ВОНИФАТЬЕВ Стефан

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВОНИФАТЬЕВ Стефан
ск. после 1664), протоиерей московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. В к. 1640-х Вонифатьев при поддержке царя организовал "Кружок ревнителей благочестия", сыгравший большую роль в борьбе против языческих суеверий, в возвышении нравственного уровня духовенства, против небрежности в богослужении. После смерти патр. Иосифа выдвигался кандидатом в патриархи. Однако царь предпочел Никона. Вонифатьев поддержал реформы Никона, но не порвал личных отношений с другими членами кружка, поддерживая их даже в опале. Сохранился принадлежавший ему сборник "Книга глаголемая Златоуст", одно из слов в котором приписывали Вонифатьеву.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Вонифатьев Стефан

Вонифатьев Стефан - протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича . Стоял во главе реформаторского кружка ревнителей благочестия и имел исключительное влияние на ход тогдашних церковных дел. Его жизнь и деятельность отражена в памятниках эпохи недостаточно полно. Крупные события того времени заслонили собой судьбу этого интересного человека. Выдвинулся он с восшествием на престол Алексея Михайловича. ""Муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй"", он свою учительность направлял прежде всего на самого царя, ""всегда входя в царские палаты, глаголаша от книг словеса полезные, увещевая со слезами юного царя ко всякому доброму делу и врачуя его царскую душу от всяких злых начинаний"". И бояр Вонифатьев непрестанно увещевал, ""да имут суд правый без мзды, и не на лица зряще да судят"". Он старался выдвигать из среды духовенства хороших проповедников. Из них он образовал кружок ревнителей благочестия, задавшийся целями нравственно-просветительной деятельности в народе. В состав кружка входили Иоанн Неронов , Аввакум , Даниил, Лазарь , Логгин. Они составляли провинциальную группу кружка ревнителей благочестия, в своих воззрениях значительно разнившуюся от группы столичных ревнителей (сам Вонифатьев, царь Алексей Михайлович, Ф.И. Ртищев, его сестра Анна, Морозов и др.). Коренное различие между обеими группами заключалось во взгляде на относительное достоинство русского и греческого благочестия и на отношения к современным грекам. Сам Никон в значительной степени был созданием царя и Стефана Вонифатьева. Под влиянием Вонифатьева Никон постепенно пришел к грекофильскому направлению столичных реформаторов. Этот же кружок доставил Никону и патриаршество. Влияние Вонифатьева во всех событиях первых лет церковной реформы не подлежит сомнению. Ему до некоторой степени удавалось сглаживать те трения, которые сразу же возникли между бывшими друзьями - провинциальными ревнителями и Никоном. Скоро, однако, эти трения перешли в открытый раскол, и тогда положение Вонифатьева стало тяжелым и неопределенным. Стоя на стороне Никона, он поддерживал прежние близкие отношения с его противниками. Желая побороть упрямство Неронова, Вонифатьев убедил его принять монашество, и сам постригся в монахи с именем Савватия. Умер в 1656 г. в Покровском монастыре, построенном им на средства царя. Обе враждующие стороны чувствовали горечь утраты. Противники реформ сохранили о нем самое доброе воспоминание, ""яко вся быша тихо и не мятежно ради его слез и рыдания и негордого учения"". И Никон не забывал Вонифатьева, заботился о построенном им монастыре, посещал его могилу и не раз уходил от нее, ""плакався довольно"". - См. ""Материалы для истории раскола"", т. I (издано Н.И. Субботиным ); профессор Н.Ф. Каптерев , ""Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович"", т. I (Сергиев Посад, 1909). И. К.

Источник: Биографический словарь. 2008

Вонифатьев, Стефан

— протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Его личный характер и направление его деятельности выясняются особенно из переписки протопопа Иоанна Неронова и из его биографии, составленной современником (см. "Материалы для истории раскола" изд. Н. И. Субботиным, т. I., и "Иоанн Неронов" ст. П. Знаменского в "Православном Собеседнике", 1869 г., март). В. пользовался в Москве уважением и любовью. О нем отзывается тепло Неронов даже и после того, как он разошелся с ним. Протопоп Аввакум, почти не имевший обычая о ком бы то ни было отзываться благосклонно, о Стефане Вонифатьеве говорит, что он был "муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй". Есть основание думать, что Алексей Михайлович воспитан под влиянием своего духовника, который, по словам современника, "всегда, входя в покои царские, глоголаша от книг словеса полезная, увещевая со слезами царя ко всякому доброму делу и врачуя его царскую душу от всяких злых начинаний". Когда царь женился на Милославской, то "честный оный протопоп Стефан и молением, и запрещением устрои не быти в оно брачное время смеху никакому, ни кощуном, ни бесовским играниям, ни песням студным, ни сопельному, ни трубному козлогласованию". Не царя только, но и бояр В. "увещеваше непрестанно, да имут суд праведный без мзды". Если принять во внимание дошедший до нас сборник, под заглавием "Книга, глаголемая Златоуст", принадлежащий, как видно из находящейся на ней пометке, Стефану Вонифатьеву, то можно предположить, что В. назидал молодого царя не об обряде и благочинии только, но и о делах правления. Вероятно, не без его влияния Алексей Михайлович, в начале своего царствования, издал ряд указов и постановлений о соблюдении постов, о посещении храмов, об уничтожении непристойных игрищ и проч. Под главенством и руководством В. составился кружок людей начитанных и искусных в деле проповеди, которые действовали в разных местах, но в одном духе и с одним направлением. Сюда принадлежали: Иоанн Неронов, Аввакум, Логгин, Лазарь, Данила; из светских лиц им сочувствовал Ф. Ртищев, из черного духовенства — Павел, епископ коломенский. Это были реформаторы прежде реформы Никона, и сам Никон им сначала сочувствовал и многому от них научился. Сначала они действовали заодно с патриархом Иосифом, но скоро пошли дальше его; Стефан даже совсем с ним разошелся. Но и в самом кружке Стефана, благодаря быстрому течению событий, скоро обнаружились несогласие и раздор. Толчок к этому был дан приездом киевских ученых в Москву. Они смотрели свысока на московских начетчиков и грамотеев и в церковных взглядах своих во многом не согласны были с московской стариной. Кружок Стефана был составлен именно из московских начетчиков и староверов, людей почтенных, но не способных оценить новых взглядов, а Стефан, вместе с Никоном и Ртищевым, явился почитателем и защитником киевских старцев. Когда Никон вступил на патриарший престол и начал преобразования, притом властно и резко, обнаружился раскол в собственном смысле этого слова. Прежние преобразователи вооружились против Никона, а он начал их казнить, как противников церкви. Кроткий и уравновешенный Стефан оценил добрые начала в деятельности Никона и не противоречил ему; но, зная благочестивую ревность противников Никона, не мог не скорбеть о тяжкой их участи. Таким образом положение его, можно думать, было и неопределенное, и тяжелое.


См. "Православное Обозрение" (1887, I); Н. Ф. Каптерев, "Патриарх Никон, как церковный реформатор и его противники", гл. VI.


П. В.


{Брокгауз}





Вонифатьев, Стефан


протопоп Кремлевск. Благовещ. собора, духовник царя Алексея Михайловича, при патр. Иосифе справщик печатного двора, один из возбудителей раскола при Никоне.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008