, Морис де (Vlaminck, Maurice de) 1876, Париж — 1958, Рюэй-ля-Гадельер. Французский живописец. Начал заниматься живописью с 1892. Специального образования не получил. Живопись Ван Гога, с которой Вламинк познакомился на выставке в 1901, оказала влияние на становление его творческой манеры. С 1900 работал вместе с Дереном на натуре в Шату. Здесь, на берегах Сены, были созданы пейзажи, полыхающие яркой киноварью, ультрамарином, лимонно-желтыми и изумрудно-зелеными тонами. "Школа Шату" объединилась с художниками круга Матисса; их совместная экспозиция в Осеннем салоне 1905 ознаменовала рождение фовизма. Фовизм наиболее органично отвечал свойствам личности и художественному темпераменту Вламинка. В его работах 1904—1907 нарастает экзальтация цвета. Хроматический накал поглощает тени; яростное коловращение красок вовлекает в свой ритм пространство, перспективные планы преобразуются в декоративные плоскости (Дома в Шату, 1904, Чикаго, Институт искусств; Пейзаж с красными деревьями, 1905; Улица в Марли, обе — Париж, Нац. музей современного искусства; Барки на Сене, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Анархист по натуре и убеждениям, склонный к демонстративной оппозиционности, брутальности поведения, Вламинк вживался в образ "дикаря", маргинала-пролетария, бунтующего против условностей современного общества. Он работал механиком, токарем, был профессиональным велосипедистом-гонщиком. В его живописи, как и в литературных сочинениях (эссе, памфлетах, романах), отразилась личность прямодушная и импульсивная, предпочитающая непосредственность самовыражения созерцательному эстетизму и рефлексии. В 1908 Вламинк увлекся живописью Сезанна. С этого времени в его цветовой гамме доминируют приглушенные зеленые, синие тона. Живописная скоропись сменяется медлительным движением вязких мазков (Дом с навесом, Париж, Нац. музей современного искусства; В Шату, Гренобль, Музей изящных искусств; Река; Буживаль, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). С 1911 (года пребывания в Англии) в живописи Вламинка появляются романтические черты. Темные тона его пейзажей, написанных динамичной кистью, прерываются таинственными вспышками (Саутгемптон, 1911, частное собрание; Мост Тауэра, 1911, частное собрание). Четкие отражения прибрежных построек в стоячей воде кажутся их призрачными двойниками, всплывающими из темных глубин. В 1925 приобрел сельский дом в Рюэй-ля-Гадельер, где пребывал до конца жизни. Поздние пейзажи овеяны ощущением тайны. Глухие стены домов, сумрачные дали, пустынные улицы, густо затененные зоны словно выдают своим настороженным молчанием уже случившиеся или назревающие тревожные события (Хижины, Париж, Нац. музей современного искусства; Дорога, 1926, частное собрание; Размышления, 1925, частное собрание; Гроза над хлебным полем, 1946, частное собрание). Ощущение тревоги, незримой драмы, разыгрывающейся в лоне природы, сближает творчество Вламинка с экспрессионизмом. С особым мастерством художник писал предгрозовое небо, набухшее свинцовыми облаками, тяжело клубящимися, зловеще надвигающимися на землю. Вламинк работал также в технике литографии, офорта, гравюры на дереве. В 1929 написал книгу воспоминаний Опасный поворот.
Лит.: Genevoix M. Vlaminck. L’Homme. Paris, 1954; Sauvage M. Vlaminck, sa vie et son message. Geneve, 1956; Selz J. Vlaminck. Paris, 1966.
В. Крючкова