Волынский Аким Львович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Волынский Аким Львович

Волынский Аким Львович - см. Флексер .

Источник: Биографический словарь. 2008

Волынский, Аким Львович

(Флексер) — видный критик; род. в 1863 году, окончил юридический факультет Петербургского университета. В первый период своей литературной деятельности В. работал исключительно в русско-еврейских органах; он дебютировал письмом в редакцию "Рассвет" о петербургском сиротском доме, за подписью Homo (1880, № 28), позже появилась там же его корреспонденция из Житомира о задачах переселения (1882, 7), затем им был помещен ряд статей "Еврейский театр", "Праздник в черте" ("Русский еврей", 1884; также отдельно) и др.; в 1884 г. он вместе с В. Л. Берманом (см.) издал сборник "Палестина", в котором поместил отзыв о брошюре Пинскера "Автоэмансипация", перевод которой напечатал ранее в "Рассвете". В конце 1885 г. Флексер начал постоянно работать в "Восходе" под псевдонимом А. Волынский, под которым он известен и по настоящее время; В. написал: "Теологико-политическое учение Спинозы" (1885, 10—12), о стихотворениях С. Фруга (1886, 11), "Библия в русской поэзии" (1887, 7—9) и целый ряд других статей. В 1888 г. им начата большая критическая статья о Л. Леванде — "Бытописатель русского еврейства" (1888—1889), в которой, отмечая некоторые художественные недостатки Леванды, В. ставит его высоко за его наблюдательность и талантливую защиту еврейской эмансипации в России. По поводу нападок антисемитских органов на поэта Минского В. напечатал "Два слова о жидовстве в рус. литературе" ("Нед. хр. Восх.", 1887, 47) и "Менцели наших дней" ("Восход", 1888, 1—2). — В 1889 г. В. перешел в основавшийся тогда журн. "Сев. вестник" и с тех пор не возвращается к еврейским темам. С 1892 г. член редакции, В. затем стал во главе "Сев. вестника", в котором сначала печатал ряд статей на философские темы, а затем вел критический отдел "Литературных заметок". В своих статьях (позже частью вошедших в отдельные книги: "Русские критики", 1896; "Борьба за идеализм", 1900; "Царство Карамазовых", 1901; "Книга великого гнева", 1904), написанных с большим знанием литературных источников, но проникнутых резким полемическим характером, В. разошелся с господствующими литературными мнениями; он обрушился на родоначальников передовой русской критики — Белинского, Добролюбова, Писарева и др., укоряя их в недостаточной философской подготовке; позже выступил и против Н. К. Михайловского. В. первый призывал к философскому идеализму и религиозности, к новым формам эстетической оценки, предвосхитив идеи, позже ставшие боевыми лозунгами целой части новейшего литературного поколения. Его полемические статьи, а также лекции о современной литературе, прочитанные им в 1902 г. в Москве (затем в Риге) и обнаружившие у него ораторский талант, восстановили против него передовые литературные органы и вызвали шум вокруг его имени; реакционные органы — "Новое время", "Моск. ведомости", и др. — занялись травлей В., как еврея. Европейское имя В. создал его "Леонардо да Винчи" (впервые в 1900 г., также изд. 1909 г.), сделавший его популярным в Италии, где в музее Леонардо да Винчи в Милане увековечено имя В. — Ср. Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, s. v. Флексер.


И. Ч.


{Евр. энц.}





Волынский, Аким Львович


[1863—1926] (литературный псевдоним, настоящая фамилия — Флексер) — литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием "декадентства", позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. — Сейчас же по окончании университета [1889] В. принимает участие в журнале "Северный вестник", культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью "Критические и догматические элементы философии Канта" ("Сев. вестник", 1889, кн. VI, IX — XII), которую рассматривает как "попытку пропаганды критического идеализма". Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар "перевернутому вверх ногами Гегелю", то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи "буржуазной свободы" или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в "просветительное" искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от "вопросов суетной политики" и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.


Статьи В. о "русских критиках", печатавшиеся в "Северном вестнике" в период 1890—1895 под заглавием "Лит-ые заметки" (и потом вышедшие отдельной книгой: "Русские критики", Лит-ые очерки, СПб., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли. В. против Добролюбова за то, что он не знал "никаких широких увлечений с кипением всех чувств", против Чернышевского за "грубость и неискусность" его "материалистических положений", против "реалистического утилитаризма" Писарева и т. д. За "русских критиков" на В. в свое время жестоко обрушился Г. В. Плеханов, который в статье "Судьбы русской критики" (в сборнике "За двадцать лет", СПб., 1905; 2-е изд., СПб., 1906; 3-е изд., СПб., 1909; перепеч. в сб. статей "Лит-pa и критика", т. I, М., 1922 и в "Сочинениях", т. X, Гиз, М., 1924; первонач. в "Новом слове", 1897, VII) показал, что если В. кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, которые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. "На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу “субъективную социологию”". Плеханов едко высмеял и стиль писаний В.


В. определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом: "Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, — таков гений русской жизни, такова русская душа" и т. д. Или о Гоголе: "Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца".


Социально-философский импрессионизм влечет В. то к культу Леонардо да Винчи, которому он посвящает большой и восторженный труд ("Леонардо да Винчи", издание Маркса, СПб., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в "Северном вестнике", 1897—1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Достоевским ("Книга великого гнева", СПб., 1904; "Царство Карамазовых", СПб., 1901; "Ф. М. Достоевский", СПб., 1906; 2-е изд., СПб., 1909), то к схоластически-теософской проповеди "иудаизма" в журнале "Новый путь".


Широко образованный искусствовед, В. много внимания уделял театру, а после революции — особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд — "Книга ликований" (Азбука классического танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) — посвященный обоснованию и защите так наз. "классического балета". Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца в ленинградском журнале "Жизнь искусства". Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей [1920—1924], председательствовал в коллегии "Всемирной литературы". Но своим "этическим" и "эстетическим" теориям он оставался слепо верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки.



Библиография: II. Mолоствов Н. Г., Борец за идеализм, Рига, 1902 (2-е изд., доп., СПб., 1903); Mеньшиков М., Критическое декадентство, в сб. "Критические очерки", т. II, СПб., 1902; Скабичевский А., Одичание современной молодежи, в "Сочин.", т. II, изд. 3-е, СПб., 1903; Памяти А. Л. Волынского, сб. под ред. П. Медведева, 1928.


III. Произведения В. и литературу о нем см. у Фомина А. Г., Библиография новейшей русской литературы, в изд. "Русск. литература XX в.", т. II, кн. 5, изд. т-ва "Мир", М. (год не обозначен) и у Владиславлева И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.


Эм. Бескин.


{Лит. энц.}






Волынский, Аким Львович


(Хаим Лейбович Флексер). Род. 1861, ум. 1926. Теоретик искусства, литературный и балетный критик. Сотрудничал в "Северном вестнике" (1891—1998), опубликовал несколько книг ("Леонардо да Винчи", 1900; "Ф. М. Достоевский", 1906; "Книга ликований. Азбука классического танца", 1925).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008