Волконский Сергей Михайлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Волконский Сергей Михайлович

Волконский, князь Сергей Михайлович - писатель и театральный деятель (родился в 1860 г.). По окончании курса в Санкт-Петербургском университете по филологическому факультету работал в Борисоглебском земстве, Тамбовской губернии. В 1893 г. получил от Министерства народного просвещения командировку на всемирную выставку в Чикаго, где выступал с докладами и лекциями в разных конгрессах, по вопросам образовательным и религиозно-философским. В 1896 г. прочитал в разных городах Северной Америки курс лекций по русской истории и литературе (напечатаны по английски, по русски и по немецки). С 1899 по 1902 гг. состоял директором Императорских театров и покровительствовал ""новым исканиям"", особенно в балете. Выступает энергическим пропагандистом новоэстетической гимнастики по системе Далькроза. Напечатал несколько статей по вопросам эстетики в ""Вестнике Европы"" (1893 - 1894) и ""Мире Искусства"" (1898 и др.), а также повесть ""Старый Медальон"" (""Вестник Европы"") и доклад Религиозно-философскому обществу ""О свободе вероисповедания в России"" (""Новый Путь"", 1903). Отдельно изданы: ""Картины русской истории и литературы"" (Санкт-Петербург, 1897), ""Человек на сцене"", ""Искусство и жест"" (Ж. д´Удина, перевод с французского); ""Разговоры"", ""Художественные Отклики"" (Санкт-Петербург, 1912), ""Выразительный Человек"" (1912).

Источник: Биографический словарь. 2008

ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович
кн. (4 мая 1860, имение Фалль [Кейла-Йова?] близ Ревеля, Эстляндская губ. -25 окт. 1937, Ричмонд, шт. Вирджиния) — театральный деятель, критик. Внук декабриста кн. С.Г. Волконского (1788-1865), отец — кн. М.С. Волконский — тов. министра нар. просвещения (с 1880). Мать —светлейшая кн. Е.Г. Волконская — внучка А.Х. Бенкендорфа. Учился в Санкт-Петербурге в Ларинской гимназии. Оконч. ист.-фил. ф-т Санкт-Петербургского ун-та (1884). Затем состоял предводителем дворянства в Борисоглебском уезде Тамбовской губ. и занимал др. должности по выборам. В США впервые прибыл в 1893, будучи комиссаром от мин. нар. просвещения на Чикагской всемирной выставке. В 1896 читал лекции по рус. истории и лит. в Лоуэллском ин-те (Бостон) и др. науч. центрах США, следствием чего стало основание кафедры славяноведения в Гарвардском ун-те. С конца 80-х гг. выступал в печати как критик в обл. искусства. Камергер (1896). Директор Императорских театров (1899-1901), подал в отставку после конфликта с балериной М.Ф. Кшесинской. Некоторое время сотрудничал с С.П. Дягилевым и протежировал ему. В. изучал и анализировал систему К.С. Станиславского и др. выдающихся режиссёров, занимался теорией актёрского мастерства и декламации, снискал известность как изд. книг, посвящённых театральному искусству. Автор журналов «Аполлон», «Ежегодник императорских театров», «Мир искусства» и др. Популяризатор ритмич. гимнастики и организатор столич. курсов по её изучению (1912). В 1918-21 работал в Пролеткульте, преподавал в лит. и театральных студиях Москвы, состоял в дирекции Большого театра. Автор книги о декабристах, основанной на семейных воспоминаниях. Дружба и сотрудничество В. с проф. И.А. Ильиным, подвергавшимся репрессиям со стороны Московской ЧК, привела к отстранению от преподавательской деятельности. С дек. 1921 в эмигр. в Германии, Италии (до 1925), затем во Франции. Жил в Париже, продолжал заниматься искусством, был театральным обозревателем газ. «Последние новости». В своих публ. оставался убеждённым защитником ценностей классич. искусства эпохи Серебряного века. Директор Рус. консерватории в Париже (1936—37), участвовал в лит. вечерах М.И. Цветаевой, с которой дружил с янв. 1920. Последние месяцы жизни провёл в США.
С о ч. Мои воспоминания. В 2 т. Берлин, 1923-24. М., 1992; Человек на сцене. СПб., 1912; Выразительное слово. СПб., 1913; Выразительный чел.. СПб., 1913; Отклики театра. Пг., 1914; О декабристах по семейным воспоминаниям. Париж, 1921; Быт и бытие. Из прошлого, настоящего и вечного. Берлин, 1924; Последний день. Париж, 1928.
Ист. Волконский Сергей Михайлович, князь// Незабытые могилы / Сост. В.Н. Чуваков. Т. I. С. 613.
Лит. Вильданова Р.И., Кудрявцев В. Б., Лаппо- Данилевский К.Ю. Словарь // Струве Г С. 296; Кузнецов А. Волконский Сергей Михайлович // РЗ. Золотая кн. эм. С. 154-155; Некролог. С.М. Волконский//Возрождение (Париж). 1937. 29 окт. № 4102. 5 нояб. № 4104.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович
4.5.1860, Фалль, близ Ревеля, Эстляндской губ. - 25.10.1937, Ричмонд, США) - князь, театральный деятель, критик, беллетрист, теоретик актерской техники и ритмической гимнастики, Детство провел в аристократической атмосфере имения бабушки по матери графини Бенкендорф («под знаком Фалля прошел расцвет моей детской души»). Окончил историкофилологический факультет Петербургского университета (1984). В 1880-х - начале 1890-х был предводителем дворянства в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии и членом Учредительного совета в Борисоглебске, где, как и в Павловке того же уезда, Волконские имели свои родовые усадьбы.
В 1893 В. был назначен комиссаром от министерства народного просвещения на Чикагскую всемирную выставку и на Всемирный конгресс воспитания. В 1896 прочитал цикл публичных лекций по русской истории и литературе в Лоуэллском институте (Бостон), изданных на английском и немецком языках. Совершил поездку по США с теми же лекциями, вызвавшими большой интерес, их результатом стало основание кафедры славяноведения в Гарвардском университете. Лекции дважды издавались в России, вызвав положительные отклики в критике (в том числе Вл.Соловьева). С конца 1880-х В. выступал как художественный критик, разрабатывая общефилософские и нравственные вопросы искусства, Тогда же делал попытки стать актером и режиссером. С 1896 В. - камергер, в 1899-1901 - директор императорских театров. Подал в отставку после конфликта с балериной М.Кшесинской, пользовавшейся покровительством царского двора. Непродолжительное время сотрудничал с С. Дягилевым, которого В. рекомендовал на должность редактора-издателя «Ежегодника императорских театров».
С начала 1900-х целиком посвятил себя театральной критике, изучению теории и практики современной режиссуры, актерского мастерства и декламации. Изучал системы К.Станиславского, Г.Крэга, М.Рейнхардта, экспериментальную сценографию А.Аппиа. Издавал книги, оказавшие влияние на эстетику русского театра начала века. Станиславский ценил его книги «Выразительное слово» и «Выразительный человек» (обе - СПб., 1913). Публиковался в журналах «Аполлон», «Студия», «Русская художественная летопись», «Мир искусства», «Ежегодник императорских театров» и др., поддерживая новаторские тенденции на русской сцене. В 1910-е В. горячо поддерживал систему ритмической гимнастики Э.Жак-Далькроза, посетил его школу в Хеллерау. Начал пропагандировать собственную «ритмическую утопию» - универсальную систему движений человеческого тела как «материала жизни», создал в Петербурге Курсы ритмической гимнастики, издавал специальный журнал. В 191821 преподавал в литературных и театральных студиях Москвы, был членом дирекции Большого театра (1918-19). Сблизился с философом И.Ильиным, по его словам, «одним из самых выдающихся людей нашего времени», вместе с которым пытался привить на читаемых ими лекциях «свободное мышление и свободное его выражение», за что оба они были отстранены от преподавательской работы.В. был в списках тех профессоров, которые подлежали высылке из СССР в 1922, но ему удалось выехать из Петербурга во Францию в декабре 1921: «Наконец оставил за собой границу, отделяющую мрак советской России от прочего мира Божьего.
Стоны, скрежет и плач остались там, во тьме,,., позади остались насилие, наглость и зверство...
В Париже В. стал театральным обозревателем газеты «Последние новости», в то же время читал лекции по истории русской культуры, русского театра для эмигрантов и по приглашению французских, итальянских и северо-американских университетов. Внимательно следил за театральной жизнью Европы, в том числе за выступлениями советских театров. Не принял радикализма постановок В.Мейерхольда, расхождение с которым произошло еще в 1900-е, «Ревизор» Гоголя, показанный Государственным театром им. Мейерхольда в Париже в 1930, вызвал настоящий гнев В., взявшего эпиграфом к рецензии слова пушкинского Сальери: «Мне не смешно, когда фигляр презренный...» (ПН, 1930, 30 июня). Остался глух к актерским новациям М.Чехова, только частично принял спектакли Камерного театра и стиль Е.Вахтангова. «Фанатичный жрец Искусства», как назвал князя А.Бенуа, он во взглядах и вкусах до конца жизни остался в рамках русского Серебряного века, не приемля и крайностей французского театрального авангарда (например, поисков реж, А.Арто и др.). В своих рецензиях парижского периода В. оставался тем же, что и в суждениях конца XIX - нач. XX вв. - защитником ценностей классического искусства, допускающим отклонения от реализма разве только в сторону дорогой для него «музыкальности движения» актера и «биоритмики», к которой, правда, в последние годы обращался все реже. Он не искал сближения с Дягилевым, хотя с одобрением отозвался о новых постановках Русских сезонов и впоследствии написал проникновенный некролог Дягилеву. Отдавал он должное и хореографам-ученикам и соратникам Дягилева (среди них Лифарь, Баланчан, Мясин). Высоко ставил русские оперные спектакли в Частной опере М.Кузнецовой-Бенуа. В начале 1930-х В. стал директором Русской консерватории в Париже, объединившей музыкантов-эмигрантов и просуществовавшей, первоначально благодаря заботам В., несколько десятилетий.
В эмиграции В. по-прежнему занимался делом своей жизни - увековечиванием памяти своих выдающихся предков (он был внуком декабриста кн.С. Волконского). Его «Музей декабриста» в Павловке был разорен в годы революции, но часть вещей ему удалось вывезти в Париж.
Изданный совместно с известным литературоведом Б.Модзалевским в 1910-е том семейного архива С.Волконского нашел свое продолжение в книге В. «О декабристах по семейным воспоминаниям» (Париж, 1921). В.
написал в эмиграции 2-томные «Мои воспоминания» (Берлин, 1923-24; М.
1992), по праву считавшиеся образцом русской мемуарной прозы, исторический роман «Последний день» (Париж, 1928), множество статей.
Современникиэмигранты высоко отзывались о личности В.; лучшей характеристикой могут быть слова М-Цветаевой: «Это моя лучшая дружба за жизнь, умнейший, обаятельнейший и гениальнейший человек на свете... Познакомилась я с ним в Москве в январе 1920 г. и люблю его, как в первый день». Цветаева посвятила В. цикл из семи стихотворений «Ученик» (1921) и статью о нем «Кедр. Апология» (1924) в связи с изданием книги В. «Мои воспоминания». В своем некрологе Г.Адамович написал о В. так: «Это был один из самых одаренных, самых своеобразных, живых и умственно-отзывчивых людей, которых можно было встретить в нашу эпоху... Своеобразие было все-таки наиболее заметной его чертой. Князь Волконский ни на кого не был похож, и в каждом своем суждении, в каждом слове оставался сам собой».

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Похожие термины:

  • Волконский, Сергей Михайлович, князь

    Род. 1860, ум. 1937. Писатель, художественный критик, опубликовал ряд работ, посвященных по проблемам общей эстетики. Выступал также как театровед, публиковал статьи о театре. Автор книг "Мои воспомин