Воскресение Христово

Найдено 1 определение
Воскресение Христово
главнейший праздник православного христианства, предначертанный евангельскими свидетельствами о телесном возвращении к жизни погребенного в пещере Иисуса Христа на третий день после Его смерти на кресте. Само событие В. Х. и выход Воскресшего из гробницы канонические Евангелия не описывают, но посмертные явления Христа в теле, свободном от власти физических законов, засвидетельствованы евангелистами (Лк. 24, 15–39; Ин. 20, 14–20). Такого рода явления Христа и его общение с учениками продолжались 40 дней, причем, по указанию апостола Павла, Воскресший являлся «более нежели пятистам братий» в одно и то же время (1 Кор. 15, 6). Для передачи греческого слова «анастасис» – «восстание» (в смысле восстания из гроба) – просветители славян святые Кирилл и Мефодий использовали слово «воскресение», происходящее от славянского «кресити» – добывать огонь с помощью кремня и кресала. Такой перевод укоренил в русском православном сознании духовномистический, энергийносветовой смысл В. Х. Первоначально это великое событие отмечалось одновременно с иудейским праздником Пасхи (от древнеевр. «песах» – прохождение), установленным в память исхода иудеев из Египта и связанным с ожиданием прихода Мессии, в силу чего праздник В. Х. получил свое второе название – Пасха. На Первом Вселенском соборе было решено отмечать В. Х. в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, чтобы важнейший христ. праздник никогда не совпадал с иудейской Пасхой. Праздник В. Х. является подвижным, выпадающим каждый год на разные числа, что подчеркивает его духовнодинамическую, глубоко жизненную суть. Его календарная динамика указывает на спасительное значение времени, на то, что оно не замкнуто в какомлибо безысходном круговороте, но промыслительно направлено к преображению и обожению всей твари. Специальные таблицы – пасхалии – позволяют исчислить даты праздника В. Х. на годы вперед, а мистическим подтверждением верности православного исчисления Пасхи Христовой служит явление Благодатного огня на Гробе Господнем в Великую субботу (см. Страстная седмица). В. Х. – основание православной веры, краеугольный камень догматического учения Церкви, совершенный прообраз посмертной судьбы каждой человеческой личности, способной обрести вследствие жертвы Христовой жизнь вечную в нетленном теле, свободном от власти физических законов. Религиозномистическое содержание праздника В. Х. хранит в полноте только Церковь православная. Католицизм же и протестантизм, пройдя через теологическую рационализацию и демифологизацию, делают больший акцент на посюстороннем, гуманитарном, этическом значении этого события. Не случайно гораздо большее внимание они придают празднику Рождества Христова, чем В. Х.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
1.24 мб

К апологии веры в Христово воскресение

К. Г. Григорьев
Читать PDF
694.68 кб

Наименование праздника Воскресения Христова

Читать PDF
518.60 кб

\ событие \ две природы храма Воскресения Христова

Воробьева Ирина
Читать PDF
888.43 кб

Какая должна быть апология веры в Христово воскресение?

И. А. Глебов
Читать PDF
6.86 мб

Новоиерусалимская школа: Германовы гимны воскресению Христову

Васильева Елена Евгеньевна
Анализ каждого псалма и их сопоставление показывают индивидуальность творческого воплощения темы. В поэтических текстах прослеживается связь с евангельскими и литургическими текстами, а также личными биографическими мотивами.
Читать PDF
435.49 кб

Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX±XIV вв

Иванова Светлана Валерьевна
В статье исследуется взаимосвязь образа «Воскресение» (Анастасис) со словом. Приводятся его описания, данные византийскими писателями. Исследуется его место в рукописях.
Читать PDF
1.75 мб

Значение Воскресения Христова для нашей нравственной жизни: размышления по поводу приближающегося пр

А. А. Бронзов

Похожие термины: