ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Воскресение мертвых
будущее всеобщее воскресение. Оно произойдет при конце сего мира, который преобразится огнем. В этот момент души почивших вновь соединятся со своими телами и будут бессмертны и духовны. До всеобщего воскресения души праведных пребывают в блаженстве, покое и предвосхищении будущего воскресения. Души же грешников с тревогой ожидают будущего мучения. Впрочем, умершим без покаяния и умершим в вере, но не принесшим достойных плодов покаяния, могут помочь молитвы ближних и их милостыни.

Источник: Православная энциклопедия.

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ
всеобщее, будущее воскресение имеет быть при конце видимого сего мира, который преобразится посредством огня. Оно будет состоять в том, что души умерших опять соединятся с прежними телами и будут духовны и бессмертны. До всеобщего воскресения души праведных находятся в покое и предначатии вечного блаженства, а души грешников в предначатии вечного мучения. Впрочем душам умерших в вере, но не принесших плодов достойных покаяния, могут помогать молитвы, милостыни за них живых, а наипаче приношения за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ВОСKРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ
по учению Церкви, последует со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновение ока (1 Kор. 15, 52). Бог своей Силой воскресит мертвых нетленными, тело воскресшего не будет по своему существу таким, как при жизни. Оно будет нетленно, духовно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии, ни в одежде, оно будет легко, светоносно, подобно воскресшему телу Спасителя. Тела нечестивых людей должны быть также духовны и бессмертны, но вместе с тем, отражая внутренний мир преступников Божьего Закона, они будут мрачными, безобразными и, как тела закоренелых грешников, будут внушать отвращение.
Земля при воскресении мертвых подвергнется сначала страшной катастрофе, а затем превратится посредством огня в новое небо и новую землю (см. 2 Пет. 3, 10-13). Вслед за всеобщим воскресением, по новозаветному учению, произойдет окончательный суд над воскрешенными праведниками и грешниками. См. Страшный суд.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Воскресение мертвых
оживление умерших в их исконных телах, претерпевших духовное преображение и приобретших нетленность, подобно воскресшему телу Спасителя. Церковь учит, что В. м. должно произойти во Втором пришествии Иисуса Христа. Поскольку душа человека по ее Богосозданной природе нетленна, постольку В. м. подразумевает полное восстановление тел. Православие не дает общецерковного учения о состоянии нашего тела после В. м., допуская различные точки зрения на этот вопрос. Однако почти все святые отцы Восточной Церкви и видные православные богословы указывают на конечную перспективу одухотворения ныне отпадшей от духа материи, так что В. м. будет новым откровением. Поскольку при всеобщем В. м. рядом с достойными спасения праведниками окажутся и недостойные спасения грешники, то с необходимостью предполагается учение о Страшном суде, призванном окончательно решить участь воскрешенных. Православное богословие подчеркивает, что причащающиеся Плоти и Крови Спасителя христиане получают в свои души и тела как бы семя жизни вечной. Для тех же, кто не имел евхаристического общения со Христом, воля Божия будет единственным критерием их воскресения, равно как и их дальнейшей участи.

Источник: Краткий православный словарь.

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ (Тхият hа-метим)
Последняя из тринадцати основ веры, сформулированных Рамбамом*, гласит: "Я верую полной верой, что будет воскресение мертвых, когда изъявит желание Творец, да будут благословенны память и имя Его во веки вечные". Согласно ему, тела усопших не исчезают, несмотря на процессы разложения в них, ибо сохраняются их исходные элементы, и, в конце времен, с приходом Машиаха (Мессии)* они соединятся и вновь возродятся. В общих чертах о В.М. говорится уже в I Ц. (XVII, 17—24): пророк Элиягу оживил сына женщины из Цорфата. Подобное рассказывается и об Элише, который оживил сына женщины из Шунама (II Ц. IV, 18—37). Правда, описанные случаи — из ряда вон выходящие чудеса, но в книге Ис. (XXVI, 19) говорится о В.М. посредством животворной росы: "Оживут мертвые Твои, восстанут умершие, проснутся и запоют лежащие в прахе, ибо роса Твоя — животворна...". А пророк Иехезкель говорит о сухих костях, которые восстали к жизни (XXXVII, 1-10). Однако сам пророк разъясняет, что он подразумевает весь народ Израиля, который восстанет из мертвых, и мудрецы Талмуда интерпретировали слова пророков как видение будущего, ожидающего народ Израиля. Но были мудрецы, которые принимали видение буквально. "Р. Элиэзер, сын р. Йоси hа-Галили говорит: умершие, которых оживил Иехезкель, прибыли в Эрец Исраэль, женились и родили сыновей и дочерей. Встал р. Иегуда бен Бетейра на ноги и сказал: я из их потомков, и вот тфилин*, которые оставил мне один из этих пращуров" (Сан. ХСН). А в книге Даниэля сказано: "И многие из спящих в прахе проснутся, кто для вечной жизни, а кто — для вечного позора". Вера в В.М. была одной из тем для споров между прушим и цдуким*. Последние не верили в В.М., а в трактате Сан. (X, 1) Мишна* причисляет отрицающих В.М. к тем, кому нет удела в будущем мире.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Воскресение мертвых в истории религиозной мысли и святоотеческом предании

Башкиров Владимир Григорьевич
Вслед за пришествием Господним последует воскресение мертвых, по-гречески «anastasis ek nekron».