ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860-70-х гг. в России

Найдено 1 определение
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860-70-х гг. в России
составная часть бурж. реформ 60-70-х гг. Были вызваны отменой крепостного права, ростом капитализма, развитием воен. техники, несостоятельностью крепостнич. организации рус. армии, выявившейся в Крымской войне 1853-56, и стремлением пр-ва укрепить армию в условиях роста революц. движения. В. р. связаны с деятельностью воен. министра Д. А. Милютина и коснулись почти всех сторон организации и управления армии. Все преобразования встречали противодействие реакц. воен. кругов во гл. с кн. А. И. Барятинским и Р. А. Фадеевым, что обусловило известную половинчатость реформ. Одну из осн. задач В. р. Милютин видел в сокращении армии в мирное время при значит. увеличении ее в военное за счет создания обученного запаса. Однако сразу поставить вопрос о замене рекрутской повинности всесословной воинской повинностью Милютин не решился.

За счет сокращения сроков воен. службы состав всей армии уменьшился с 1132 тыс. чел. (1864) до 742 тыс. (1867). Части были переведены на сокращ. штаты мирного времени; обученный запас к 1870 составил 553 тыс. чел. В 1864 проведена реформа местного воен. управления: созданы 15 воен. округов, во главе к-рых поставлены командующие войсками округа. Наряду с задачами децентрализации воен. управления и создания условий для быстрого развертывания армии во время войны на командующих округами возлагалось содействие гражд. властям "для сохранения порядка в крае", т. е. для подавления революц. движения. В 1868 было реорганизовано воен. мин-во, в результате чего все отрасли воен. управления и войска подчинялись воен. министру. В 1868 было утверждено новое положение о полевом управлении армии в воен. время, к-рое упростило структуру ее штаба и более четко определило права и обязанности главнокомандующего и начальников отд. управлений. Для подготовки офицерских кадров вместо кадет. корпусов, соединявших общее и спец. воен. образование, создавались воен. гимназии и воен. уч-ща (1863-64), а также юнкерские уч-ща (с 1864) для лиц, не имевших общего среднего образования. В дальнейшем часть юнкерских уч-щ была преобразована в военные. Улучшилось высшее воен. образование в академиях (Николаевской Генштаба, Артиллерийской и Инженерной); создана Воен.-юридич. академия (1867).

Быстрая мобилизация прус. армии и ее победа во франко-прусской войне 1870-71 ускорили введение всесословной воинской повинности (1874). По закону 1 янв. 1874 воен. службе подлежали лица всех классов и сословий; общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 - действительной и 9 - в запасе. Для лиц, получивших образование, этот срок значительно сокращался (от 4 лет до 6 мес, в зависимости от образования). Существовали значит. льготы по семейному положению (не призывались на действит. службу единств. сыновья и единств. кормильцы семьи). По этим льготам освобождалось св. 50% призывников. Призыву не подлежали народы Севера, кочевые народы и нек-рые группы населения (евреи- землевладельцы, менониты и др.). Контингент призываемых ежегодно в армию не превышал 30% от числа лиц призывного возраста. Остальные зачислялись в ополчение, призываемое лишь во время войны. Казаки призывались на воен. службу на особых основаниях (см. Казачество).

В 60-х гг. производилось перевооружение армии: продолжался переход от гладкоствольного к нарезному стрелк. оружию, заряжавшемуся с дула. В 1867-69 начался переход к казнозарядному оружию (переделка находившейся на вооружении 6-линейной винтовки по системе Карле и Крнка). В 1868 была принята на вооружение пехоты амер. малокалиберная винтовка системы Бердана, а в 1870 - т. н. Бердан No 2 (фактически новая система, разработанная рус. офицерами Горловым и Гуниусом). К 1877 34% пехоты было вооружено винтовкой системы Бердана, 47% - системы Крнка, 19% - системы Карле. 65% кавалерии было вооружено малокалиберными карабинами. Для перевооружения артиллерии большое значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также работы инж. П. М. Обухова, Н. В. Калакуцкого, А. С. Лаврова, Н. Ю. Маневского, Д. К. Чернова, И. А. Вышнеградского и др. К кон. 60-х гг. перевооружение полевой артиллерии бронзовыми орудиями, заряжающимися с казенной части, было закончено. Однако в 70-х гг., несмотря на ряд выдающихся изобретений рус. инженеров, почти никаких изменений в арт. технике не произошло, поэтому к нач. войны 1877-78 рус. полевая артиллерия уступала иностранной.

Серьезные перемены, связанные с изменениями в воен. технике, произошли в области боевой подготовки войск. Был издан ряд новых уставов, наставлений, уч. пособий, где, хотя не всегда полно и последовательно, проводились новые тактич. принципы. Реформы в обучении войск ставили задачей учить солдат лишь тому, что необходимо на войне. Однако значит. влияние в армии реакц. элементов и недостаток финанс. средств тормозили последоват. перестройку системы боевой подготовки. В тактич. подготовке войск сохранились отд. старые принципы (сомкнутый строй, недостаточное использование новых видов вооружения и т. п.).

В результате В. р. рус. армия превратилась в массовую армию бурж. типа, что в значит. мере укрепило ее боеспособность и положительно сказалось уже в русско-турецкой войне 1877-78. Однако существование самодержавного строя обусловило непоследовательность реформы. В армии сохранялись значит. феод.-крепостнич. пережитки (плац-парадные традиции, бессмысл. муштра, кастовость офицерского корпуса, засилие реакц. генералитета, отсталая тактика и др.). В условиях возросшей реакции при Александре III эти отрицат. моменты усилились.

Лит.: Ленин В. И., Отдача в солдаты 183-х студентов, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Падение Порт-Артура, там же, т. 8; 2 ПСЗ, т. 69, No 52983 (Устав о воинской повинности); Милютин Д. A., Дневник, т. 1-4, М., 1947-50; Ист. очерк деятельности воен. управления в России..., т. 1-6, СПБ, 1879-80; Столетие воен. министерства. 1802-1902, (т. 1), СПБ, 1902; Зайончковский П. A., Военные реформы 1860-1870 гг. в России, М., 1952.

П. А. Зайончковский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976