Воздушный транспорт (air transport), ср-ва передвижения людей и грузов по воздуху. В 19 в. В.т. имел весьма ограниченное распространение, вначале для этого использовались возд. шары, наполненные горячим воздухом, планеры и дирижабли, приводившиеся в движение паровыми, а позже бензиновыми двигателями. Являясь составной частью транспортной революции, дирижаблестроение стремительно развивалось, особеннов Германии (во время 1-й мировой войны) и США (до катастрофы дирижабля "Гинденбург" в 1937 г.). Самолетостроение, возникшее после первого полета братьев Райт в 1903 г., как и перевозки пассажиров и грузов с использованием авиации наземного и мор. базирования, приобрело первостепенную важность в период между мировыми войнами. В 1970 г. с появлением аэробусов ("Боинг-747") на 400 пассажиров цены на билеты значит, снизились, а полеты на "Конкорде", появившемся в 1976 г., сократили время трансатлантического перелета до 4 ч. Вертолеты применялись лишь в воен. целях, напр, во время "Корейской и Вьетнамской войн (война во Вьетнаме), однако впоследствии они стали широко использоваться в кач-ве такси, а также в спасательных экспедициях и для снабжения продовольствием отдаленных и труднодоступных р-нов.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ТРАНСПОРТ ВОЗДУШНЫЙ
представлен в Пенз. обл. Пенз. авиаотрядом. Начало возд. перевозкам было положено в 1936. В 1939 пригородном с. Терновка был открыт аэропорт гражд. возд. флота (ГВФ), принимавший транзитные рейсы. В 1940 работало звено самолетов У-2 (ком. Н. И. Зацепа), в 1941 – 1942 базировалась 7-я учеб. эскадрилья ГВФ (ком. А. Э. Самолис), а в 1942 – 1946 – учебно-тренировочный центр истребительной авиации Кр. Армии. В 1947 был организован 235-й авиаотряд Моск. управления ГВФ, преобразованный в 1952 во 2-ю авиаэскадрилью 171-го авиаотряда территор. управления Центр. р-на РСФСР. В 1954 авиаэскадрилья получила статус 187-го авиаотряда Приволжского территор. управления. В эксплуатацию поступили самолеты ЯК-12 и АН-2. На базе отряда и Пенз. аэропорта был образован объединенный авиаотряд ГВФ. С 1972 начались полеты по союзным линиям на самолетах АН-24, а затем АН-12. В 1993 ком. отряда стал А. С. Ползунов. Отряд обслуживал как междугородные, так и внутр. линии. Кроме постоянных рейсов по этим линиям совершались чартерные рейсы по заказу гос. органов, различных орг-ций, частных лиц. Самолеты отряда обслуживали нужды с. хоз-ва. Возд. линии связывают Пенз. с центр. регионами РФ, Поволжьем, М. и СПб., со странами СНГ. Внутриобластные линии связывают обл. центр с наиб. отдаленными и труднодоступными р-нами области (Неверк., Земетч., Тамал. и др.). В наиб. успешном 1989 было перевезено 7300000 т грузов и 288900 пассажиров. Грузооборот составил 3 470600 тыс. т/км., а пассажирооборот 280205 тыс. пассажиро-километров. В последующие годы перевозка пасс. и грузооборот значительно снизились. В. В. Камордин.
Источник: Пензенская энциклопедия.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
После начала войны было сформировано 6 авиационных групп Гражданского Воздушного Флота особого назначения: Северная, Прибалтийская, Белорусская, Киевская, Юго‑Западная, Московская, в составе которой была создана эскадрилья связи № 2.
Тяжелая фронтовая обстановка коренным образом изменила условия и характер действий летного состава ГВФ. Если в предвоенные годы многие пилоты летали преимущественно днем, а ночные рейсы выполнялись по специально оборудованным трассам, то уже в первом периоде войны гражданские авиаторы совершили около 43 тыс. ночных вылетов. Преобладающими стали полеты на предельно малой высоте, освоенные в довоенное время лишь экипажами самолетов сельскохозяйственной авиации. Значительно изменился и подход к понятию «нелетная погода». Главным критерием, определяющим принятие решения на вылет, стала боевая необходимость.
С огромным напряжением в годы войны работали для фронта авиаподразделения ГВФ, находившиеся в тылу страны. Они перевозили военные грузы, запасные части к танкам, боевым самолетам, вооружение, боеприпасы, горючее; общий налет составил 1348 тыс. часов. Только по специальным решениям и указаниям ГКО и СНК СССР было перевезено 57043 т военных грузов.
В годы войны продолжали действовать международные авиалинии Ташкент – Хами и Улан‑Удэ – Улан‑Батор. В 1942 открылась трасса Москва – Тегеран. Всего на международных линиях за 1941–1945 годы перевезено более 32380 пассажиров, 222 т почты, 1916 т грузов Выполняя специальные задания, гражданские авиаторы эпизодически летали в Лондон, Стокгольм, Париж, Рим, Каир, Чунцин, Нью‑Йорк, Касабланку, Алжир и другие зарубежные города.
Значительную роль в достижении победы сыграл личный состав гражданской авиации, который за время войны обеспечил перевозку более 2 млн. 350 тыс. человек и 278 тыс. тонн грузов.
Во всех оборонительных и наступательных операциях части и соединения гражданской авиации являлись мобильным и эффективным средством транспорта и связи. За годы ВОВ гражданские авиаторы эвакуировали около 347 тыс. тяжелораненых, доставили на фронт более 2 тыс. т консервированной крови и около 1700 т медикаментов.
Части и соединения гражданской авиации оказали большую помощь партизанам. Только с посадкой в тылу врага было совершено 19372 самолето‑вылета, перевезено 27574 человека, 4549 т грузов.
За успешное выполнение боевых заданий, мужество, храбрость, отвагу и героизм летного и технического состава были преобразованы в гвардейские четыре отдельных авиаполка, одна отдельная авиаэскадрилья и одна авиадивизия ГВФ: 6‑й отдельный авиаполк ГВФ – в 62‑й гвардейский авиаполк ГВФ; 7‑й отдельный авиаполк – в 87‑й гвардейский; 2‑й отдельный авиаполк – в 105‑й гвардейский; 1‑й отдельный авиаполк – в 120‑й гвардейский; 1‑я отдельная авиаэскадрилья – в 9‑ю отдельную гвардейскую эскадрилью ГВФ; 1‑я транспортная авиадивизия ГВФ – в 10‑ю гвардейскую транспортную авиадивизию ГВФ. Двенадцати частям были присвоены почетные наименования, а семь полков и две дивизии ГВФ награждены боевыми орденами.
Тяжелая фронтовая обстановка коренным образом изменила условия и характер действий летного состава ГВФ. Если в предвоенные годы многие пилоты летали преимущественно днем, а ночные рейсы выполнялись по специально оборудованным трассам, то уже в первом периоде войны гражданские авиаторы совершили около 43 тыс. ночных вылетов. Преобладающими стали полеты на предельно малой высоте, освоенные в довоенное время лишь экипажами самолетов сельскохозяйственной авиации. Значительно изменился и подход к понятию «нелетная погода». Главным критерием, определяющим принятие решения на вылет, стала боевая необходимость.
С огромным напряжением в годы войны работали для фронта авиаподразделения ГВФ, находившиеся в тылу страны. Они перевозили военные грузы, запасные части к танкам, боевым самолетам, вооружение, боеприпасы, горючее; общий налет составил 1348 тыс. часов. Только по специальным решениям и указаниям ГКО и СНК СССР было перевезено 57043 т военных грузов.
В годы войны продолжали действовать международные авиалинии Ташкент – Хами и Улан‑Удэ – Улан‑Батор. В 1942 открылась трасса Москва – Тегеран. Всего на международных линиях за 1941–1945 годы перевезено более 32380 пассажиров, 222 т почты, 1916 т грузов Выполняя специальные задания, гражданские авиаторы эпизодически летали в Лондон, Стокгольм, Париж, Рим, Каир, Чунцин, Нью‑Йорк, Касабланку, Алжир и другие зарубежные города.
Значительную роль в достижении победы сыграл личный состав гражданской авиации, который за время войны обеспечил перевозку более 2 млн. 350 тыс. человек и 278 тыс. тонн грузов.
Во всех оборонительных и наступательных операциях части и соединения гражданской авиации являлись мобильным и эффективным средством транспорта и связи. За годы ВОВ гражданские авиаторы эвакуировали около 347 тыс. тяжелораненых, доставили на фронт более 2 тыс. т консервированной крови и около 1700 т медикаментов.
Части и соединения гражданской авиации оказали большую помощь партизанам. Только с посадкой в тылу врага было совершено 19372 самолето‑вылета, перевезено 27574 человека, 4549 т грузов.
За успешное выполнение боевых заданий, мужество, храбрость, отвагу и героизм летного и технического состава были преобразованы в гвардейские четыре отдельных авиаполка, одна отдельная авиаэскадрилья и одна авиадивизия ГВФ: 6‑й отдельный авиаполк ГВФ – в 62‑й гвардейский авиаполк ГВФ; 7‑й отдельный авиаполк – в 87‑й гвардейский; 2‑й отдельный авиаполк – в 105‑й гвардейский; 1‑й отдельный авиаполк – в 120‑й гвардейский; 1‑я отдельная авиаэскадрилья – в 9‑ю отдельную гвардейскую эскадрилью ГВФ; 1‑я транспортная авиадивизия ГВФ – в 10‑ю гвардейскую транспортную авиадивизию ГВФ. Двенадцати частям были присвоены почетные наименования, а семь полков и две дивизии ГВФ награждены боевыми орденами.
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.