[1883—] — современный драматург и теоретик драмы. На драматургическое поприще выступил в 1907, — в альманахе "Шиповник" были напечатаны сцены "Иван Грозный". Далее следуют — романтическая драма "Паганини", трагедия "Ирод и Марианна", "Далай Лама", "Ахер" и несколько одноактных пьес. На сцене дебютирует пьесой "Калики перехожие" (Первая студия Художественного театра). В революционный период В. написаны комедии: "Опыт мистера Вебба" (моск. театр б. Корша), "Гусары и голуби" (моск. Малый театр) и трагедия "Спартак" (моск. "Театр революции"), для клубного театра — сцены "Медвежий лог" и для детского театра — "Маугли" (по Киплингу). Из более крупных теоретических работ В. надо отметить монографию о Станиславском и "Драматургию". Волькенштейн — защитник стиля монументально-героической драмы. Классическому построению драмы в стиле больших трагедийно-романтических полотен Геббеля посвящена и его книга "Драматургия". На пьесах В. (особенно трагедиях) лежит печать некоторой рассудочности, схематичности и декламационной напыщенности.
Построены они по канонам классической драматургии со всеми ее условностями, соблюдением единств и пр. Тематика В. лишена конкретности сегодняшнего дня и лишь косвенно отображает его либо через романтику исторических сюжетов ("Спартак", "Гусары и голуби"), либо через внебытовую проблемность ("Опыт мистера Вебба"). Связанный в своих первых шагах с немецкой идеалистической философией (Гейдельберг), русским либерализмом ("Русская мысль") и сценическим реализмом Художественного театра, В. сохраняет в основном этот комплекс влияний. Книги и пьесы В. говорят о большой культурности автора как художника и как теоретика. В. принимает близкое участие в современной литературной общественности.
Библиография
: III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, Изд. ГАХН, М., 1928; Балухатый С., Теория литературы. Аннотированная библиография, I, Общие вопросы, изд. "Прибой", Л., 1929.{Лит. энц.}