Восточные славяне

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
одна из трех (наряду с зап. и южными) основных групп древних славян, образовавшаяся после распада их этнической и языковой общности. Сложилась и II-IX вв. на территории Восточной Европы. Хозяйство: пашенное земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Ремесла. Племенные союзы: поляне, древляне, кривичи и др. Завершающая стадия военной демократии. В 1-й пол. IX в. ранне-государственные объединения в Среднем Поднепровье и Приильменье, ставшие основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерус. народность.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
одна из трех групп древних славян (наряду с западными и южными), образовавшаяся в связи с распадом праславянской (Йщности. Возникла в VI—IX вв. на территории от Карпат на западе до Валдайской возвышенности на востоке и от Балтийского моря на севере до среднего Днепра на юге. Хозяйство — пашенное земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Повесть временных лет называет полтора десятка групп восточного славянства, которые историки расценивают как союзы племен (славинии), имевшие все зачатки государственности. Религия — язычество. В ходе разложения первобытного строя, проходившего в VI—IX вв.,в IX в. возникло первое государство восточных славян — Русь (Киевская Русь, Древнерусское государство), в рамках которого формировалась древнерусская народность. На базе этой народности возникли русские, украинцы и белорусы.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
население Центральной и В. Европы, в древности говорившее на едином языке и имевшее единую, однородную культуру (позднее разделилось на 3 народности - русские, украинцы и белорусы). В V-VI вв.
в.-славянские памятники характеризуются специфичной лепной керамикой в виде высоких горшков с усеченно-коническим туловом. Наземные постройки с полами из деревянных плах, редко - полуземлянки (на ю.). Ранние захоронения без курганов, с останками сожжения трупов. В VI-VII вв. появляются курганы.
Иордан (VI в.) называет В. с. склавенами (славенами). Они заселяли территорию от Верхней Эльбы до Среднего Днепра, Среднее Подунавье, верховья Одры, Вислы, Днестра и Полесье до Киева. В отдельных группах не устраивали курганов, хоронили без сожжения покойников в могилах в вытянутом положении (ю.-в. Нижнего Подунавья до Северного Донца). Третья группа - венеды (по Иордану) расселялась между низовьями Эльбы и Вислы. Срубные дома. Кремация и рассеивание праха в определенных местах. Четвертая группа расселялась в бассейне рек, впадающих в о. Ильмень и Псковское. Отличия от других групп - захоронения в длинных курганах.

Источник: Археологический словарь. 1996

Восточные славяне
одна из трёх групп древних славян, выделившихся наряду с западными и южными славянами из общеславянской этнолингвистической общности. Общие черты их этнического облика сформировались в VI–IX вв. на территории Восточной Европы в результате перегруппировки славянских племенных объединений: антов, склавинов, дулебов и др. Восточные славяне взаимодействовали с балтами, финно-уграми, потомками сарматов, тюрками и контактировали с арабами, византийцами, скандинавами и др. К IX–X вв. они занимали пространства от Чудского и Ладожского озёр на Севере до Чёрного моря на Юге, от Восточных Карпат на Западе до нижней Оки на Востоке. Восточные славяне занимались наряду с подсечным, полевым пашенным земледелием и оседлым скотоводством, а также охотой, рыболовством, бортничеством и другими промыслами. Развивались ремёсла (выработка железа, кузнечное, ювелирное, гончарное и др.). Торговые связи поддерживались на пути «из варяг в греки» и по Волге. Жили в основном территориальными общинами, поселения группировались гнёздами. В IX–X вв. на восточнославянских землях появились города: Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др. Возникли возглавлявшиеся местными князьями союзы племён: поляне, древляне, северяне, словене ильменские, или новгородские, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы и др. Будучи язычниками, восточные славяне поклонялись Перуну – богу грозы. Хорсу – богу солнца, Волосу – покровителю богатства и скота и др.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Восточные славяне (анты)
одна из трех групп древних славян, (праславяне) выделившаяся наряду с западными и южными (склавены) славянами из общеславянской (венеды ) этнической общности. (См. историческую карту «Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв.») Образование восточных славян датируется 1 тысячелетием до н.э. – второй половиной 1 тысячелетия н.э. Общие черты этнического облика восточных славян сложились в 6 – 9 вв. на территории Восточной Европы. На этот процесс влияла полиэтническая среда, с которой взаимодействовали славянские племена (балты, угро-финны , тюрки, арабы, скандинавы и др.). К 9 – 10 вв. восточные славяне занимали территорию (См историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ».) от Чудского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на Юге; От Восточных Карпат на Западе до низовьев Оки на Волге.
Ведущая роль в хозяйстве восточных славян , в 8 – 9 вв. принадлежала земледелию и оседлому скотоводству, занимались также охотой и рыболовством, ремеслом, бортничеством (сбор меда диких пчел), торговлей. Жили восточные славяне территориальными общинами . К 9 – 10 вв. сложились восточно-славянские города: Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.
По летописям известно 15 восточно-славянских племенных союзов, (см. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ») на основе которых сформировалась древнерусская народность. На ее основе сложилось три восточно-славянских народа: белорусы, русские, украинцы. Религия – язычество .
 

Источник: Краткий исторический словарь

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
население, говорящее ныне на русском, украинском и белорусском языках. В раннем средневековье, до образования отдельных народностей, В. с. составляли единую древнерусскую народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура. Славянские древности 5–7 вв. выделяются среди прочих европейских по специфической лепной керамике, характеру домостроения и отчасти — погребальной обрядности. Крупнейшая из племенных группировок этого периода характеризуется керамикой типа Прага-Корчак, представленной высокими горшками с усеченно-коническим туловом, слегка суженным горлом, коротким венчиком и наибольшим расширением в верхней части сосуда (табл. 26). Распространены квадратные в плане наземные постройки с полами из деревянных плах и в некоторых южных районах — полуземляночные жилища. Ранними погребальными памятниками этой славянской группировки были грунтовые могильники по обряду кремации, которая совершалась на стороне, остатки ее помещались затем в неглубокие округлые ямки, в основном без урн и инвентаря. В 6–7 вв. грунтовые могильники повсеместно сменяются курганными, погребальный обряд при этом не изменился. Иордану (середина 6 в.) эта славянская группировка была известна под именем склавенов (славенов). Они заселяли обширные пространства от Верхней Эльбы на западе до Среднего Днепра на востоке, включая области Среднего Подунавья, бассейны верхних течений Одры, Вислы и Днестра, а также Припятское Полесье до Киева. Другая племенная группировка славян 5–7 вв. (типа Прага-Пеньковка) характеризуется слабопрофилированными горшками с наибольшим расширением в средней части высоты, биконическими или с округлым туловом и равными по диаметру дном и горлом. Основным типом жилища были квадратные в плане полуземлянки, с облицованными деревом стенами срубной или столбовой конструкции и очагом в одном из углов. Курганного обряда эта группировка не знала, но наряду с захоронениями по обряду кремации здесь имели место трупоположения, количество которых постепенно возрастало, к 8 в. они преобладают в отдельных районах. Древности этого типа известны в основном на юго-востоке славянского мира от Нижнего Подунавья до Северского Донца и принадлежат антам, упомянутым Иорданом и рядом византийских авторов. Третья группировка славян 5–7 вв., отождествляемая с венедами Иордана, выделена в регионе, примыкающем к Балтике между нижними течениями Эльбы и Вислы. Она характеризуется специфической керамикой суковско-дзедзицкого типа, наземными срубными домами с заглубленным полом. Умерших здесь хоронили по обряду кремации с последующим рассыпанием остатков сожжения в специальных местах. И наконец, четвертая славянская группировка, неизвестная письменным источникам, выделена в бассейнах рек, впадающих в оз. Ильмень и Псковское, В.В.Седовым. По его мнению, ее происхождение является результатом миграции сюда части славян в середине 1-го тысячелетия из Северной Европы. Характерными памятниками этой группировки являются длинные курганы, сложившиеся в результате эволюции от обряда захоронения на специальных площадках. Керамика и домостроительство этой части В. с. вполне сопоставимы с древностями типа Прага-Корчак.

Источник: Археологический словарь. 1990

Восточные славяне

Жизнь племен, обитавших в лесистых областях Среднего и Верхнего Поднепровья, отличается более медленным развитием производства и общественных отношений. Эти славянские племена известны по памятникам зарубинецкой археологической культуры (II в. до н. э. — II в. н. э.), местные варианты которой очень мало отличались друг от друга. Возможно, что часть памятников Черняховской археологической культуры (II—IV вв. н. э.) тоже принадлежала славянам.
Медленное развитие земледелия определяло сохранение указанными славянскими племенами первобытно-общинного строя и в начале I тысячелетия н. э. Их укрепленные городища обычно располагались по нескольку поселков рядом, что позволяет считать их принадлежащими одному роду. Составлявшие род патриархальные семьи жили уже в отдельных домах. В некоторых местах это были наземные жилища со стенами из плетня, обмазанного слоем глины.
Некоторые группы славян в первые века нашей эры продвинулись от Среднего Поднепровья, повидимому, к Северному Донцу и верховьям реки Сейма. Распространение на восток было началом расселения славянских племен, происходившего в последующие столетия.
Заселяя территории сарматских племен, славяне частично оттесняли сарматов на юг и восток, частично ассимилировали. Следы общения славян с сарматами бесспорно засвидетельствованы появлением у сарматов личных имен «Ант» и «Хорват», которые во II—IV вв. н. э. употреблялись даже сарматами, обитавшими далеко на юге, в Танаисе и Пантикапее.
Основным занятием населения было, как и раньше, земледелие, наряду с которым значительную роль играли охота и скотоводство. В первых веках нашей эры земледелие достигло более высокого уровня вследствие усовершенствования орудий производства: вместо прежних деревянных пашенных орудий у славян получило распространение рало с железным наконечником, что должно было повысить производительность земледельческого труда.
Одновременно с ростом земледелия и скотоводства развивались и другие отрасли общественного производства. Уже в первых веках нашей эры можно отметить обособление металлургического и кузнечного ремесел. Распространенность железных орудий в Верхнем Поднепровье указывает даже на большее развитие металлургии здесь, чем в Среднем Поднепровье. Однако все остальные отрасли ремесленной деятельности сохраняли еще характер домашнего ремесла, Даже гончарное производство не выделилось ,в самостоятельное ремесло, и посуда изготовлялась от руки. Ремесленное производство в целом было ограничено, так как его продукция расходилась внутри узкого круга потребителей.
Вопрос о развитии торговли у восточных славян в первые века нашей эры исследован еще недостаточно. О внутренней торговле между племенами иока ничего не известно. Внешние связи характеризовались относительно слабым контактом с областями средиземноморского бассейна. Это подтверждается указанным выше смутным знакомством римских авторов со славянами. Материал из поселений свидетельствует о другом направлении меновых и культурных отношений — на запад, к населявшим Чехословакию кельтским племенам и, что вполне естественно, к западнославянским племенам Повисленья. Это заключение, однако, следует считать предварительным, так как из нескольких десятков поселений изучаемых цлемен раскопаны только единицы.
О социальном строе восточных славян приходится судить почти исключительно на основании археологических данных. Развитие производительных сил в рассматриваемое время достигло уже такого уровня, когда родовая община начала постепенно уступать место складывавшейся сельской общине — территориальному поселку больших патриархальных семей. Сравнительно небольшие жилища первых веков нашей эры и находимый в них инвентарь показывают, что отдельная семья уже владела орудиями производства и запасами.
Показателем начавшегося разложения первобытно-общинного строя у восточных славян служит наличие у них рабства, о чем сообщают более поздние византийские писатели. Хотя эти сведения, относящиеся уже к VI в., подтверждают, что и в это время институт рабства у славян был мало распространен и носил патриархальный характер, однако можно предполагать, что зарождение рабства относится еще к предыдущим столетиям. Об этом свидетельствует наличие у славян в VI в. обычного права, запрещавшего порабощение соплеменников. Несомненно, в изучаемый период рабство не играло сколько-нибудь заметной роли в производстве.
Племенная организация у восточных славян известна сравнительно мало. По-видимому, каждое племя управлялось своим вождем, наряду с которым существовали совет старейшин и общее собрание племени. Можно думать, что к концу рассматриваемого периода уже началось образование славянских племенных союзов, столь сильных в VI в.
История восточнославянских племен в первые века нашей эры известна крайне недостаточно. В конце II в. н. э. на нижнем течении Дуная и в Северо-Западном Причерноморье появились племена готов, пришедшие из Юго-Восточной Прибалтики. Движение готов и появление их в Причерноморье не оказало заметного влияния на славянские племена Невидимому, пришедшие с берегов Балтийского моря готские племена были не очень многочисленны, и, кроме того, они сравнительно быстро прошли на Дунай, в пределы фракийских племен. Ближе всего с готами, в частности с остготами, славянские племена столкнулись лишь в IV в. н. э.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. 1957

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Культ медведя у восточных славян

Роман Александрович Марус
Читать PDF

«Сябры» у восточных и южных славян

Васильев Сергей Викторович
В работе приводится сравнительный анализ социального и правового статуса «сябров» у восточных и южных славян на основании сохранившихся исторических и юридических документов.
Читать PDF

Роль русской печи в жизни восточных славян

Глянц Муся, Пименова Марина Александровна, Потапенко Вячеслав Викторович
Описываются место, предназначение, история русской печи в быту российских крестьян, культура приготовления пищи, ценность хлеба и его символизм, обряды, ритуалы и традиции, связанные с огнём, водой и их ролью в жизни славян.
Читать PDF

Представления о «том свете» у восточных славян

Е. Е. Левкиевская
Читать PDF

«Поток и разграбление» у восточных славян в IX в.

Чебаненко С. Б.
Information's of arabics sources IX century relate, in spite of widespread opinion, about custom of Eastern slaws to get rid of transgressor of public serenity without participation representative of public power.
Читать PDF

Происхождение верховной власти у восточных славян

Грачев Николай Иванович
Введение: в основе существования и развития российской государственности на ходится самобытная цивилизационная парадигма, истоки которой обнаруживаются уже на первом исторически известном этапе ее существования, получившим названи
Читать PDF

Эволюция верховной власти у восточных славян в x В.

Лисюченко Игорь Васильевич
В данной статье рассматривается сложный процесс изменения верховной власти у восточных славян в X в., в ходе которого священный бездеятельный правитель захватывает реальную власть.
Читать PDF

Краткая история изучения язычества восточных славян

Коловрат-Бутенко Юрий Александрович
Данная статья является обзорным исследованием, раскрывающем основные вехи развитияв изучении восточнославянского язычества.
Читать PDF

Спорные вопросы изучения союзов племен восточных славян

Артамонов Герман Анатольевич
В статье рассматриваются дискуссионные проблемы образования и эволюции племенных союзов восточных славян.
Читать PDF

Знахарство у восточных славян юг Дальнего Востока России

Галина Сергеевна Поповкина
Читать PDF

Некоторые вопросы исследования родноверия восточных славян

Кутенков Павел Иванович
Рецензия на книгу: Коловрат-Бутенко Ю. А. Язычество восточных славян I–XI веков (По материалам Верхнего Подонцовья) / Ю. А. Коловрат-Бутенко. – М.; Х. : Русская Правда, 2016. – 400 с.
Читать PDF

Мифопоэтическое наследие в культурогенезе восточных славян

Найдыш О. В.
В статье на материале отечественной духовной культуры анализируются истоки одного их компонентов обыденного сознания традиционного общества народной психологии.
Читать PDF

К вопросу о специфике культовых верований восточных славян

Георгиевский Эдуард Викторович
В работе рассматриваются виды и специфика религиозных культов наших предков восточных славян. Анализируется восточно-славянское язычество.
Читать PDF

Посвящение как этап становления знахаря у восточных славян

Галина Сергеевна Поповкина
Читать PDF

Становление славянской государственности в Восточных Альпах

Плетерский Андрей
Теоретические рамки проблемы, рассматриваемой в статье, определены в работах В. Я. Проппа.

Похожие термины: