ВОСТОК
ВОСТОК
Слово восток употребляется в Палестине вообще по отношению к стране отдаленной, лежавшей в восточном направлении относительно Палестины (Ис 45:11). У Ис 2:6 Восток называется главным местом волхвования и других подобных тайных знаний. В Свящ. Писании Господь Иисус Христос называется Востоком.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ВОСТОК
парусный военный шлюп. Построен в 1818; водоизмещение 900 тонн. В 1819-21 под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена на "В." и шлюпе "Мирный" совершена 1-я российская кругосветная экспедиция, в ходе которой открыта Антарктида. В честь "В." названа серия первых пилотируемых советских космических кораблей.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ВОСТОК
одноместный космический корабль, созданный под руководством КОРОЛЕВА. На таком корабле 12 апреля 1961 г. ГАГАРИНЫМ был совершен первый в истории пилотируемый космический полет. Всего было запущено 6 пилотируемых кораблей такого типа и пять беспилотных. При их использовании была доказана идея о возможности длительного пребывания человека в космосе.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
«ВОСТОК»
наименование серии советских одноместных космических Кораблей, предназначенных для полетов по околоземной орбите. На корабле «Восток» 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин осуществил первый полет человека в космическом пространстве. Затем на орбиту выводили корабли: «Восток-2» — Г. С. Титов (август 1961), «Восток-3» — А. Г. Николаев (август 1962), «Восток-4» — П. Р. Попович (август 1962), «Восток-5» — В. Ф. Быковский (июнь 1963), «Восток-6» — В. В. Терешкова (июнь 1963).
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Восток
евр. Кедег. Восток, обыкновенное название в Ветхом Завете Аравии, расположенной на восток и юго-восток от Палестины (Быт. 25:6; Суд. 6:33; 7:12), но употребляется иногда и в более широком смысле, обозначая весь Аравийский полуостров на юге вместе со странами Евфрата на северо-востоке (Быт. 29:1; Чис. 23:7; 3 Цар. 4:30; Иов. 1:3; Иер. 49-28). В последнем значении следует понимать это слово и в Мат. 2:1, где говорится о волхвах с Востока, которые пришли поклониться Иисусу.
"ВОСТОК"
русский военный парусный шлюп, участвовавший в первой русской кругосветной антарктической экспедиции 1819-1821 под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена. Построен на Охтенской верфи в Петербурге, спущен на воду в июле 1818. Водоизмещение 900 т, вооружение 28 пушек, экипаж — 117 человек. Во время экспедиции, совершившейся на шлюпах «Восток» и «Мирный» (командир лейтенант М. П. Лазарев), были открыты материк Антарктида и 29 островов, проведено комплексное океанографическое исследование
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
восток
наряду с обычным своим значением (стороны света) это слово часто употребляется для обозначения стран, лежащих восточнее Палестины-от Аравии до Персии и Месопотамии. Жителей этих стран Писание называет сынами востока (Быт 29.1; Суд 6.3; Иов 1.3; Ис 41.2 и др.). Иногда это слово подразумевает вообще все страны востока (например, в Ис 2.6 филистимляне причислены к народам востока, хотя они всегда жили у западной границы Иудеи). Именно так, видимо, в обобщенном смысле нужно понимать и слова «на востоке» в Мф 2.2, ибо, если бы волхвы буквально пошли из Персии за звездой на восток, они должны были бы очутиться в Китае (аналогично и в Быт 11,2, ибо в буквальном смысле движение с Араратских гор в землю Сеннаар должно было быть с запада на восток). Рай был насажен Богом «на востоке» и там же был помещен первый человек (Быт 2.8). Термин «восток» всегда соединял в себе представление об особой мудрости, таинственности и богобоязненности, стремлении познать божественное и подчинить все высшей (центральной) силе (Ис 41.2). Пророк Иезекииль говорит: «...слава Бога Израилева шла от востока» (Иез 43.2). И это не просто потому, что храм был ориентирован на восток, а потому, что в этом есть глубокий смысл. И пророк Исаия говорит: «Итак, славьте Господа на востоке...» (Ис 24.15). О Господе нашем Иисусе Христе, явившем Собою высшую Божию Любовь и Премудрость, сказано: «...посетил нас Восток свыше» (Лк 1.78).
Восток
(лат. oriens (sol) — восходящее солнце), для Зап. Средиземноморья область восходящего солнца — это Передняя Азия. Соперничество между Азией и Европой, между варварами и эллинами — основная мысль историч. труда Геродота, и в более поднее время оставалась в силе, несмотря на критику его труда. Первый период азиатско-эгейских контактов относится ко 2 тыс. до н. э. — эпохе средней и поздней бронзы. Эти контакты были не столько военно-политич., сколько торговыми. Они осуществлялись по Средиземному и Эгейскому морям, а также через М. Азию. Торговля между В. и Эгеидой велась через портовые города сирийско-киликийского побережья — конечные пункты азиатских караванных путей. Археологич. находки свидетельствуют об оживл. торговле между Египтом и Критом (позднее Микенами) с 2-го тыс. до н. э. Торговые связи Эгеиды с В. устанавливаются уже в среднеминойский период; в сирийском Угарите (Рас-Шамра) был обнаружен особый квартал крито-микенских торговцев. Наряду с эгейским импортом здесь находят также отдельные подражания егип. образцам. Крито-микенское влияние заметно в архитектуре дворцовых сооружений и гробниц зап. районов Передней Азии. В архивах Угарита найдены таблички с манойско-киприским письмом и записанные в 14 в. до н. э. угаритские и ханаанские мифы и легенды, позволяющие обнаружить целый ряд новых точек соприкосновения с эгейским миром в области мифологии и религии. Борьба юного Ваала против бога моря Йамму, действовавшего по приказу отца богов Эля, соответствует отношению Зевс — Кронос, а легенда об Акхате — мифу об Орионе. Через Сирию распространялись также малоазиатские мифы; можно сравнить, например, Иллуянка с Тифоном. После распада микенской цивилизации, дорич. переселения и вторжений «народов моря» (ок. 12 — 10 вв. до н. э.) финикийцы благодаря своей мор. торговле и колонизации Средиземноморья становятся основными посредниками между В. и античным миром, причем финикийские купцы торговали в Месопотамии (Ассирии) и Армении (Урарту). Вероятно, в 9 в. до н. э. греки заимствовали финикийский алфавит. В греч. искусстве контакты с В. нашли отражение в утверждении т. н. «ориентализирующего стиля». В 8 — 6 вв. до н. э. связи Греции с В. осуществлялись через посредство Фригии и Лидии. Перс, агрессия на зап. побережье М. Азии вылилась в первое крупное военно-политич. соперничество между В. и античным миром (греко-перс. войны). Наконец, с завоеванием Переднего В. Александром Македонским началось объединение Передней Азии и Египта с греч. миром. При этом вост. божества были или включены в Пантеон (Исида, Осирис (Адонис), Таммуз, Митра, Атаргатис), или отождествлены с греко-рим. богами (Эль — Кронос — Юпитер, Астарта — Иштар — Афродита, Эшмун — Асклепий — Эскулап, Решеф — Нергал — Аполлон, Мелькарт — Геракл и т. п.). Символ месопотамского бога-спасителя — змея, обвившая жезл, — был заимствован греками (жезл Асклепия) и доныне остается символом медицины. Вост. космогонич. мифы нашли отражение в греч. космогониях, вавилонский миф о потопе был передан по-гречески вавилонским жрецом Беросом (3 в. до н. э.), отзвук эпоса о Гильгамеше прослеживается у Элиана. Вост. басни послужили образцом для античных. В греко-рим. античности ценились вавилонская медицина, математика, астрономия, астрология, а также эллинистич. религиозные культы, элементы коптско-христианского искусства.
Источник: Словарь античности. 1989