ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ

Найдено 1 определение
ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ
Злобной клеветой на И.В. Сталина являются распропагандированные измышления, будто бы он насильственно истреблял религию и церковь. Документы, воспоминания современников убедительно показывают, что именно он, Сталин, многое сделал для установления нормальных отношений Советского государства и церкви.
Так, когда в 30‑е годы горячие головы стали создавать колхозы «со снятия с церквей колоколов», Сталин пресек бесчинства: «Снять колокола – подумаешь, какая революционность». А когда шла реконструкция Москвы, по предложению секретаря ЦК И.В. Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение, в котором отмечалось: «ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует их считать памятниками архитектуры древнего зодчества. Органы Советской власти и рабоче‑крестьянской милиции ОГПУ обязаны принимать меры (вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности) по охране памятников архитектуры древнего русского зодчества».
Статьей 52‑й Конституции СССР 1936, а также системой государственного контроля за соблюдением советского законодательства о культах гарантировалась свобода совести. Гарантия была многосторонняя. Это – отделение церкви от государства, общедоступность для всех граждан образования и культуры; отделение школы от церкви; секуляризация церковной собственности; предоставление верующим определенных материальных условий, необходимых для удовлетворения их религиозных потребностей (передача в бесплатное пользование молитвенных зданий и культового имущества, являвшегося собственностью государства, и др.).
И.В. Сталин говорил в 1936: «Советская власть лишила избирательных прав нетрудовые и эксплуататорские элементы не навеки вечные, а временно, до известного периода. Было время, когда эти элементы вели открытую войну против народа и противодействовали советским законам. Советский закон о лишении их избирательного права был ответом Советской власти на это противодействие. С тех пор прошло немало времени. За истекший период мы добились того, что эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в непобедимую силу. Не пришло ли время пересмотреть этот закон? Я думаю, что пришло время. Говорят, что это опасно, так как могут пролезть в верховные органы страны враждебные Советской власти элементы, кое‑кто из бывших белогвардейцев, кулаков, попов и т. д. Но чего тут собственно бояться? Волков бояться, в лес не ходить. Во‑первых, не все бывшие кулаки, белогвардейцы или попы враждебны Советской власти. Во‑вторых, если народ кой‑где и изберет враждебных людей, то это будет означать, что наша агитационная работа поставлена из рук вон плохо, и мы вполне заслужили такой позор, если же наша агитационная работа будет идти по‑большевистски, то народ не пропустит враждебных людей в свои верховные органы. Значит, надо работать, а не хныкать, надо работать, а не дожидаться того, что все будет предоставлено в готовом виде в порядке административных распоряжений».
Однажды в беседе Артем Федорович Сергеев вспоминал: как‑то Василий, прибежав домой, пошел к Иосифу Виссарионовичу и стал хвастаться: «Папа, ребята, когда возвращались из школы, увидели, как старухи крестятся и молятся, так они им бросили под ноги пугачи – взрывчатку». Сталин нахмурил брови: «Зачем? Я спрашиваю, зачем они это сделали?!». Василий опешил: «А зачем они молятся?!». В ответ Сталин сказал: «А ты бабушку уважаешь? Любишь ее? А она тоже молится. Потому что знает чего‑то такое, что ты не знаешь!».
И продолжал: что он, Артем Федорович, видел в библиотеке Сталина антирелигиозную литературу, но Иосиф Виссарионович считал ее примитивной, поверхностной. Сталин категорически выступал против упрощенного разъяснения политики партии в отношении религии и церкви, не терпел протаскивания «примирения» науки и религии.
В ноябре 1939 за подписью секретаря ЦК И. Сталина вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об отношении к религии, служителям Русской православной церкви и православноверующим:
«1) Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей Русской православной церкви, преследования верующих.
2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 г. за № 13666‑2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК – ОГПУ – НКВД, касающиеся преследования служителей Русской православной церкви и православноверующих, – отменить.
3) НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью, освободить из‑под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда Советской власти.
4) Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям – ЦК вынесет решение дополнительно».
Во время Великой Отечественной войны 4 сентября 1943 г. И.В. Сталин пригласил в Кремль иерархов Русской православной церкви – патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) и митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). В двухчасовой беседе приняли участие В.М. Молотов, Л.П. Берия и Г.Г. Карпов.
Сталин высоко отозвался о патриотической деятельности Русской православной церкви, поблагодарил ее за внесение в фонд обороны 150 млн. рублей, собранных за счет пожертвований верующих. Он поинтересовался проблемами, которые стоят перед церковью, и пожелал возрождения церковной жизни, скорейшего избрания Патриарха. На это митрополит Сергий ответил, что для проведения Архиерейского собора, на котором надо избрать Патриарха, потребуется не менее двух месяцев, к тому же в условиях военного времени у церкви нет транспорта.
«А нельзя ли, – сказал Сталин, – проявить большевистские темпы?» И тут же отдал распоряжение привлечь авиацию для сбора всех епископов, чтобы открыть Поместный собор через три‑четыре дня. 8 сентября собор был созван. Главой Русской православной церкви – Патриархом Московским и всея Руси – был избран митрополит Сергий (в миру И.Н. Страгородский).
Были решены и другие вопросы, поставленные на встрече церковными иерархами. Образован при патриархате Святейший синод. Открыты храмы и духовные академии и семинарии, возобновлено издание церковного журнала, расширены права духовенства и сняты ограничения на деятельность религиозных общин. Архиереям было обеспечено право распоряжаться церковными денежными средствами.
– Не надо, – заметил Сталин, – препятствовать организации свечных заводов.
А на недоумение митрополитов ответил:
– Если нужно сейчас или нужно будет в дальнейшем, государство может отпустить соответствующие субсидии церковному центру.
И митрополиты уж никак не ожидали, что глава правительства поинтересуется их бытом.
– На рынке, – говорил он, – продукты покупать вам неудобно и дорого, и сейчас на рынок продуктов колхозники выбрасывают мало. Поэтому государство может обеспечить вас продуктами по государственным ценам. Кроме того, мы завтра‑послезавтра предоставим в ваше распоряжение две‑три легковые автомашины с горючим.
«Русская церковь, – подчеркнул в этой беседе Сталин, – может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».
Сергий попросил разрешения занять бывший Игуменский корпус Новодевичьего монастыря. «Там сыро и холодно, здание шестнадцатого века постройки, – сказал Сталин. – Вам завтра правительство предоставит благоустроенное и подготовленное помещение – трехэтажный особняк в Чистом переулке, который раньше занимал бывший немецкий посол Шуленбург. Имущество, мебель, здание – советские, сейчас покажем план здания».
Подводя итог встрече, Сталин произнес: «Если нет вопросов, то, может быть, будут потом. Правительство предполагает образовать специальный государственный аппарат – Совет по делам Русской православной церкви. Карпов во главе. Как смотрите на это?» И, расставаясь с иерархами, обратился к Сергию: «Ваше высокопреосвященство, это все, что я пока могу для вас сделать».
Первая краткая встреча Сталина с митрополитом Сергием состоялась уже в июле 1941 г. Обсуждался вопрос об участии Церкви в Отечественной войне. На завершающем этапе войны, 10 апреля 1945 г., Сталин принял Патриарха Московского и всея Руси Алексия (в миру С.В. Симанский), избранного после кончины в 1944 г. Патриарха Сергия. На встрече были обсуждены вопросы патриотической деятельности церкви в мирных условиях, а также расширения духовного образования и церковно‑издательского дела.
Состоявшийся в Москве 8 сентября 1943 Собор епископов Русской Православной Церкви принял обращение к христианам всего мира с призывом к объединению всех усилий в борьбе против гитлеризма. Многие представители православного духовенства, несмотря на жестокие преследования гитлеровцев, непосредственно участвовали во всенародном партизанском движении на временно захваченной фашистами советской территории.
Ненавидя И.В.Сталина, борясь с его политическим наследием, Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев уничтожал все, что было сделано И.В.Сталиным для нормального взаимоотношения государства и церкви, насильно разрушал церкви, храмы и монастыри.
Сегодня опасна другая крайность – клерикализация политической, научной и духовной жизни страны.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Политика ГСМР в религиозном вопросе

Цеханова Л.
In her paper L.Tsehanova analyses Theravada Buddhism is Myanmar's religion and about 89% of the population in Buddhist. There are also Christians (4%), Muslims (4%) and Hindus.
Читать PDF

К вопросу о религиозном синкретизме.

Александр Николаевич Анфертьев
Читать PDF

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ЯЗЫКА И РЕЛИГИИ

С. В. Федотова
Читать PDF

К вопросу о религиозной сущности политики

Аванесова Елена Григорьевна
Рассматриваются сущностные характеристики политики с точки зрения традиции русской религиозной философии.
Читать PDF

К вопросу о философии религии Ф. Г. Якоби

Шевченко Ирина Васильевна
В статье подвергаются анализу основные положения религиозно-философских воззрений Ф. Г. Якоби, представителя философии «чувства и ве-ры» в Германии конца XVIII в., современника Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Читать PDF

К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОСТИ ПЕРА ЛАГЕРКВИСТА

Андрейчук Ксения Руслановна
В статье рассматривается чрезвычайно спорный вопрос о религиозных взглядах шведского писателя XX в. Пера Лагерквиста.
Читать PDF

К вопросу о некоторых религиозных терминах

Погасий Анатолий Кириллович
Специфика религиозной терминологии заключается в том, что она призвана в области человеческого сознания, мира, постигаемого человеческим интеллектом, зафиксировать понятия феноменальные, которые, по сути, не могут быть осознаны че
Читать PDF

К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ Ю. Ф. САМАРИНА

Скороходова С.И.
В статье рассматриваются некоторые философско-религиозные идеи «неисправимого славяновила» Ю. Ф. Самарина. Раскрывается тезис С. Н. Введенского о том, что мировоззрение Самарина этико-телеологический теизм.
Читать PDF

Актуальные вопросы истории религий Оренбуржья

Ефименко Марина Николаевна
Автор анализирует основные направления региональной историографии по вопросам изучения истории Оренбургской епархии и основных проблем истории православия на Южном Урале.
Читать PDF

К вопросу о религиозных взглядах Иоанна Малалы

Кобзева А.В.
В статье рассматриваются проблемы Всемирной хроники («Хронографии») Иоанна Малалы, охватывавшей период времени с древнейших времен до конца правления императора Юстиниана включительно, и, в частности, вопросы, связанные с личность
Читать PDF

К вопросу изучения калмыцких религиозных песен

Манджиева Байрта Барбаевна
В статье рассматриваются калмыцкие религиозные песни.
Читать PDF

К вопросу о хронотопе религиозного радиовещания

Чернега Ольга Петровна
В статье исследуются пространственно-временные характеристики художественного произведения на примере религиозного радиовещания.
Читать PDF

К вопросу о платонизме русской религиозной мысли

Шкуро Священник Сергий
Статья посвящена общей характеристике платонических источников русской ре-лигиозной мысли. Особое внимание уделено судьбе Ареопагитского корпуса в Рос-сии.
Читать PDF

К вопросу о типологии модусов религиозного бытия

Ашхамахова Асиет Аскеровна, Кочесоков Роберт Хажисмелович
В статье анализируются причины существенных расхождений между учеными в понимании основных модусов религиозного бытия: фундаментализма, традиционализма и модернизма.
Читать PDF

К вопросу о генезисе понтификата в римской религии

Конорева О. М.