Военно-Грузинская дорога

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА
историческое название пути из Владикавказа в Тбилиси: по долине реки Терек, через хребет Скалистый, по Дарьяльскому ущелью, через Крестовый перевал Главного хребта Большого Кавказа, по долине реки Белая Арагви и по правобережью Куры. Протяженность свыше 200 верст. Была известна с древности. Особое стратегическое значение имела после присоединения Грузии к России (1801).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА
дорога через хребты Большого Кавказа, соединяющая Владикавказ (Северная Осетия) с Тбилиси (Грузия). Протяженность 208 км. Русские войска впервые преодолели горы Большого Кавказа этим путем во время русско-турецкой войны 1768-1774. Для защиты Грузии от турецких войск был послан отряд генерала Э. И. Тотлебена, который в ходе продвижения разрабатывал дорогу и строил мосты. Постоянное сообщение было открыто в 1799. После присоединения в1801 Грузии к России началась постройка новой, улучшенной Военно-грузинской дороги. В 1863 ее полотно шоссировано. На горных участках дороги созданы искусственные сооружения, в том числе 6 открытых галерей для защиты от снежных завалов (длина 100-500 м, ширина более 7 м, высота около 5,5 м).

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Военно-Грузинская дорога
историческое название пути из Владикавказа (Северная Осетия) в Тифлис (Грузия): по долине реки Терек, через хребты Скалистый, по Дарьяльскому ущелью, по ущелью реки Байдарка, через Крестовый перевал Главного хребта Большого Кавказа, по долине реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура. Этот путь был известен с глубокой древности. Сообщения между Россией и Грузией начались во второй половине XVIII в. Протяженность 208 км. Русские войска впервые преодолели горы Большого Кавказа этим путем во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Для защиты Грузии от турецких войск был послан отряд генерала Г.Г. Тотлебена, который в ходе продвижения разрабатывал дорогу и строил мосты. Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 г. После присоединения Грузии к России в 1801 г. дорога приобрела особо важное военно-стратегическое значение. Она стала называться Дарьяльской дорогой. С 1803 г. началась постройка новой, улучшенной дороги. С 1814 г. она стал пригодна для движения колесного транспорта. В 1829 г. по Военно-Грузинской дороге путешествовал А.С. Пушкин. Свое путешествие он описал в произведении "Путешествие в Арзрум". В 1863 г. ее полотно было шоссировано. После этого дорога стала называться Военно-Грузинской. В 1911 г. по дороге началось регулярное автомобильное движение. Дорога сыграла важную роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004