Воскресение Христово
Воскресение Христово
главнейший праздник православного христианства, предначертанный евангельскими свидетельствами о телесном возвращении к жизни погребенного в пещере Иисуса Христа на третий день после Его смерти на кресте. Само событие В. Х. и выход Воскресшего из гробницы канонические Евангелия не описывают, но посмертные явления Христа в теле, свободном от власти физических законов, засвидетельствованы евангелистами (Лк. 24, 15–39; Ин. 20, 14–20). Такого рода явления Христа и его общение с учениками продолжались 40 дней, причем, по указанию апостола Павла, Воскресший являлся «более нежели пятистам братий» в одно и то же время (1 Кор. 15, 6). Для передачи греческого слова «анастасис» – «восстание» (в смысле восстания из гроба) – просветители славян святые Кирилл и Мефодий использовали слово «воскресение», происходящее от славянского «кресити» – добывать огонь с помощью кремня и кресала. Такой перевод укоренил в русском православном сознании духовномистический, энергийносветовой смысл В. Х. Первоначально это великое событие отмечалось одновременно с иудейским праздником Пасхи (от древнеевр. «песах» – прохождение), установленным в память исхода иудеев из Египта и связанным с ожиданием прихода Мессии, в силу чего праздник В. Х. получил свое второе название – Пасха. На Первом Вселенском соборе было решено отмечать В. Х. в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, чтобы важнейший христ. праздник никогда не совпадал с иудейской Пасхой. Праздник В. Х. является подвижным, выпадающим каждый год на разные числа, что подчеркивает его духовнодинамическую, глубоко жизненную суть. Его календарная динамика указывает на спасительное значение времени, на то, что оно не замкнуто в какомлибо безысходном круговороте, но промыслительно направлено к преображению и обожению всей твари. Специальные таблицы – пасхалии – позволяют исчислить даты праздника В. Х. на годы вперед, а мистическим подтверждением верности православного исчисления Пасхи Христовой служит явление Благодатного огня на Гробе Господнем в Великую субботу (см. Страстная седмица). В. Х. – основание православной веры, краеугольный камень догматического учения Церкви, совершенный прообраз посмертной судьбы каждой человеческой личности, способной обрести вследствие жертвы Христовой жизнь вечную в нетленном теле, свободном от власти физических законов. Религиозномистическое содержание праздника В. Х. хранит в полноте только Церковь православная. Католицизм же и протестантизм, пройдя через теологическую рационализацию и демифологизацию, делают больший акцент на посюстороннем, гуманитарном, этическом значении этого события. Не случайно гораздо большее внимание они придают празднику Рождества Христова, чем В. Х.
Источник: Краткий православный словарь.