ВОРОНЦОВ Василий Павлович
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Воронцов показывал пагубность капитализации народного хозяйства России, ведущей к растрате производительных сил общества и к разорению значительной части тружеников. В противовес капитализации хозяйства он предлагал развитие традиционно русских форм хозяйствования - общины, артели, кустарных промыслов народного производства. Особое внимание уделял созданию системы менового хозяйства, основанной на единении земледельческой и обрабатывающей промышленности.
Воронцов отвергал неизбежность капитализма для России. Основываясь на факте, что русский народ не только сохранил вплоть до к. XIX в. многие черты общинного быта, давно утраченные другими народами, но еще и развил их дальше, он верил, что это развитие будет продолжаться и в будущем, что воспитание и дисциплинирование русского народа для общественной формы труда происходит и без руководства капитала, силою общины, и выработанный ею артельный дух приведет к той же организации производства, какая была достигнута на Западе при помощи капитала.
О. Платонов
— писатель по экономическим вопросам, более известный под псевдонимом В. В. Родился в 1847 г., происходит из дворян Екатеринославской губернии; окончив курс в медико-хирургической академии, семь лет служил земским врачом в разных губерниях. Уже в это время В. начал работать над экономическими вопросами, и систематически посвятил себя литературе с 1879 г., помещая статьи первоначально в "Отечественных Записках", а затем в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Северном Вестнике" и др. Некоторые из этих статей были собраны и изданы в виде отдельной книги, под названием "Судьбы капитализма в России" (1882). Кроме того, есть еще отдельное сочинение В. В.: "Очерки кустарной промышленности в России" (1886 г.). Почти все работы В., за небольшими исключениями, как, например, по теории ценности, — посвящены вопросам русского народного хозяйства и в частности крестьянскому земледелию, мелким кустарным промыслам и условиям развития капитализма в России. Характер его исследований по преимуществу эмпирический, чуждый всяких предвзятых теорий. Он принадлежит к числу представителей так называемого "народнического" направления, в смысле признания совершенно особенных условий русского народного хозяйства, к которому, по его мнению, не применимы шаблоны западноевропейских теорий хозяйственного развития. Особенно рельефно идея эта выражена в "Судьбах капитализма в России". Горячая вера в возможность для России миновать период господства капитала выставляется здесь наиболее действительным средством противодействия этой современной силе, угнетающей на западе Европы рабочие классы. Главная причина своеобразности экономического развития России, по мнению В., заключается в сохранившейся у нас прочной связи нашего крестьянства с землей, благодаря особенным условиям освобождения от крепостной зависимости (с обязательными наделами землей), распространенности у нас общинного землевладения и развитию, в связи с земледелием, мелкого кустарного производства и артельного начала в промышленности. Для подтверждения своей основной мысли В. приводит ряд статистических данных о развитии у нас крупной фабричной промышленности и обращает внимание на медленное возрастание цифр, а иногда даже и на прямое уменьшение числа рабочих на фабриках и заводах. В последнем случае автор впадает в некоторую ошибку, так как в официальных статистических сведениях о фабриках и заводах, которыми он пользовался, в начале указывались данные о всех промышленных предприятиях, а потом перестали приниматься в расчет предприятия подакцизные. Вообще В. не сочувствует развитию у нас фабрик и заводов, предпочитая, чтобы Россия оставалась страной по преимуществу земледельческой. Невозможность развития у нас крупной промышленности В. доказывает, кроме обеспеченности землей, еще тем, что для развития этой промышленности необходимы обширные внешние рынки для сбыта ее произведений. По вопросу о кустарной промышленности В. является горячим защитником этой формы производства, благодаря которой сохраняется и упрочивается связь кустарей с землей и предотвращается обращение их в чисто наемных рабочих. Кроме чисто экономических статей, В. посвятил немало труда на ознакомление читающей публики с земскими статистическими работами, делая в течение 4 лет их ежегодный обзор в "Вестнике Европы". Последние 3 года В. посвятил участию в подготовке итогов экономического исследования России, по данным земской статистики, в первый том которых (Москва, 1892) вошла работа В. В.: "Крестьянская община".
В. Я.
{Брокгауз}
Воронцов,
Василий ПавловичРод. 1847, ум. 1918. Экономист, социолог, либеральный народник. Противник русских марксистов.
Воронцов Василий Павлович - экономист и публицист, пишущий исключительно под инициалами В. В. и под ними обычно цитируемый. Родился в 1847 г. Окончил курс в медико-хирургической академии. Восемь лет состоял земским врачем и в это время начал писать, главным образом, в ""Отечественных Записках"". Позднее, оставив врачебную деятельность, служил в общем съезде представителей железной дороги и в одном из частных железнодорожных предприятий, по экономико-статистической части. Сначала Воронцов заинтересовался вопросом о роли русского народа как фактора политической эволюции страны и пришел к выводу, что как в политических, так и в религиозных движениях русский народ являлся только материалом; народ утратил представление о себе как об одной из движущих общественных сил, а такими силами признавал: одну, правомерную - царскую, во имя которой и совершались все политические движения, и другую, неправомерную, дворянскую, против которой были направлены эти движения; религиозные движения, поскольку они содержали политический элемент, были отрицанием существовавшего порядка, но выражались не в борьбе, а в бегстве от антихриста - олицетворения этого порядка. При наличности в народе такого глубокого аполитизма, Воронцов считал невозможным рассчитывать на успех какой-либо непосредственной революционной деятельности и полагал, что предварительно нужно воздействовать на миросозерцание народа и организовать народные массы. В пореформенную эпоху, как констатирует Воронцов в своих позднейших работах, под влиянием создавшегося условиями крестьянской реформы невыносимого экономического положения, из которого не было выхода на чисто экономической почве, а также воспитательного воздействия реформ 60-х гг., происходит постепенное ""приобретение народными массами политического развития, превращающего их потенциальную политическую силу в реальную""; в революционную эпоху народ выступает уже от себя; но ""так как задача образования реальной оппозиционной силы совпала с моментом борьбы за свободные политические учреждения"", и революция назрела ""раньше, чем образовались силы, способные осуществить преобразование полицейского государства в правовое"", то в эпоху революции ""на первом плане фигурировали явления разрушения, а не созидания"". С этим в теснейшей связи стоит интерес Воронцова к составлявшему центральный пункт его экономических исследований вопросу о капитализме: на Западе последний, при всех своих отрицательных сторонах, был первостепенным творящим фактором, в том числе и двигателем политической свободы. Задачи политического освобождения России осложняются, напротив, тем, что здесь сконцентрировались отрицательные стороны международной капиталистической эволюции хозяйства - клубок тех затруднений последней, которые грозят кризисом капиталистическому строю, и главные проявления которых капиталистические нации успевали до сих пор перекладывать на плечи менее цивилизованных народов"". При таких условиях русский капитализм не может явиться ни экономически творящей, ни политически движущей силой: такие силы ""мы можем найти лишь в массах трудящегося населения, с одной стороны, и во внеклассовой интеллигенции - с другой"". Идея творческого бессилия русского капитализма красной нитью проходит через всю научно-литературную деятельность Воронцова. С полной отчетливостью, но почти исключительно в теоретическом обосновании, она формулирована уже в его более ранних статьях, собранных в книге ""Судьбы капитализма в России"". По особенностям современного исторического момента ""России невозможно достичь высшей ступени промышленного развития капиталистическим путем; меры в пользу последнего способны только разрушить благосостояние народа, но не привести к организации производства""; немыслимый в России как организующая форма производства, капитализм мыслим и возможен лишь ""как форма и степень эксплуатации народных сил"". На той же точке зрения Воронцов остается и во всей своей дальнейшей литературной деятельности, подкрепляя ее, с одной стороны, углубленным теоретическим анализом, с другой - изучением фактической эволюции русского капитализма. На западе капитализм опирался сначала на эксплуатацию стран отсталых в экономическом и культурном отношении, и это лишает нас ""права утверждать, что хозяйственное развитие по типу, указанному Западной Европой, есть процесс общий и однообразный, приводящий к одинаковым результатам всякую страну, выходящую из инертного состояния"". Наш капитализм запоздал появлением на свет, и потому его результаты и его влияние на народное хозяйство совершенно иные: промышленность не может развиваться за невозможностью опереться на уже захваченные иностранные рынки и за слабой покупательной способностью народных масс; сельское хозяйство не может совершенствоваться в желательном направлении развития интенсивных культур и интенсивного скотоводства за слабостью предъявляемого городским населением спроса, а между тем развитие капиталистического производства отнимает у сельского населения дополнительные к земледелию заработки и таким путем ведет его к обнищанию. В конечном результате страна, подобная России, не может строить своего материального преуспеяния на основе капиталистического спроса и предложения, и потому ""задача нашей общественной мысли заключается в устранении рынка спроса, в процессе удовлетворения народных нужд и в изыскании форм удовлетворения последних путем планомерной организации производства, в прямой связи с потреблением"". Обставленная весьма разносторонней аргументацией и дополненная разнообразными экскурсиями в такие области, как взаимоотношение капитализма и милитаризма, влияние его на массовое потребление, массовую психологию и прочее, антикапиталистическая теория Воронцова служила предметом самых ожесточенных нападок со стороны, в особенности, представителей социально-демократического направления - и в то же время довольно второстепенные разногласия в области вопросов политической программы и тактики отдалили его от руководящих представителей народнического направления. В результате научные работы Воронцова оказались оцененными далеко менее, чем заслуживают. Такие труды Воронцова, как ""Судьбы капитализма"", представляют собой, по признанию хотя бы резко расходящегося с ним во взглядах М.И. Туган-Барановского , ""несомненно, выдающиеся произведения нашей экономической мысли"". - В тесной связи с общими воззрениями и симпатиями Воронцова стоит серия других работ, посвященных специально вопросам крестьянского землевладения и хозяйства. Из них наиболее капитальной является появившаяся в 1892 г. ""Русская община"" - систематический свод всего собранного до тех пор земской статистикой материала, касающегося форм общинного владения и пользования землей. Проникнутые горячими симпатиями к общине и убеждением в естественности ее происхождения и развития, эта работа вполне удовлетворяет поставленной автором цели ""полноты сводной части работы""; факты, противоречащие обобщениям автора, заняли свое место наряду с им противоположными. Существенными дополнениями к ней являются ""Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве"" и ""К истории общины в России""; последняя работа содержит весьма ценные данные относительно эволюции форм пользования землей на севере России. Ряд работ Воронцов посвятил артельным формам и артельным начинаниям русского общества. Вместе с тем Вороноцов был одним из первых, которые обратились к изучению данных земской статистики, относящихся к состоянию и эволюции крестьянского хозяйства. В ряде чрезвычайно ценных статей, печатавшихся в середине 80-х гг., он следил за успехами земской статистической методологии, а в другой серии статей дал анализ самого содержания первых земских статистических сборников, причем, между прочим, уже в то время определенно формулировал идею общей ""нивелировки"" или ""подвижки вниз"", в последнее время подробно разрабатывавшуюся, с одной стороны, Масловым , с другой стороны - Огановским и др. Почти все работы Воронцова печатались первоначально в виде журнальных статей, большая же часть их затем издавалась Воронцовым в книжной форме. Важнейшие из них: ""Судьбы капитализма в России"" (1882); ""Наши направления"" (1893); ""Очерки теоретической экономии"" (1895); ""Судьба капиталистической России"" (1907); ""Производство и потребление в капиталистическом обществе"" (1907); ""От 70-х гг. к 900-м"" (1907); ""Крестьянская община"" (""Итоги экономических исследований России"", т. I, 1892); ""Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве"" (1892); ""К истории общины в России"" (1902); ""Артель в кустарном промысле"" (1895); ""Артельные начинания русского общества"" (1895); ""Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882 - 1886 гг."" А. Кауфман.
Источник: Биографический словарь. 2008