ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (Шеэлот утшувот)

Найдено 1 определение
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (Шеэлот утшувот)
Так называется богатая и очень разветвленная раввинская литература, написанная гаонами*, раввинами, знатоками Торы* и поским* в виде ответов на вопросы, относящиеся к практическому применению галахи*. Талмуд служил путеводителем всем общинам диаспоры, руководством в вопросах религиозных, нравственных и экономических. Язык, на котором написан Талмуд, включающий множество арамейских слов и выражений, был непонятен евреям Европы и Африки, и, кроме того, многие рукописи Талмуда, которыми пользовались в общинах, были не точно переписаны. Трудности эти пытались разрешить гаоны, руководители старинных ешив* Суры и Пумбедиты, где оформлялся Талмуд. В своих разъяснениях гаоны опирались на обычаи ешив и на известные им традиции. Их ответы способствовали распространению Талмуда и его изучению. Они комментировали и разъясняли Талмуд и тем самым воспитывали евреев диаспоры, приучая видеть в нем основу основ их существования. Евреи Вавилона и окрестных стран задавали свои вопросы, как правило, в устной форме и в устной же форме получали ответы. Поэтому до нас дошли лишь единичные ответы, обращенные к общинам Вавилона и Персии. Однако влияние ешив Вавилона росло и крепло. Они получали вопросы из самых отдаленных стран диаспоры. Из стран, которые поддерживали постоянную связь с центром в Вавилоне посредством В. и О., следует особо упомянуть страны Северной Африки и Пиренейского полуострова. Больше других посылали "Ответы" в Испанию р. Натронаи, р. Амрам и последний из гаонов, рав Гай. Молитвенник р. Амрама-гаона был также послан общинам в виде ответа на заданные ими вопросы. Особенно многочисленны "Ответы", посланные общине Кайруана в течение трехсот лет. Весьма важные ответы, касавшиеся вопросов религиозных, философских и исследования Устной Торы, были посланы общинам Северной Африки, в которых жили видные мудрецы, получившие философское и талмудическое образование. Они временами обращались к гаонам с вопросами и получали ясные ответы и разъяснения многих непонятных мест в Талмуде. Много месяцев, а то и лет, странствовали В. и О., пока достигали цели. Вопросы пересылались в Вавилон с еврейскими купцами из Багдада и Басры, отправлявшимися со своими караванами в страны Европы и Африки. Вопросы из Испании пересылались в Кайруан, а оттуда, с караванами, — в Каир. Каир был центральным узлом, через который пересылались В. и О. и другие послания ешивам Вавилона и еврейским общинам к Западу от него. В Каире постоянно находился "чиновник ешивы", к которому прибывали все вопросы и денежные сборы, предназначенные для ешив. Он отсылал всю корреспонденцию с посланцами в Багдад через Эрец Исраэль и Сирию. Гаоны, со своей стороны, пересылали к нему ответы и послания, а он отсылал их в Алжир, Тунис, Марокко и Испанию. Письмо из Испании в Вавилон доходило обычно за год, и столько же времени занимал ответ. Тем не менее переписка была весьма оживленной. Поучительные сведения об ответах на вопросы мы находим в рассказе р. Натана из Вавилона: "Таков был обычай [гаонов] в ответах на вопросы: во все дни месяца Адар* гаон представлял им [мудрецам] все вопросы, которые были ему присланы, и ждал их ответа. Мудрецы отвечали на вопросы по мере своего разумения, тщательно взвешивали и всесторонне обсуждали каждый ответ. Глава ешивы выслушивал их ответы и вникал в них, пока ему не открывалась вся истина. Затем он приказывал писцу сесть и писать ответ. Таков был их [гаонов] обычай в каждый день месяца [Адар], пока не ответят на все вопросы, которые присылали им общины Израиля. К концу месяца вопросы и ответы зачитывались в присутствии всех мудрецов, глава ешивы подписывал ответы, после чего они рассылались адресатам" (Сейдер hа-хахамим II, 88). Ответы гаонов, написанные обычно в стиле повелений и указаний, принимались повсюду, как царские указы. Ответы начинались с благословения вопрошающим мудрецам и членам их общины. Вот пример такого ответа: "Амрам бен Сасна, Глава Ешивы Бет-Мехасья, желает добра всем мудрецам и их ученикам, и всем братьям нашим, дому Израиля, живущим в округе Барселоны, дорогим, уважаемым и любимым нами, да приумножится вовеки их благополучие. Примите приветствие от меня и от господина Цемаха, судьи [...] и от всех облеченных авторитетом мудрецов, которые вместо Великого Синедриона* [...] и от остальных мудрецов [...], ибо всегда желаем мы вам благополучия и просим для вас многих милостей у Всевышнего. [...] Вопросы, которые послали вы нам, мы зачитали в присутствии Председателя суда, и начальников, и мудрецов, и всех учеников, разобрались в них, и так подсказали нам Небеса...". После периода гаонов начался период В. и О. раввинов Испании и Франции, и вышли в свет сборники ответов р. Ицхака Альфаси*, Рамбама*, Раши*, Рашба* и других мудрецов Эрец Исраэль и диаспоры. Известны труды в форме ответов на вопросы, которые фактически не были заданы. Раввин ставил проблему в виде вопроса, а разрешение ее называл "ответом". Примером такого труда служит книга "Трумат hа-дэшен", где и вопросы и ответы принадлежат перу р. Исраэля Иссерлиса.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983