, сщмч. (30.01.1867 (по др. данным 20.01.1864)— 23.08[5.09].1918), митрофорный прот., выдающийся проповедник, церковный и общественный деятель, один из руководителей право-монархического движения, председатель Русского Монархического Союза (РМС). Родился в станице Кавказская Кубанской обл. в семье священника. Внук преподаваВОСТОРГОВ И. И. 117 Восторгов И. И. теля Владимирской ДС магистра богословия Александра Восторгова. Мать — Татьяна Ксенофонтовна. В марте 1868 семья переехала в станицу Ново-Алексеевскую, где прошло детство и отрочество будущего пастыря. Он рано остался сиротой. Окончил Ставропольскую ДС (1887) по первому разряду, служил учителем русского языка в Ставропольском ДУ. В авг. 1889 рукоположен во иерея, служил в поселке Кирпильском, зарекомендовал себя ярким и талантливым проповедником. В окт. 1890 был переведен на место законоучителя в Ставропольскую мужскую гимназию, вскоре был избран членом Совета Епархиального женского училища, членом Правления Ставропольской ДС. Осенью 1894 переведен в Грузинский экзархат и назначен законоучителем гимназии в Елисаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан). В 1897 перемещен в Тифлис законоучителем 1-й Тифлисской женской гимназии. 22 дек. 1900 назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата с возведением в сан протоиерея. 13 февр. назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». С 21 авг. по 9 окт. 1901 был в командировке в Персии в г. Урмия для ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ.
18 июля 1902 за полезные труды избран пожизненным членом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Прот. Восторгов заявил о себе как об активном общественном деятеле. Он прилагал немало усилий к торжеству русского дела на Кавказе. 25 мая 1900 при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, которое стремилось к пробуждению национального самосознания. Свои проповеди он часто посвящал памяти А. С. Пушкина, Н.В Гоголя, А. В. Суворова, В. А. Жуковского, К.Д.Ушинского и др. видных деятелей русской культуры. В Тифлисе о. Иоанн познакомился с владыкой Владимиром (Богоявленским), который в 1892–1898 занимал кафедру Экзарха Грузии. Митр. Владимир, переведенный в 1898 на Московскую кафедру, добился в 1905 перевода даровитого миссионера и проповедника в первопрестольную. 25 янв. 1906 прот. Восторгов занял должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера. Как миссионерпроповедник (29 окт. 1907 назначен Синодальным миссионером), он исколесил практически всю страну. Его проповеди слышали в Иркутске, Владивостоке, Чите, Красноярске, Харбине, Томске, Омске, Киеве, Харькове, Ставрополе, Самаре, Казани, Тамбове и в др. городах и весях страны. 1 июня 1906 прот. Восторгов был избран членом Предсоборного Присутствия при Св. Синоде по 2-му отделу. 6 дек. 1906 награжден митрой. Оказавшись в Москве в самый разгар революционных беспорядков, он активно включился в антиреволюционное монархическое движение, вступил в Русскую Монархическую партию (РМП), стал членом Московского отдела Союза Русского Народа (СРН). На 2-м Всероссийском съезде Русских Людей в Москве 6–12 апр. 1906 прот. Восторгов выступал с докладом о русском деле на Кавказе. Как делегат от РМП и Московского СРН участвовал в работах 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). 5 окт. 1906 он произнес проповедь по случаю дня тезоименитства Наследника Цесаревича, в которой, обратившись к подвигу митр. Московского Алексия, размышлял о роли духовенства в истории Отечества.«Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала история», — сказал он. Этому особенно учит пример святителей Московских. А посему «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского». На съезде был членом комиссии по выработке постановления об объединении монархических партий. По итогам 3-го съезда о. Иоанн был избран одним из 3 членов Главной Управы Объединенного Русского Народа (вместе с кн. М. Л. Шаховским и А. И. Дубровиным) — руководящего органа общерусского монархического движения. После неожиданной болезни и смерти в к. сен. 1907 основателя РМП В. А. Грингмута возглавил партию, преобразованную вскоре в Русский Монархический Союз (РМС). Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания (РуМоСо) — интеллектуального штаба монархистов Москвы. Помимо организаторской деятельности о. Иоанн неустанно проповедовал, выступал с обращениями и воззваниями.
В авг. 1907 он участвовал в работе Нижегородского миссионерского съезда. В 1908 на 4-м миссионерском съезде в Киеве выдвинул как одну из главных задач духовенства борьбу с социализмом. Близкие отношения связывали прот. Восторгова с о. Иоанном Кронштадтским, он был удостоен чести вместе с тремя архиереями-монархистами митр. Владимиром (Богоявленским), еп. Серафимом (Чичаговым) и еп. Гермогеном (Долгановым) 5 дек. 1907 получить последнее благословение угасавшего «маяка Православия». После подавления революции 1905–1907 власть приступила к ликвидации одной из главных причин беспорядков — крестьянского безземелья. В России началось грандиозное переселенческое движение, и возникла острая потребность в организации духовного окормления русских переселенцев. В 1908 о. Иоанн совершил поездку по Д. Востоку. По возвращении в нояб. он был принят Императором Николаем II. Государь поддержал его замысел учредить Братство Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах. В марте 1909 по Высочайшему повелению он был командирован в Сибирь и страны Д. Востока для обследования духовных школ и миссий и для обустройства переселенческих пунктов. Он посетил Японию, Китай и Корею, а затем через Владивосток, Хабаровск и др. города Сибири вернулся в Москву. На переселенческом пункте в Сретенске на площади для 6 тыс. переселенцев о. Иоанн отслужил молебен, после которого произнес вдохновенную проповедь на тему «Зачем вы едете в Сибирь и что с собой несете?». По окончании молебна он навестил больных, причем, невзирая на предупреждения врачей, посетил бараки с заразными больными. С 1908 монархическое движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся подчас ожесточенной внутренней борьбой. На острие этой борьбы оказался прот. Восторгов. Сначала против него выступил с целой серией статей консервативный публицист Н. Н. Дурново. Затем в кампанию против него включились и некоторые издания, близкие к А. И. Дубровину. У прот. Восторгова не сложились отношения с лидером СРН. Из-за разногласий и внутренней борьбы в июне 1908 о. Иоанн и его заместитель по монархическим организациям Москвы архим. Макарий (Гневушев) вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН, а весной 1909 Дубровин добился исключения прот. Восторгова из Союза. Напротив, довольно близкие отношения были у о. Иоанна с противником Дубровина В. М. Пуришкевичем. Он был одним из учредителей и с 1908 до сер. 1915 членом Главной Палаты созданного Пуришкевичем Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА), был даже избран почетным председателем РНСМА. Во время своих многочисленных поездок по Сибири, Д. Востоку и Туркестану о. Иоанн открыл там много отделов РНСМА. С 1908 антивосторговские публикации регулярно начали появляться в органе Главного Совета СРН газете «Русское знамя» и ярославской газете «Русский народ». В 1909 на основе этих публикаций была издана брошюра «Правда о расколе в среде правых». Анонимные авторы называли главными орудиями раскола Пуришкевича и прот. Восторгова. В своих обвинениях некоторые его противники доходили до того, что намекали, будто неожиданная смерть В. А. Грингмута и Ю.П.Бартенева дело рук прот. Восторгова. Неурядицами в правом движении не преминули воспользоваться противники монархии в среде государственного и церковного истеблишмента. Под лозунгом «Церковь вне политики» была предпринята попытка запретить духовенству участие в деятельности политических партий. Поскольку клирики и монашествующие были членами гл. обр. монархических партий, удар наносился именно по право-монархическому движению.
В янв. 1909 прот. Восторгову удалось отстоять в Св. Синоде мысль о необходимости участия духовенства в правых партиях и союзах. Большую роль сыграло то, что о. Иоанну выразил доверие Государь, пожаловав орден св. Владимира 3-й ст. и подарив монархическим союзам Москвы свой портрет. В марте 1909 прот. Восторгов отбыл в очередную миссионерско-пропагандистскую поездку по Сибири, Д. Востоку, Японии и Китаю. По возвращении он организовал в Москве 12 авг. 1909 пастырские курсы, которые выполняли важнейшую по тем временам задачу — готовили священнослужителей и миссионеров для епархий Сибири и Д. Востока. Еп. Евлогий (Георгиевский), лично познакомившийся с организацией курсов, высоко оценивал деятельность о. Иоанна как заведующего курсами и вспоминал о нем, как о «человеке незаурядного ума и большой энергии». 9 сент. 1909 он был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме. 6 окт. 1909 избран почетным членом Казанской ДА. Редкий случай, когда священнослужитель, не имевший высшего духовного образования, удостаивался такой чести. В условиях раскола правого движения прот. Восторгов попытался собрать монархический съезд в Москве. Последний Всероссийский Съезд Русских Людей состоялся весной 1907. С того времени произошли серьезные изменения политической ситуации в стране, в монархическом движении возникли внутренние распри. Для определения тактики действий монархистов в послесмутное время, для примирения враждующих, для объединения сил съезд был необходим. С инициативой созыва съезда совместно с прот. Восторговым выступили видные правые деятели: архим. Макарий (Гневушев), В. М. Пуришкевич, миссионер И. Г. Айвазов и проф. В. Ф. Залеский. Однако их противники заподозрили тут тайные намерения. Решительным противником созыва съезда выступил Главный Совет СРН. Форум все-таки состоялся — Московский съезд (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909).
В его работе приняли участие многие видные деятели монархического движения: 2 архиерея — еп. Серафим (Чичагов), почетный председатель съезда, и еп. Стефан (Архангельский), 3 будущих архиерея — архим. Макарий (Гневушев), иером. Нестор (Анисимов) и (в ту пору протоиерей) будущий еп. Селенгинский Ефрем (Кузнецов), депутаты Государственной Думы В. М. Пуришкевич и Г. А. Шечков, известные правые деятели И. Г. Айвазов, В. Ф. Залеский, Н. Н. Родзевич, К. П. Пасхалов, Р.Ф.Еленев, К. П. Степанов, Б. В. Назаревский и др. Однако достичь поставленных целей не удалось. Московский съезд проигнорировали как сторонники А. И. Дубровина, так и сторонники Н. Е. Маркова, попытка объединения не удалась. 13 марта 1910 Государь принял депутацию московских монархистов во главе с прот. Восторговым. А 9 мая 1910 о. Иоанн отбыл в очередную поездку по Сибири и Д. Востоку. Возвращаясь в Москву, он организовал в Иркутске 25 июля 1910 Общемиссионерский сибирский съезд, на котором сделал доклад о задачах православных миссионеров в Сибири. В работе съезда приняли участие крупные знатоки сектантства и старообрядчества (В. М. Скворцов, Н. М. Гринякин и о. Д.Александров). Сразу по окончании миссионерского съезда 8 авг. 1910 под руководством о. Иоанна состоялось совещание представителей сибирских монархических организаций, в работе которого приняли участие руководители патриотических организаций Владивостока, Никольска-Уссурийского, Читы, Красноярска, Томска, Иркутска и др. городов. На этом совещании он выступил с речью о задачах монархистов на окраине России. В 1910 прот. Восторгов проявил себя на ином поприще. При Московском обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, которым руководила кн. С. А. Голицына, был создан Союз христианских матерей под председательством гр. З.В.Коновницыной. По просьбе этих достойнейших русских женщин прот. Восторгов проводил раз в неделю богословские беседы в Союзе. В н. февр. 1910 кн. Голицына обратилась к митр. Московскому Владимиру (Богоявленскому) с просьбой разрешить открыть при обществе женские научно-богословские курсы.
5 февр. 1910 владыка Владимир одобрил идею и поручил устройство курсов о. Иоанну, который разработал их Устав. 15 сент. митрополит одобрил рапорт прот. Восторгова об открытии курсов и назначил его заведующим ими. Согласно Уставу целью курсов, рассчитанных на 2 года, было: «а) научное изложение веро- и нравоучения христианского, в связи с главнейшими науками из круга богословского ведения, в связи с современными запросами мысли и жизни в среде образованного общества, притом в строгом соответствии с учением Св. Православной Церкви, каковое условие единственно дает истинному богословскому велению достоинство и характер действительной научности, и б) изложение теории и практики христианской педагогики, в связи со свидетельствами истории Церкви, учением св. Отцов, и, в частности, в применении к воспитанию и обучению детей дошкольного и школьного возраста истинам веры, а также к преподаванию сих истин народу в народных и иных чтениях, лекциях и т. п.». Курсы официально назывались «Женские богословские курсы в Москве при Союзе христианских матерей Общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей». Они были открыты 11 окт. 1910, на них записалось 130 чел. Занятия проходили 2 раза в неделю по средам и пятницам с 6 до 9 ч. вечера. Впоследствии , 8 нояб. 1916 (задержка произошла ввиду начавшейся войны) на базе этих курсов были открыты Высшие богословско-педагогические курсы при Скорбященском монастыре. В том же 1910 по инициативе кн. Н. Д. Жевахова был поднят вопрос о строительстве в итальянском г. Бари, где почивают св. мощи святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца, подворья и странноприимного дома. Палестинское общество поддержало эту инициативу, и уже с 4 по 30 янв. 1911 в Бари была командирована делегация, чтобы купить участок земли для подворья. Прот. Восторгов, как пожизненный член общества, был в составе этой делегации. Не переставал он заботиться и о духовных нуждах сибирских переселенцев. И в 1911, и в 1912 бесперебойно работали Пастырские курсы, готовившие священнослужителей и псаломщиков для епархий Сибири и Д. Востока. Непременным заведующим этими курсами был прот. Восторгов. В н. 1913 появились слухи о готовящемся назначении о. Иоанна настоятелем Казанского собора в С.-Петербурге. Его недоброжелатели активизировались. Редактор-издатель еженедельника «Дым Отечества», один из лидеров русских националистов, А. Л. Гарязин 15 мая 1913 опубликовал открытое письмо митр. С.-Петербургскому Владимиру (Богоявленскому) по поводу этих слухов, в котором призывал владыку не назначать «этого человеконенавистника», который «гонится за славой и деньгами» (ходячие формулировки противников прот. Восторгова). Как бы то ни было, 31 мая 1913 о. Иоанн был назначен настоятелем другого крупного храма — Покровского собора на Рву (Василия Блаженного), в самом центре Москвы. В 1913 Св. Синод принял-таки решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических союзов и партий. Руководящие должности в патриотических организациях вынуждены были оставить многие представители активной части духовенства. В сент. 1913, выполняя решение Св. Синода, прот. Восторгов и архим. Макарий покинули посты в руководстве РМС. Вместо себя о. Иоанн предложил избрать руководителем РМС отставного полковника В. В. Томилина. Однако на эту должность претендовал активный московский монархист, в прошлом близкий сподвижник о. Иоанна В. Г. Орлов. Он был весьма популярен среди рабочих-железнодорожников, из числа которых создал отдел РМС. После того как было принято предложение прот. Восторгова, сторонники Орлова покинули заседание, а затем на своем собрании избрали своего лидера председателем РМС. За эти действия Орлов и его наиболее активные сторонники были исключены из Союза. Они, в свою очередь, исключили о. Иоанна, архим. Макария и Томилина из РМС. Вся эта скандальная история сопровождалась взаимными обвинениями, жалобами правительству и т. п. В итоге группу Орлова принял к себе в РНСМА В. М. Пуришкевич. Томилин вскоре своеобразно «отблагодарил» прот. Восторгова за поддержку, публично выступив против него в печати. Кстати, о. Иоанн вполне критично оценивал себя как политика, сказав однажды: «Я не политик, а человек Церкви, и если бы мне пришлось выбирать между Россией и Церковью, я, конечно, выбрал бы последнюю». Впрочем, и за эти слова он был подвергнут осуждению некоторыми правыми, обвинившими его в отсутствии патриотизма. Освободившись от организационных обязанностей, о. Иоанн смог больше внимания уделять литературно-издательской деятельности. При его непосредственном участии — как редактора, издателя и автора — выходил целый ряд православно-монархических изданий в Москве: газета «Церковность», «Московские церковные ведомости», ежедневная монархическая газета РМС и РуМоСо «Патриот», газета «Русская земля», журналы «Верность» и «Потешный». В 1913 вышел в свет первый том «Полного собрания сочинений прот. Иоанна Восторгова». До 1916 ему удалось издать 5 томов своих сочинений. Не перестал он заниматься духовным просвещением паствы и в годы Первой мировой войны, когда главным делом стала забота о нуждах больных и раненых воинов.
В 1915 он издал сборник речей и поучений под названием «Вопросы религии и православия в современной великой войне». А последний четвертый выпуск сборника «Во дни войны. Голос пастыря-патриота» ему удалось выпустить даже в 1917. В ночь на 17 янв. 1915 после непродолжительной, но тяжелой болезни скончалась его жена Елена Евпловна (урожд. Маковкина). После кончины супруги не осталось препятствий к принятию монашества, к чему он давно стремился. И в апр. 1916 митр. Московский Макарий (Парвицкий-Невский) обратился с представлением в Св. Синод хиротонисать о. Иоанна после принятия им монашеского пострига в викарные епископы для Москвы с определением ему заниматься вопросами миссионерства. Рассматривалась также его кандидатура при замещении вакансии на Иркутскую кафедру. В том же году прот. Восторгов был избран членом Государственного Совета, но его кандидатуру не утвердил Св. Синод. Ходили слухи, что неутверждению результатов выборов в состав Госсовета и хиротонии сумел воспрепятствовать А. И. Дубровин, который передал А. А.Вырубовой одно из изданий прот. Восторгова, где он обличал Г. Е. Распутина. Он продолжал служить настоятелем собора Василия Блаженного. Во время войны из находящихся под угрозой оккупации западных областей России в Москву были перевезены св. мощи мученика Гавриила Белостокского, младенца, ритуально замученного иудеями. Рака с частицею мощей младенца Гавриила и чудотворная Жировецкая икона Божией Матери были помещены в собор, где настоятельствовал прот. Восторгов. 20 сент. 1915 еп. Минский Михаил (Ермаков) в связи с перенесением святынь совершил богослужение, а о. Иоанн сказал по этому поводу слово. С тяжелым сердцем принял лидер московских монархистов известие о февральском перевороте в Петрограде. Еще утром 28 февр., когда не вполне было ясно, что происходит, он призывал одного из своих более молодых единомышленников «защищаться надо». На уныло-пессимистический вопрос: «Кого защищать?» отвечал: надо защищать «Порядок, Государство, Русский Народ, который весь теперь занят на позициях, на фронте. Надо идти, как шли мы в первые безнадежные минуты в 1905...». В своем дневнике сетовал на недальновидность и нераспорядительность высших чиновников: «Здравомыслящие градоправители упустили момент отвернуть русло революции и превратить грядущую трагедию в веселенький фарс жидовско-торгового погрома... Эх, и за что им деньги, чины и проч. дают!..» Но уже поздней ночью 28 февр. он понял, что катастрофу не остановить: «Сердце вещее чует смертную тоску... Неужели «времена исполнились»? Чудилось мне, что Москва не спит, а чует день расплаты за грехи свои и грехи отцов... Что камень уже сорвался с горы и только Творец Один может сдержать падение его на виновные и невиновные головы...»
События февр. 1917 стали тяжелым испытанием для всех монархистов. Сгустились тучи и над прот. Восторговым. Его собрат священник Троицкой церкви на Арбате о. Н. А. Романский рекомендовал властям немедленно арестовать его как «тайного и убежденного вдохновителя старого строя». Впрочем, власти тогда не вняли призыву доносчика. 7 марта прошло совещание представителей духовенства Москвы, на котором было принято решение «во имя пастырского и патриотического долга» подчиниться Временному правительству. Таким решением московские священники, как, впрочем, ранее и Св. Синод, фактически отрекались от Царя. Правды ради следует сказать, что среди тех, кто принимал такое решение был и прот. Восторгов. Более того, он был избран председателем совещания духовенства Москвы. Но, подобно Апостолу Петру, о. Иоанн вскоре мученической кончиной доказал свою верность Богу и Царю. После февральской революции Церковь жила подготовкой к Поместному Собору. Прот. Восторгов был участником Собора, на котором выступал с речью. В это время он был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917–1918. В самый разгар заседаний Собора власть захватили большевики. Прот. Восторгов сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. В газете «Церковность», которую ему еще удавалось издавать, он писал: «Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово». С захватом власти откровенными богоборцами о. Иоанн начал использовать на всю мощь свой дар блестящего проповедника. С вразумлениями и увещеваниями к народу он обращался не только с амвона. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. Принимал он участие в деятельности по организации спасения Царской Семьи. Н. Д. Тальберг вспоминал: «Принимал он участие в работе тайной монархической организации. Познакомился я с ним тогда у главы ее в Москве, у князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова. Все время поддерживал он связь с Патриархом Тихоном, его ценившим. Весной 1918 г. он устроил прием Святейшим приезжавшего в Москву из Петрограда Н. Е. Маркова, стоявшего во главе всей тайной организации». Особое значение его службам и проповедям придавал тот факт, что в соборе Василия Блаженного почивали мощи мч. Гавриила Белостокского, пострадавшего от иудеев. После того как 3 мая 1918, в день памяти младенца Гавриила, о. Иоанн отслужил молебен святому, чекисты хотели обвинить его в антисемитизме, но затем более подходящим поводом, видимо, сочли историю с продажей Епархиального дома. 31 мая 1918 он был арестован в своей квартире вместе с еп. Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), его давним знакомым, который участвовал в Поместном Соборе и с началом смуты не смог уже вернуться в свою Иркутскую епархию. Одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н. Н. Ремизов. Им было предъявлено обвинение в том, что они дали согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника — Московской епархии. Для пропагандистского обеспечения своих действий богоборческая власть провела информационную атаку. 8 июня 1918 в газете «Известия» появилась статья «Коммерческая сделка Патриарха Тихона, прот. Восторгова и К°».
Однако в ходе следствия о. Иоанн отверг все обвинения и доказал, что вся история с продажей дома, приведшая к его аресту — провокация чекистов, в которой роль купца-покупателя исполнял провокатор. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему удавалось совершать богослужения в тюремной церкви. Прихожане, любившие его, собрали деньги на оплату адвоката, но судьба о. Иоанна была уже решена властями. Он стал одной из первых жертв «красного террора» и был расстрелян вместе с еп. Ефремом, И. Г. Щегловитовым, Н. А. Маклаковым, С. П. Белецким, А. Н. Хвостовым и др. на Братском кладбище в Петровском парке. Митр. Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях передает такие подробности мученической кончины о. Иоанна: «умер доблестной смертью христианского мученика, перед расстрелом напутствовал и ободрял своих братьев». До нас дошел и другой рассказ о мученической кончине о. Иоанна и других видных монархистов. В эмигрантском монархическом журнале «Двуглавый орел» в 1922 был напечатан отрывок из воспоминаний одного эсера, сидевшего в это время в Бутырской тюрьме и встретившегося там с человеком, который был свидетелем расстрела монархистов.«По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных «смертников», после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле прот. Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам». Свидетель рассказывал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью». Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в авг. 2000.
Соч.: Речи о. Восторгова и кн. А. Г.Щербатова на Всероссийском Съезде Русских Людей 6 апр. 1906 в Москве. М., 1906; Православие в истории России. М., 1907; Пять речей в память В. А. Грингмута. М., 1907; Клевета Н. Н. Дурново. Ответ прот. И. И. Восторгова. М., 1909; Духовный блуд. Слово в неделю о блудном сыне. М., 1911; Полн. Собр. соч. Т. 1–5. М., 1913–1916; Репринт. изд. СПб., 1995; Во дни войны. Голос пастыря-патриота. Вып. 1–4. М., 1914–1917; Вопросы религии и Православия в современной великой войне. (Сб. речей и поучений). М., 1915; Пастырский голос во дни смуты. Проповеди и ст. в «Московских ведомостях» и журн.«Церковность», 1917. Вып. 1. М. О судьбах России (Избранные проповеди). М., 1996; 1917; [Воспоминания о февральской революции в Москве] // РГБ. Записки отдела рукописей. Вып. 51. М., 2000.
Лит.: Дивеев. Жертвы долга // Двуглавый орел. 1922. Вып. 31; Гумеров А., свящ. Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864–1918) // Православие.Ru. Сайт Сретенского монастыря. 2002. 5 марта / http://www.pravoslavie.ru/put/sv/ioannvostorgov.htm; Дурново Н. Н. Протоиерей И. И. Восторгов и его политическая деятельность. М., 1908; Его же. Несколько слов «восторговцам». По поводу брошюры «Протоиерей И. И. Восторгов и его политическая деятельность». М., 1908; Его же. Новые подвиги протоирея И. И. Восторгова и его оправдание. М., 1909; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1954; М., 1994; Женские богословские курсы в Москве. М., 1910; Иноземцева З.П. О роли образовательных реформ в подготовке революционного переворота в России в 1917 году (по трудам святых протоиерея Иоанна (Восторгова) и епископа Гермогена (Долганова). Доклад на XIII Рождественских образовательных чтениях // Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» 1997–2005 / http://www.fond.ru/rc/xiii/xiii-inozemceva.htm; Кирьянов Ю. И. Восторгов Иоанн Иоаннович // Политические партии России. Конец XIX — первая треть ХХ века. Энциклопедия. М., 1996; Его же. Правые партии в России. 1911–1917 гг. М., 2001; Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. в 2-х тт. Репринт. изд. М., 1993; Правда о расколе в среде правых. (Из ярославской газеты «Русский народ»). СПб., 1909; Правые в 1915 — февр. 1917 (По перлюстрированным Департаментом полиции письмам) // Минувшее. Т. 14. М.-СПб., 1993; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998; Сборник Съезда Русских Людей в Москве. 27 сент. — 4 окт. 1909. М. 1910; Светозарский А. Пастырь добрый. Жизнеописание прот. Иоанна Восторгова // Глаголы жизни. 1992. № 1(2); Степанов А. Восторгов Иоанн Иоаннович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Степанов А. Д. Делатель любви. Священномученик протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов (1867 или 1864–1918) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Союз Русского Народа по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. М.-Л., 1929; Тальберг Н. Д. Памяти протоиерея Иоанна Восторгова (к сорокалетию его мученической кончины) // Православная Русь (Джорданвилль). 1958. № 8 (Тальберг Н. Д. О Вере, Царе и Отечестве. От Крещения Руси до клятвопреступного бунта. Кн. 1. М., 2004); Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906. Арх.: ГАРФ. Ф. 117. Оп. 1. Д. 641 (Письма и телеграммы И. И. Восторгова, 1908–1911); Ф. 9452 (И. И. Восторгов). А. Степанов