ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
разновидность живописной техники, основанная на применении воска в качестве связующего элемента. В античности восковая живопись выполнялась разжиженным путем нагревания красками по подогретой основе с помощью металлического инструмента с тонкой воронкой или кистями. Об-работка живописной поверхности завершалась огнем. Достоинством этой техники была исключительная дол-говечность цвета и стойкость к воздействию сырости. Основной недостаток — зависимость технических свойств материала от температуры. Наряду с горячим способом восковой живописи существовал и холодный способ, близкий к обычной живописной технике. Восковые краски при этом способе разводились испаряющимися растворителями, поэтому вся работа велась кистями и лишь заканчивалась термической обработкой красочного слоя.
ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
энкаустика — техника живописи, где в кач-ве связующ. краски вещества используется воск. В. ж. была известна в Др. Египте еще в 3-м тыс. до н.э., но получила наибольшее развитие в антич. Греции, где выполнялась горячим способом и назыв. энакаустикой. В этой технике работали величайшие греч. художники: Зевксис, Паррасий, Апеллес и др. Антич. писатели (Марциал, Петроний Арбитр и др.), восхваляя произв., выполн. энкаустикой, особенно подчерк. достигаемый ею реализм и впечатл. пластичности. Согл. Плинию Старшему и Диоскориду, для энкаустики применялся т.н. пунический воск, к-рый варился с мор. водой и щелочью и отбеливался. Произв. энкаустической живописи классич. поры (5 в. до н.э.) до нас не дошли. Нам известны т.н. фаюмские портреты, найденные гл. обр. в погребениях в оазисах Фаюм (Файюм) в Египте и относящ. к 1 в. до н.э. — 4 в.н.э. Это — почти исключит. погрудные портреты, исполн. на досках энкаустикой, темперой или энкаустикой по темперной подготовке.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998