Власов, Степан (Стефан) Григорьевич

Найдено 1 определение
Власов, Степан (Стефан) Григорьевич

[28.9(10.10)1854 (в нек-рых источ. 1858), станица Гундоровская, Обл. войска Донского, ныне Ростов. обл. — 1919, там же] — арт. оперы (высокий бас), камерный певец и педагог. Род. в семье донских казаков. В 1877—82 обучался пению в Моск. конс. (кл. Дж. Гальвани и Э. Тальябуэ). В 1882 совершенствовался в Вене (у проф. Баркичи) и в Италии. Выступал в оперных т-рах Турина, Флоренции и др. итал. городов. В 1885 дебютировал в партии Царя Египта в Моск. частной рус. опере С. Мамонтова. В 1887—1907 солист. моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя" М. Глинки), где выступал с неизменным успехом не только в басовых, но и в баритоновых партиях. Обладал звучным ровным во всех регистрах голосом обширного диапазона (свободно брал верхнее ля). Репертуар певца включал ок. 50 партий (особенно выразительны были образы, созданные им в операх рус. композиторов).


1-й исп. партий: Домового ("Сон на Волге"), Царя духов ("Мелузина"), Валтасара ("Пир Валтасара"), Максима Редрикова ("Тушинцы"), Старого цыгана ("Алеко" С. Рахманинова), Комина ("Мария Бургундская"), в Москве — Лепорелло ("Каменный гость"), Деда Мороза ("Снегурочка"); в моск. Большом т-ре — Кичиги ("Чародейка"), Владимира Галицкого ("Князь Игорь"), Головы ("Майская ночь"), Эбн-Хакиа ("Иоланта"), Верейского ("Дубровский"), Деда Мороза ("Снегурочка"), Кичиги ("Чародейка"), Федула ("Федул с детьми"), Петра ("Гензель и Гретель"), Капулети ("Ромео и Джульетта"), Нилаканты ("Лакме"); на рус. сцене — Вотана ("Зигфрид"), Герцога Норфолка ("Генрих VIII"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Красное солнышко, Владимир Галицкий, Кочубей; Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Вотан ("Валькирия"), Старый цыган ("Алеко"). "Небольшая роль отца Земфи-ры в исполнении С. Г. Власова выросла в значительный, полный большого смысла образ великодушного, отрешившегося от человеческих страстей, умудренного жизнью старика, воплощенный с трогательной искренностью и простотой этим прекрасным певцом, хранителем реалистических традиций русской оперной сцены" (А. Оссовский)*.


Др. партии: Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Добрыня Никитич ("Добрыня Никитич"), Князь Игорь, Элиаким; Рамфис, Каспар, Сен-Бри, Цунига, Тонио, Мефистофель ("Мефистофель"). Партнеры: М. Дейша-Сионицкая, И. Ершов, Б. Корсов, А. Крутикова, Н. Салина, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Бевиньяни, Э. Направника, В. Сука.


Выступал в камерных концертах. Весной 1900 (вместе с Собиновым и пианистом Н. Розенбергом) гастролировал в Орле, Курске, Житомире, Херсоне, Николаеве, Новочеркасске, Ростове-н/Д, Таганроге. 15 февр. 1900 выступил в концерте Кружка любителей рус. музыки, где исп. романсы М. Балакирева, А. Бородина, А. Рубинштейна, П. Чайковского.


В 1907—17 вел пед. деят-сть в Москве, последние два года жизни — в Новочеркасске. В 1907 получил звание "Засл. артист имп. театров".


Записывался на грампластинки (2 произв.) в Москве ("Граммофон", 1903).


Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1899. Вып. 3. С. 16; Степан Григорьевич Власов // Ежегодник имп. театров. Сезон 1907— 1908. — П., /б.г./. Вып. 18. Ч. 1. С. 282—283; Дpизен Н. В. Сорок лет театра. Воспоминания. 1875—1915. — Пг.: Прометей, 1916. С. 107: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма. — М.; Л., 1937. С. 249; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. С. 156; Оссовский А. В.* С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове / Сост., ред., коммент., и предисл. З. Апетян. — М., 1974. Т. 1. С. 355.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008