Воздухоплавание
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ
(аэронавтика), полёты на аппаратах легче воздуха (аэростатах), в т. ч. и полеты в стратосферу. Первый полет на воздушном шаре над Пензой совершил французский аэронавт Г. Герве 6.9.1898. Пробыв в воздухе 13 часов, он приземлился в р-не с. Леонидовка. Однако ещё в 1804 А. С. Турчанинова, жена помещика из с. Шейно В.- Ломов. округи, вместе с француженкой Гарнерен летала на воздушном шаре в течение получаса. Есть сведения о том, что в начале 1880-х гг. пензенский лесничий А. О. Станкевич построил и пытался испытать в полете летательный аппарат. 30.1.1934 в составе стратостата «Осоавиахим-1» совершил рекордный подъем на выс. 22 км выпускник Пенз. ср. школы № 1 им. В. Г. Белинского И. Д. Усыскин. Лит: Петербургская газ. 1885. 2 марта; ПГВ. 1885. № 52, 57; Сытин В. Завоеватели высот. М., 1939. К. Д. Вишневский. .
Источник: Пензенская энциклопедия.
Воздухоплавание
В 1783 г. братья Монгольфье, Жозеф (1740—1810) и Этьен (1745-1799) изобрели аэростат (воздушный шар), наполняемый нагретым воздухом, и в том же году физик Жак Шарль (1746—1823) — аэростат, наполняемый водородом. Именно водородные аэростаты сделались в XIX в. основным видом летательных средств. Привязные аэростаты были впервые использованы в 1794 г. в наблюдательных целях в войсках якобинского Конвента, боровшихся против вражеской коалиции. Конвент организовал тогда особую воздухоплавательную роту. На протяжении последующих десятилетий немало европейских, в том числе русских, изобретателей пытались придать аэростатам управляемость, а также создать аппараты тяжелее воздуха. Первые попытки приводить аэростаты в действие посре ством мускульной силы оказались совершенно безуспешными. В 1852 г. франц Анри Жиффар произвел опытный полет на аэростате с паровым двигателем мощностью около 1 л. с., но результат эксперимента был мало обнадеживающим. (В Англии, Франции и других странах были разработаны проекты паровь самолетов и гелпкэптеров (вертолетов). Некоторые из конструкторов (наприме англичанин Хенсон в 1842 г.) проектировали летательные аппараты для регулярной связи с колониями. Однако на практике продолжали применяться лишь неуправляемые аэростат (шары), пускаемые по течению воздуха. Использование таких шаров для полете было возможно лишь в исключительных случаях (например, французскими патриотам во время осады Парижа немцами в 1870—1871 гг.).