• Porta,
от portare, нести, потому что по этрусскому обычаю плуг, которым обводили борозду для стен (sulcus primigenius), поднимался и был переносим на руках в тех местах, где должны были стоять В. О В. в Риме см. Roma, Рим, 5. 11.
• Portentum,
см. Divinatio, Дивинация, 13.
Ворота
ВОРОТА
Ворота
евр. шаар. Ворота в укрепленных восточных городах вообще делались из дерева (срав. Суд. 16:3) и обивались толстыми железными или медными листами (Пс. 106:16; Ис. 45:2; Деян. 12:10). Они запирались засовами и затворами (Втор. 3:5; 3Цар. 4:13); над ними помешалась сторожевая башня (2 Цар. 18:24, 33); площадка около ворот служила местом для торговли и для разбирательства судебных тяжб (Быт. 23:10,18; Риф. 4:1; Втор. 16:18; 21: 19; 25:7; Прит. 22:22; Ам. 5:15). Давид сетует на тех, которые сидели у ворот и злословили его (Пс. 68:13). Около ворот читали объявления, изрекали пророчества и т.п. (Прит. 1:21; 8:3; Ис. 29:21; Иер. 17:19; 26:10). Если враги брали ворота города, то сила его была сломлена (Втор. 28:52; Суд. 5:8). Из этого ясно, что «ворота» являются символом силы, могущества, подобно, как и турецкое царство до сих пор называется «Высокая Порта» (ворота). Бог обещал Аврааму, что потомки его будут владеть воротами (в русс. Библ. городами) своих врагов (Быт. 22:17). Стены Сиона будут называться спасением и ворота их славою (Ис. 60:18), и «врата ада» не одолеют Церкви Божией (Мат. 16:18). Высокими и широкими воротами (арка, триумфальные ворота) шествовали победителей-царей (Пс. 23:7 и дал.). Врата нового Иерусалима не будут запираться, ибо там не будет ночи (Отк. 21:25; Срав. Ис. 60:
ворота
в древности важнейшее место города, какого теперь не имеет даже центр. Здесь велась торговля, производился суд, собирались собрания, провозглашались пророчества, заключались сделки (Вт 17.5,8; Руф 4.1; 3Ц 22.10). Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять. Поэтому выражение «врата ада» (Мф 16.18) нужно понимать как «вся сила и совет ада».
Древний Иерусалим, как вытекает из рассмотрения Неем 3 и Неем 12 (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота (см. Приложение 4):
- Овечьи (Неем 3.1,32; 12.39),
- Рыбные (2Пар 33.14; Неем 3.3; 12.39; Соф 1.10),
- Старые (Неем 3.6; 12.39),
- Ефремовы (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; Неем 8.16; 12.39),
- Долины (2Пар 26.9; Неем 2.13; 3.13),
- Навозные (Неем 2.13; 3.13,14; 12.31) (в Иер 19.2 названы Харшиф),
- Источника (Неем 2.14; 3.15; 12.37),
- Водяные (Неем 3.26; 8.1,3,16; 12.27),
- Темничные (Неем 12.39),
- угольные (угловые) (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; 26.9; Иер 31.38; Зах 14.10).
В Иез 48.31-34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых.
Кроме того, в Писании упоминаются следующие внутренние ворота:
а) царского дворца-
- Вениаминовы (Иер 20.2; 37.13; 38.7; Зах 14.10),
- конские (4Ц 11.16; 2Пар 23.15; Неем 3.28; Иер 31.40),
б) неизвестного положения-
- Гаммифкад (Неем 3.31),
- городские (4Ц 23.8),
- Иисуса градоначальника (4Ц 23.8),
- первые (Зах 14.10),
- средние (Иер 39.3),
- телохранителей (4Ц 11.6,19).
В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) (Наум 2.6). (См. также храм)
Древний Иерусалим, как вытекает из рассмотрения Неем 3 и Неем 12 (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота (см. Приложение 4):
- Овечьи (Неем 3.1,32; 12.39),
- Рыбные (2Пар 33.14; Неем 3.3; 12.39; Соф 1.10),
- Старые (Неем 3.6; 12.39),
- Ефремовы (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; Неем 8.16; 12.39),
- Долины (2Пар 26.9; Неем 2.13; 3.13),
- Навозные (Неем 2.13; 3.13,14; 12.31) (в Иер 19.2 названы Харшиф),
- Источника (Неем 2.14; 3.15; 12.37),
- Водяные (Неем 3.26; 8.1,3,16; 12.27),
- Темничные (Неем 12.39),
- угольные (угловые) (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; 26.9; Иер 31.38; Зах 14.10).
В Иез 48.31-34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых.
Кроме того, в Писании упоминаются следующие внутренние ворота:
а) царского дворца-
- Вениаминовы (Иер 20.2; 37.13; 38.7; Зах 14.10),
- конские (4Ц 11.16; 2Пар 23.15; Неем 3.28; Иер 31.40),
б) неизвестного положения-
- Гаммифкад (Неем 3.31),
- городские (4Ц 23.8),
- Иисуса градоначальника (4Ц 23.8),
- первые (Зах 14.10),
- средние (Иер 39.3),
- телохранителей (4Ц 11.6,19).
В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) (Наум 2.6). (См. также храм)