ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ

Найдено 1 определение
ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ
библейское выражение, употребляемое для обозначения Ангелов: ...выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его (3 Цар. 22, 19; ср.: Лк. 2, 13), в том числе падших, и небесных светил: И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Втор. 4, 19). Также это выражение может служить указанием на множественность, например, когда обетованное Давиду потомство сравнивается с воинством небесным (см. Иер. 33, 22; ср.: Иов 25, 3).
Воинство небесное создано Богом (см. Быт. 2, 1; Пс. 33, 6), его единственным Творцом. Существа и силы, его составляющие, окружают Бога (см. 3 Цар. 22, 19; ср.: 2 Пар. 18, 18) и служат Ему, благословляют и восхваляют Его. Kак творение Божие воинство небесное не исключено из Его провиденциальных планов и замыслов. Звезды сражаются на стороне Израиля против его противников (см. Суд. 5, 20). Рождество Иисуса Христа было возвещено посредством звезды (см. Мф. 2, 2). При этом Сам Христос есть не только корень и потомок Давида, но и звезда светлая и утренняя (Откр. 22, 16). В песнопениях, посвященных Его рождеству, Он неоднократно называется «Солнцем правды» (ср.: Мал. 4, 2). Что же касается христиан, поклоняющихся этому Солнцу, то в их сердцах, очищенных от тьмы греха, должна «взойти» «утренняя звезда» (см. 2 Пет. 1, 19). Солнце и луна померкли, знаменуя этим смерть Иисуса Христа на кресте (см. Мф. 27, 45), они ознаменуют и Его второе пришествие: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе... (Мф. 24, 29-30). Сам Господь предводительствует воинство небесное (см. Ис. 40, 26; ср.: Дан. 4, 35) и дает ему закон (см. Ис. 45, 12), с чем может быть связано наименование Бога Господом Саваофом (буквально – Господь воинств, подробнее см. Господь Саваоф).
Господь предостерегает Израиль от религиозного поклонения небесному воинству, понимаемому как небесные светила (см. Втор. 4, 19). Законодательство Моисея решительно противостоит ему, предусматривая суровые наказания для тех, кто его совершает: кто пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, будет предан смерти (Втор. 17, 2-5). Однако Израиль не избежал этого греха. Оставив все заповеди Господа Бога своего, израильтяне сделали себе литые изображения двух тельцов и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали... (4 Цар. 17, 16). Царь Манассия «соорудил жертвенники всему воинству небесному» даже «в доме Господнем». Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависимость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, боялся их и использовал для предсказания будущего (см. Иер. 10, 2; Ис. 47, 13). Благочестивые цари и пророки осуждают подобные обычаи и борются с ними (см. 4 Цар. 23, 4-5; Иер. 19, 13).
Согласно эсхатологическим представлениям, отраженным в книгах пророков, в конце времен падшее воинство небесное будет уничтожено (см. Ис. 34, 4; ср.: Мф. 24, 29), составляющие его силы будут заключены в темницу и наказаны (см. Ис. 24, 21-22), Бог истребит поклоняющихся им (см. Соф. 1, 2-5).

Источник: Православие. Словарь-справочник.