ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ

Найдено 1 определение
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ
средние и высшие учебные заведения для подготовки офицерских командных и инженерно-технических кадров русской армии и флота. Первые военно-учебные заведения возникли в период создания регулярной армии и военно-морского флота. В 1698 по инициативе Петра I были открыты артиллерийская и пехотная школы в Москве и мореходная в Азове, а в 1701 — также в Москве — артиллерийская и инженерная школы, Школа математических и навигацких наук. Во время Северной войны 1700-1721 были образованы артиллерийская (1712), инженерная (1719) школы и Морская академия (1715) в Санкт-Петербурге, хирургическая (1707), инженерная (1712) школы и школа переводчиков (1708) в Москве. В каждой и них ежегодно обучалось 100-300 и более воспитанников, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные школы при Петре I давали хорошее по тому времени общее и среднее специальное образование. В учрежденных в Санкт-Петербурге Сухопутном (1732) и Морском (1752) кадетских корпусах обучалось от 150 до 600 воспитанников. Такими же были Артиллерийский, Инженерный (1762) и Гродненский (1797) кадетские корпуса. В них готовились не только офицеры, но и чиновники государственных учреждений. Сухопутные кадетские корпуса выпускали офицеров для всех родов войск, а Морской кадетский корпус — для флота, береговой и корабельной артиллерии. Многопредметность и принятый в кадетских корпусах широкий профиль общего образования нередко шли в ущерб специальной подготовке офицеров. В XVIII в. кадетские корпуса выпустили около 3,5 тысячи офицеров, в том числе 450 морских, что не обеспечивало потребности армии и флота в офицерских кадрах. Рост вооруженных сил, усложнение военного дела на рубеже XVIII-XIX вв. потребовали расширения сети средних и открытия высших военно-учебных заведений, повышения уровня специального образования и штабной подготовки офицеров. В последней четверти XVIII в. были открыты Балтийское и Черноморское штурманские училища, Морское артиллерийское училище и новые мореходные школы. В 1798 создается Медико-хирургическая академия. В начале XIX в. открылись Главные инженерные училища с классами для подготовки офицеров с высшим специальным образованием. Появились первые военно-учебные заведения штабной службы: Петербургское и Московское училища колонновожатых (1810) и школы для подготовки офицеров-квартирмейстеров при 1-й и 2-й армиях (1821). В 1801-1825 выпущено более 18 тысяч офицеров, что, однако, удовлетворяло потребности армии и флота лишь на 45-50%. Во второй четверти XIX века открыты новые кадетские корпуса, военные школы и училища. В 30-е годы XIX в. учрежден особый орган — Главное управление военно-учебных заведений. В 1832 открыта Военная академия (с 1855 Академия Генерального штаба). В 1855 на базе Главного инженерного училища открыты Инженерная, а на базе офицерских классов артиллерийского училища — Артиллерийская академия. К середине XIX в. было 4 военных академии, 18 сухопутных (из них 4 подготовительных) кадетских корпусов, Морской кадетский корпус, Пажеский корпус, 3 юнкерских, 3 военно-морских артиллерийских,1 инженерное и 2 казачьих училища, школа гвардейских подпрапорщиков и 5 школ подпрапорщиков при армейских корпусах, аудиторская школа для подготовки военных юристов. За 1825-1850 выпущено до 26 тысяч офицеров. По инициативе военного министра Д. А. Милютина в ходе реформ военных 1860-1870 специальное (военное) образование было отделено от общего. Военно-учебные заведения делились на 4 разряда: высшие (военные академии), средние (специальные военные и юнкерские училища, специальные школы), средние общеобразовательные (военные гимназии и кадетские корпуса), низшие (военные школы). Начиная с 1863 кадетские корпуса, за исключением Пажеского и Финляндского, преобразованы в гимназии Поенные, появились новые юнкерские училища. На базе Морского кадетского корпуса учреждено военно-морское училище (1867). Для подготовки технических специалистов созданы оружейная, техническая, пиротехническая и другие школы. Были образованы новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юридическая (1867) и Николаевская морская (1877) академии. Был расширен доступ в военно-учебные заведения представителям различных сословий. Все это способствовало улучшению подготовке военных кадров. В 80-е годы XIX в. министр П. С. Ванновский провел контрреформу военно-учебных заведений. Кадетские корпуса восстанавливались как закрытые учебные заведения. Обучение в академиях по-прежнему продолжалось 3-5 лет, в кадетских корпусах — 6-7 лет, в юнкерских и военных училищах — 2-3 года, в специальных школах — 3 года, в офицерских школах усовершенствования командного и инженерно-технического состава — 1 год. В начале XX в. подготовка офицерских кадров стала отставать от требований практики вооруженной борьбы, что проявилось в ходе русско-японской войны 1904-1905. Опыт этой войны обусловил проведение реформ военных 1905-1912. Были открыты 8 новых кадетских корпусов, 6 военных училищ, 2 авиационные школы и др. В 1910 юнкерские училища приравнены к военным училищам. В 1911 открыта Интендантская академия, предназначенная для подготовки офицеров тыловых учреждений армии и флота. Военно-учебные заведения делились на следующие разряды: 1) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной службы (7 академий, 3 морские высшие школы, стрелковая, воздухоплавательная и другие офицерские школы); 2) средние специальные, готовившие обер-офицерские командные и инженерно-технические кадры (прапорщиков, поручиков и подпоручиков) для армии и флота из числа лиц, окончивших кадетские корпуса и средние общеобразовательные школы (11 пехотных, 3 кавалерийские, 2 казачьи, 2 артиллерийские, 1 инженерное, 1 военнотопографическое, 4 военно-морских училища, 2 авиационные школы, школа для подготовки военных инженеров путей сообщения и другие школы, офицерские классы Пажеского корпуса); 3) средние общеобразовательные (28 кадетских корпусов, 7 подготовительных школ, общие классы Пажеского корпуса); 4) низшие специальные школы (технические, оружейные, мореходные и др. ). В начале первой мировой войны дополнительно открылись 2 пехотных, 2 артиллерийских, 1 инженерное военные училища, специальные школы, войсковые школы подпрапорщиков, ускоренные (6-8 месяцев) курсы при военных училищах, пехотные школы прапорщиков (в 1916 их было 38). Всякие сословные ограничения при поступлении в военно-учебные заведения были отменены.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002



Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
268.58 кб

Военно-учебные заведения в России в начале XVIII в

Гребенкин Алексей Николаевич
Цель работы характеристика начального этапа развития российской военной школы при Петре I. Методологическую основу работы составляют принципы объективности, историзма, детерминизма и системности.
Читать PDF
177.17 кб

Основание военно-учебных заведений в России в начале XIX века

Костина Елена Владимировна
В статье описывается деятельность правительства России в начале XIX в. по преобразованию армии и военно-учебных заведений.
Читать PDF
71.95 кб

Подготовка офицерских кадров в военно-учебных заведениях России

Полянин A.Р., Свиридов B.А.
Читать PDF
259.19 кб

Подготовка летчиков в военно-учебных заведениях России в начале ХХ века

Тимофеев Ф. Д.
В статье рассмотрены проблемы подготовки кадров для русской военной авиации (июнь 1910 октябрь 1917 г.
Читать PDF
135.26 кб

Мусульманское духовенство в военно-учебных заведениях Российской империи

Абдуллин Х. М.
Читать PDF
561.43 кб

Правила приема в военно-учебные заведения российской Империи в 1801-1863 гг

Гребенкин А. Н.
В статье дается характеристика правилам приема в российские военно-учебные заведения в 1801-1863 гг.
Читать PDF
740.61 кб

Реформирование системы военно-учебных заведении России: история и современность

Нохрин Владимир Михайлович
Рассмотрены вопросы преобразований в системе военно-учебных заведений Российской Империи во второй половине XIX века и в современной России, общий ход реформ, а также изменение типов военно-учебных заведений.
Читать PDF
417.50 кб

Вопрос о реквизиции военным ведомством духовно-учебных заведений в России в 1917 г

Соколов Арсений Владимирович
Данная статья посвящена проблеме освобождения зданий духовно-учебных заведений от размещенных в них военных учреждений в 1917 г.
Читать PDF
102.19 кб

Военная культура в образовательном и воспитательном процессах военно-учебных заведений России: тради

Даутов Владимир Владиславович, Коротенко Андрей Владимирович
Исследуется роль военной культуры в процессе обучения российских курсантов. Изменение роли военной культуры рассматривается в исторической перспективе. Анализируется современная государственная идеология военного образования.
Читать PDF
460.32 кб

Негативные традиции воспитанников военных учебных заведений Российской империи в 1-й половине XIX ве

Гребенкин А. Н.
Статья посвящена одной из важнейших составляющих социокультурного пространства кадетских корпусов Российской империи эпохи Александра I и Николая I негативным традициям, бытовавшим в среде воспитанников.
Читать PDF
345.33 кб

Социокультурный портрет преподавателей военных учебных заведений Российской империи в первой половин

Гребенкин Алексей Николаевич
В статье предпринимается попытка дать обобщенный социокультурный портрет преподавателей военных учебных заведений Российской империи в первой половине XIX в.