ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Воскресные школы
(Sunday Schools) школы для религ. образования детей и подростков. В США первая В. ш. была осн. в 1786 в графстве Гановер, Вирг., англ. миссионером Ф. Эсбери. Практика создания подобных школ была официально одобрена методист. церковью, а вскоре их стали основывать почти все конфессии. В 1890 в США и Канаде В. ш. посещало 11 млн детей. Большими тиражами издавалась уч. лит-ра, выходил спец. журнал, осн. в 1824.

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с конца 1850-х гг. организовывались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников. После Октябрьской революции реорганизованы в школы для взрослых. В современной России то же название получили церковные, главным образом православные школы для детей и взрослых.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Воскресные школы
Воскресные школы (Sunday school), общеобразовательные и религ. школы для детей, действующие по воскресеньям. Видимо, первая такая школа была открыта в Глостере в 1780 г. журналистом Робертом Рейксом для обучения детей из бедных семей (к-рые, как правило, работали в др. дни недели) чтению, правописанию и знанию Библии. Начинание Рейкса получило широкое распространение, особенно после создания в 1803 г. в Лондоне Союза воскресных школ. К нач. 19 в. уже неск. сотен тысяч детей учились в В.ш., сыгравших важную роль в распространении нач. образования до принятия в 1870 г. закона Уильяма Фор-стера об образовании. В США движение за создание В.ш. быстро набирало темпы в 90-х гг. 18 в., а созданный в 1817 г. Американский союз воскресных школ распространил их по всей стране.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Воскресные школы
уч. зав. с занятиями по воскресным дням для всех желающих. В России возникли по инициативе передовой интеллигенции в конце 1850-х, на У. - в 1860-е. В частности, в Перм. губ. в 1901 было 32 В.Ш., в 1914 только при нач. уч-щах - 127. В.Ш. предназначались для неграмотных и малограмотных раб., ремесленников, крест. и их детей. В них обучали чтению, письму, началам арифметики, в нек-рых - истории, географии, черчению, рисованию. В 1864 наблюдение за религиозно-нравственным воспитанием было возложено на священников. В В.Ш. учителя работали бесплатно или за небольшую плату от благотворительных сборов. После 1917 преобразованы в школы для взрослых. С конца 80-х возрождены при нек-рых приходах для изучения основ священного писания.    Лит.: Очерк народного образования в Пермской губернии в 1901 году. Пермь, 1903; Шпилева Н.С. Воскресные школы в Поволжье и на Урале в 60-х гг. XIX в. // Герцен и Огарев и общественные движения в Поволжье и на Урале.. Казань, 1964.    Сафронова А.М.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
частные или обществ. общеобразоват., профессион. или религ. учеб. заведения, обучение в к-рых проводилось по воскресным дням. Организованы передовой интеллигенцией для рабочих, крестьян, ремесленников по принципу: общедоступность, бесплатность, самостоятельность. Уч-ся не подвергались никаким наказаниям, педагоги обращались к ним на «вы». Первые В. ш. в России появились в 1858. В 1860 преподаватели Пенз. дворянского ин-та выступили с проектом устава «Общества для распространения грамотности», по к-рому предусматривалось открытие В. ш. и публичной б-ки. Школа была открыта 13 ноября 1860 в помещении Пенз. гимназии (первый распорядитель – учитель гимназии В. И. Захаров, затем И. Н. Ульянов). В программу входили: чтение, письмо, арифметика, Закон Божий, беседы по истории и естеств. наукам. Первый набор – 40 уч-ся, затем их число увеличилось до 140. В окт. 1861 В. ш. были открыты в Мокшане и Краснослободске. В 1890 В. Н. Полумордвинова (сестра Н. Н. Мясоедова) учредила в ПЕНЗ. частную жен. В. ш., в к-рой ежегодно обучалось до 190 учениц. Существовали параллельно с др. учеб. заведениями негос. характера (церковно-приходские, школы грамоты, частные приготовит. школы и др.). После Окт. рев-ции заменены школами различных типов для взрослых. Лит: Савин (1), Трофимов; А. И. Герцен и Н. ПЕНЗ. Огарев и общественное движение в Поволжье и на Урале. Казань, 1964; Пашин В. Необычная школа //ППЕНЗ. 1993. 6 июня; Чернышова М. Приглашает воскресная школа //ПЕВ. 1995. 21 янв. Г. Е. Горланов, О. Г. Кутеева.

Источник: Пензенская энциклопедия.

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
школы для взрослых в дореволюц. России, работавшие по воскресным дням. Возникли в 1859 в Киеве по инициативе проф. П. В. Павлова, а также Н. И. Пирогова. В обстановке подъема обществ. движения В. ш. быстро распространились по всей России. В 1862 в 50 губерниях насчитывалось 274 В. ш. (по др. данным - 316) - 243 муж. и 31 женская, в т. ч. 34 школы в Петерб. губ., 9 в Моск. губ. и т. д. Обучение было бесплатным, труд преподавателей (студенты, учителя, писатели, журналисты, чиновники, офицеры) безвозмездным. Гл. контингент учащихся В. ш. составляли рабочие и солдаты. Унифицированных программ В. ш. не имели, предусматривалось начальное обучение. При В. ш. создавались библиотеки и читальни. В создании В. ш. большую роль сыграла революц. интеллигенция, рассматривавшая их не только как одну из форм просвещения народа, но и как легальную форму антиправительств. пропаганды. Среди распорядителей и преподавателей были деятели революц. подполья: А. А. Слепцов, С. С. Рымаренко, А. А. и Н. А. Серно-Соловьевичи. Революц. пропаганда велась в В. ш. Петербурга, Москвы, Казани, Перми и др., в частности читались прокламации: "Что нужно народу", "Что делать войску", "Молодая Россия" и др.

Пр-во и губ. власти вначале не препятствовали деятельности В. ш. В дальнейшем, в связи с раскрытием Харьковско-Киевского тайного об-ва, члены к-рого были педагогами В. ш., было возбуждено следствие о воскресном движении и создана спец. комиссия. В июне 1862 по распоряжению Александра II B. ш. были закрыты. В 1864 вновь разрешено открывать В. ш., но гл. обр. представителям духовенства. За деятельностью В. ш. был установлен надзор полиции и инспекции нар. училищ. С кон. 80-х гг. В. ш. возрождались более широко. В нек-рых из них занятия проводились не только в воскресные и праздничные дни, но и по вечерам в будни. Революционеры сочетали в В. ш. легальное обучение с нелегальной работой. В 80-е гг. с В. ш. в Петербурге и Москве были связаны первые марксистские группы Благоева, Точисского, Бруснева. В 90-х - нач. 900-х гг. революц. пропаганду в В. ш. активно вели с.-д. в Петербурге, Москве, Харькове и др. городах. Учительницами В. ш. были Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, Е. Д. Стасова, А. М. Коллонтай, З. П. и С. П. Невзоровы и др. В. И. Ленин уделял большое внимание работе В. ш., содержанию преподавания на уроках и использованию школ для расширения с.-д. пропаганды в массах. Важным центром революц. работы петерб. марксистов была Корниловская школа ("Смоленские классы"). Здесь неоднократно бывал В. И. Ленин, встречался с рабочими. Тесную связь с В. ш. поддерживал Петерб. союз борьбы за освобождение рабочего класса. В апр. 1895 В. И. Ленин провел совещание с группой учительниц В. ш. Петербурга. В В. ш. устраивались конспиративные собрания - встречи с рабочими. Связь с учащимися В. ш. давала возможность получать информацию о положении рабочих. Из В. ш. и вечерних курсов вышли известные революционеры И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов. В. ш. существовали до Вел. Окт. революции 1917.

Лит.: Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов" по неизд. док-там, СПБ, 1908; Абрамов Я. В., Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900; Барабой А. З., Харьковско-Киевское революц. тайное об-во 1856-60 гг., в сб.: ИЗ, т. 52, (М.), 1955; Таубин Р. A., Революц. пропаганда в воскресных школах России в 1860-62 гг., "ВИ", 1959, No 8; Бланк А., Вечерне-воскресные школы в Петербурге, "Нар. образование", 1960, No 8; Крупская Н. К., Пед. соч. в 10 тт., т. 1, М., 1957 (Автобиографич. статьи); Бабушкин. И. В., Воспоминания. 1893-1900 гг., М., 1955; Славные большевички. (Сб. очерков), М., 1958; Шелгунов В. A., Мои воспоминания о воскресных школах, "Школа взрослых", 1939, No 7.

M. Г. Седов. Москва, А. С. Бланк. Череповец.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976