Воротников, Павел Максимович
— композитор; родился в 1804 году; учился во втором кадетском корпусе, был выпущен оттуда корнетом в новгородский кирасирский полк, с которым принимал участие в польской кампании 1831 года. Будучи адъютантом командира 2-го резервного кавалерийского корпуса, он имел случай познакомиться с А. Ф. Львовым, под руководством которого и занимался музыкой. В 1843 году В. был назначен учителем пения в придворную певческую капеллу. Позже состоял учителем пения в первом московском кадетском корпусе и надзирателем тифлисской дворянской гимназии. Умер в 1876 году. Из духовно-музыкальных сочинений Воротникова известны: "Ныне силы небесные", "Разбойника благоразумного", написанные для трех голосов; "На реках Вавилонских", "Свете тихий", "Ныне отпущаеши" и многие другие, написанные для четырех голосов. В. составил собрание русских народных песен на четыре голоса и аранжировал отдельные песни на три, четыре, пять голосов. Известно также его собрание 80-ти русских народных песен, в 3-х частях. В "Трудах 1-го археологического съезда в Москве", В. поместил статью под заглавием: "Заметка по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии".
M.
П. {Брокгауз}
Воротников, Павел Максимович
— род. 1810 в Ревеле, ум. 1876 в Москве, учился во 2 кадетском корпусе в СПб. и здесь пел в церковном хоре; будучи офицером Новгородского кирасирского полка, руководил его хором и основал школу полковых регентов. В 1843—учитель пения Придворной певческой капеллы и Екатерининского Института. До 1848 по поручению А. Ф. Львова занимался также переложением церковных песнопений на 4 голоса (см. Львов). В 1854 жил в Елизаветграде, где устраивал музык. собрания и концерты; в 1860 в Одессе; затем обучал полковой оркестр близ Елизаветграда, и в 1863, предполагая получить в заведование классы хорового пения И. Р. М. О., переселился в Москву, но, не достигнув желаемого, занял место учителя пения во 2-й Военной гимназии. В. собирал также русские народные песни и перекладывал их для хора (изданы 2 сборника и до 80 отдельных №№, у Юргенсона). Переложения эти не всегда выдержаны в духе народной песни. Самым важным делом В. нужно признать гармонизацию церковных песнопений под ред. Львова, что натолкнуло В. на изучение древнерусского церковного пения и способов его гармонизации (см. его статью об этом в "Трудах I Археологического съезда в Москве"). Из духовных сочинений В. известны более других: "Свете тихий", "Благообразный Иосиф", "На реках вавилонских" и др.
(П.).
{Риман}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Воротников Павел Максимович
Воротников Павел Максимович - русский композитор (1810 - 1876). Еще учась в кадетском корпусе, пробовал сочинять: его Allegro исполнялось кадетским оркестром. Служа в новгородском кирасирском полку, написал несколько пьес военной музыки и руководил в Елисаветграде оркестром, имевшим свыше 100 исполнителей. При его участии основана школа регентов, где он был преподавателем многих предметов. К этому времени относятся его церковные сочинения: концерты ""Изми мя от враг моих"" и ""Услыши Господи глас мой"", причастные стихи - ""Чашу спасения приму"" и ""В память вечную будет праведник"", херувимская песнь (d-moll). С 1843 по 1848 г. был преподавателем пения в придворной певческой капелле и занимался переложением церковных песнопений для предпринятого А.Ф. Львовым издания ""Круга простого нотного пения"". ""Главнейшее условие этого огромного труда, - говорит Воротников в своей автобиографической записке, - состояло в сохранении мелодии в том самом виде, без малейшего изменения, в каком она изображена в церковных нотных книгах, издаваемых Святейшим Синодом"". Многие из церковных произведений Воротникова до сих пор исполняются при богослужении. В технических приемах и характере самостоятельных церковных сочинений Воротников - последователь Львова; они большей частью просты по гармонии и написаны в несимметричном ритме, чтобы оставить текст неизменным. Он собирал народные русские песни, но гармонизация их не вполне отвечает у него характеру их и складу. Песни, положенные им на 4-голосный хор, изданы в 1870 - 1871 и 1894 гг. Изданы и некоторые романсы Воротникова для одного голоса с сопровождением фортепиано. Педагогические сочинения Воротникова: ""Практические голосовые упражнения, или Сольфеджио для двух сопран и альта или для двух теноров и баса"" (Санкт-Петербург, без обозначения года); ""Руководство к преподаванию хорового пения"" (Москва, 1894). В литературе о русском церковном пении имеют значение статьи Воротникова: ""Заметки по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии"" (Труды 1-го Археологического съезда в Москве 1869 г., Москва, 1871, т. II); ""Церковное пение в настоящее время"" (""Московские Ведомости"", 1876, № 48). В первой из них он является сторонником унисонного пения, как чрезвычайно величавого, умилительного и наиболее носящего истинно-церковный характер. - См. Антон Преображенский , ""Павел Максимович Воротников и его статьи по церковному пению"" (""Русская Музыкальная Газета"", 1902, № 41, 44; здесь приведены автобиографическая записка и письма Воротникова к священнику Д. Разумовскому ); В. Металлов ""Очерк истории православного церковного пения в России"" (Москва, 1900); М. Лисицын ""Современная и новейшая церковная музыка"" (""Музыка и Пение"", 1903). Г. Т.
Источник: Биографический словарь. 2008