Волошинов, Валентин Николаевич

Найдено 1 определение
Волошинов, Валентин Николаевич

[18(30)06.1895—13.06.1936] — философ, поэт, музыкант; иссл. филос. проблемы языка и психоанализа. Ученик и близкий друг М.М.Бахтина. Род. в Петербурге, в семье адвоката. В 1913 окончил гимназию и поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та. На 3-м курсе (1917) был вынужден оставить учебу из-за материальных трудностей и нек-рое время работать учителем; затем — предс. Исполкома сотрудников Петрогр. окружного нар. суда и зав. канцелярией уголовного отдела. В начале 1919 В. переехал в г. Невель, где занимался пед. и административной деятельностью. Здесь и состоялось его знакомство с М.М.Бахтиным, положившее начало многолетнему и творч. их сотрудничеству. В 1921 В. переселился в Витебск, где возглавил музыкальный отдел Витгубполит-просвета, стал зам. зав. подотделом искусств губернского отдела нар. образования, а также преподавал в Школе сценич. искусства и читал в разных аудиториях лекции по истории рус. и античной литературы, музыки, общей истории и культуры. Вместе с М.М.Бахтиным, также перебравшемся в Витебск, они снимали комнату, что было обусловлено не только общими интересами, но и необходимостью ухода за Бахтиным в связи с обострением у него хронического остеомиелита. В 1922 В. возвращается в Пг. с намерением продолжить университетское образование. Несмотря на то, что В. стремился поступить на лит.-художеств. отделение ф-та обществ. наук, он был зачислен на этнолого-лингвист. специализацию этого ф-та, что во многом и послужило смене творч. устремлений и идейной ориентации В., его будущему интересу к марксизму, языкознанию и психол. В 1924 В. окончил ун-т. В том же году в Ленинград приехал М.М.Бахтин. По окончании ун-та В. работал на науч. должностях и был асп. Ин-та сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока (1927). В этот период росс. интеллигенция увлекалась фрейдизмом. В. откликнулся на это основательной статьей "По ту сторону социального", посвященной филос. интерпретации фрейдизма (1925) и предваряющей выход его кн. "Фрейдизм. Критический очерк" (1927). В эти же годы науч. интересы ученого сосредоточиваются и на теор. вопросах лингвистики и поэтики. В 1926—1930 этой теме посвящен ряд его работ. В. вел преп. работу в вузах Ленинграда, в частности в Пед. ин-те им. А.И.Герцена в должности доц. и в ИПК работников искусств в должности проф. Однако обострение туберкулеза, к-рым В. страдал с 1914, прервало его активную творч. деятельность. После его смерти (1936) в Ленинграде остался неоконченный перевод на рус. язык первого тома кн. нем. философа Э.Кассирера "Философия классических форм". В. был убежден в том, что в литературоведении пришла пора для применения социол. метода, разрабатываемого в марксизме. Ему присущи монизм и историчность, чего нет у "имманентных" методов, к-рые, как он считал, запутываются в субъективизме. И он сам применяет этот метод в решении вопросов о стиле худож. произведений, о соотношении формы и содержания в искусстве и др. Нередко при этом он становится пленником социоло-гизаторского подхода, заявляя, к примеру, что теория искусства м.б. только социол. искусства, что филос. языка есть филос. идеол. знака, и т.п. В кн. "Марксизм и философия языка" В. дал общий анализ магистралей филос. и лингвист. мысли Нового времени, применил социол. метод к проблемам синтаксиса (развернул историю форм высказывания в конструкциях языка), очертил пути маркс. филос. языка; он взял при этом проблемы "язык, речь и высказывание", "речевое взаимодействие", "тема и значение в языке". Один из его выводов: "Творчество языка не совпадает с худож. творч. или с каким-либо иным специально-идеол. творч. Но в то же время творч. языка не м.б. понято в отрыве от наполняющих его идеол. смыслов и ценностей" (Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995. С.316). В своих осн. филос. работах (ст. "По ту сторону социального. О фрейдизме" и кн. "Фрейдизм. Критический очерк") В. дал квалифицированное и обстоятельное изложение осн. фрейдовских идей психоанализа и их маркс. критику. Его кн. (в первой и второй части) можно считать лучшим и адекватным содержанию психоанализа изложением основ фрейдизма; этот текст м.б. оценен как пример науч. имманентной критики и в филос. Однако третья часть (собственно критическая) излишне идеологизирована. Вот одно из его утверждений: "Психоанализ плоть от плоти, кровь от крови разлагающейся бурж. идеологии" ("Фрейдизм...". М.-Л., 1927, с. 163—164). В статье "По ту сторону социального..." В., как он указывает сам, стремился "вскрыть... общеидеологические устремления бурж. современности" в основах концепции Фрейда — метод Фрейда и его "бессознательного". В. считает, что "Фрейд психологизировал организм и все органические процессы. О социологическом у Фрейда приходится сказать то же самое. И оно сплошь определяется индивидуально-психическим моментом. От объективной соц.-экон. необходимости не осталось и следа" (Философия и социология гуманитарных наук // По ту сторону социального. О фрейдизме. СПб., 1995, с. 49). Говоря о филос. наследии В., нельзя не коснуться долгое время бытовавшей версии (с 1970-х гг.) о принадлежности отдельных его работ М.М.Бахтину. Публиковалось много "за" и "против" этой версии; дискуссия о "спорных текстах" продолжается; однако есть все основания считать, что участие М.М.Бахтина в изд. нек-рых работ В. выражалось в творч. содружестве, в общности идей и концепций по принципиальным вопросам, но не распространялось на форму реализации этих идей, т. е. на само написание текстов. В начальный период содружества В. и М.М.Бахтина последний, обладая большим запасом знаний в обл. филос. и языкознания, несомненно, питал своего ученика соответствующими идеями, но в ленингр. период В. все же имел достаточно самостоятельную науч. позицию. В истории дух. культуры России В. останется как ученый с широким диапазоном интересов и высокой творч. активностью.



Соч.: По ту сторону социального // Звезда. 1925. № 5; Слово в жизни и слово в поэзии // Там же. 1926. № 6; Фрейдизм. Критический очерк. М.-Л., 1927; Новейшие течения лингвистической мысли на Западе // Литература и марксизм. 1928. № 5; Марксизм и философия языка. Л., 1929; О границах поэтики и лингвистики // В борьбе за марксизм в литературной науке. 1930; Что такое язык // Литературная учеба. 1930. № 2; Конструкция высказывания // Там же. № 3;


Слово и его социальная функция // Там же. № 5.

Д.В.Иванов

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008