. Навои воспевал также красоту человеческого труда и созидания.
В столице султана Хусейна Герате жил также выдающийся поэт и мыслитель, классик таджиков и персов, Абд-ар-Рахман Джами (1414—1492), написавший семь поэм, объединенных под общим заглавием «Хафт авранг» («Созвездие Большой Медведицы»), и сборник нравоучительных рассказов «Бахаристан» («Весенний сад»). Мировоззрение Джами противоречиво: элементы гуманизма переплетаются в нем с мистицизмом. На персидском языке писали и крупные историки XV в. — Хафиз-и Абру (он же географ), Абд-ар-Реззак Самаркандии Мирхонд.