ВОЗНЕСЕНСКИЙ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Николай Алексеевич (1.XII.1903 - 30.IX.1950) - сов. гос. и парт. деятель. Академик (с 1943). Род. в с. Теплое Чернского у. Тульской губ. в семье служащего. Чл. Коммунистич. партии с 1919. Был на комсомольской работе в Чернском у. и в г. Туле. С 1921 учился в Коммунистич. ун-те им. Свердлова; по окончании ун-та до 1928 - на парт. работе в Донбассе. В 1928-31 учился, а затем работал в экономич. Ин-те красной профессуры. Одновременно работал в ЦКК - РКИ, а затем в Комиссии сов. контроля. В 1935 - пред. гор. плановой комиссии и зам. пред. Ленингр. гор. Совета. С 1938 - пред. Госплана при СНК СССР, одновременно чл. бюро Комиссии сов. контроля. В 1939-50 - зам. пред. СНК СССР. В годы Вел. Отечеств. войны - чл. Государственного Комитета Обороны; с 1943 - чл. комитета при СНК СССР по восстановлению х-ва в районах, освобожд. от нем.-фаш. оккупации. На XVII съезде ВКП(б) (1934) был избран чл. Комиссии сов. контроля, а на XVIII съезде (1939) - чл. ЦК ВКП(б). С февр. 1941 - кандидат в члены, а с 1947 - член Политбюро ЦК ВКП(б). Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. Автор кн. "Военная экономика СССР в период Отечеств. войны" (1947), являвшейся первой попыткой науч. анализа развития советской экономики в годы Вел. Отечеств. войны 1941-45. В. стал жертвой вражеской клеветы в период культа личности Сталина. По провокационному, сфабрикованному Л. Берия при содействии Г. Маленкова, т. н. "ленинградскому делу" с санкции Сталина В. был необоснованно осужден. Посмертно реабилитирован.
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Андрей Андреевич (р. 1933, Москва), русский поэт, прозаик. Окончил Архитектурный ин-т (1957). В 1960-е гг. выходят первые сборники «Мозаика» (1960), «Парабола» (1960), «Треугольная груша» (1962). С первых шагов в поэзии Вознесенский опытным глазом архитектора мастерски выстраивает художественное пространство произведения. Взгляд поэта на мир отличается широтой горизонтов, он ощущает себя жителем всей планеты. Излюбленная композиционная форма Вознесенского – некий каркас из причудливых развернутых метафор, причем по мере творческой эволюции ее роль в художественном тексте существенно возрастает. Вознесенский – поэт-экспериментатор. Наследуя традиции футуристов (в частности, В. В. Маяковского), он предельно внимателен к форме стиха, благодаря чему его голос звучит свежо и оригинально. Многие метафоры поэта конструируются по принципу ассоциаций. Вознесенский смело вводит в поэтический текст вкрапления иноязычной лексики, каламбуры. Интонационный рисунок лирики поэта рассчитан прежде всего на звуковое восприятие его произведений. Неслучайно Вознесенский часто участвует в поэтических вечерах, стремясь быть не прочитанным, а услышанным: авторская манера исполнения удачно дополняет содержательную сторону его произведений, что создает целостное впечатление. «Испытывая сложную творческую эволюцию, в которой стремление к реалистичности письма сочеталось с тягой к изысканной метафоричности, причудливой фантастике и гротеску, он вместе с тем всегда оставался поэтом-романтиком, склонным к обостренному воплощению мира» (В. А. Зайцев).
Первая поэма «Мастера» (1959) решительно провозгласила тему творца, свободного художника, готового отстаивать свои идеи и сгорающего в лучах таланта. Искусство – великая сила, она способна сокрушать троны, восставать против невежества и несправедливости:
Художник первородный –
Всегда трибун.
В нем дух переворота
И вечно бунт.
Вознесенский верит в то, что истинный творец во все времена отыщет путь к реализации своего таланта и победит тех, кто попытается помещать ему. Автор пишет об искусстве как о великой политической силе. Он прославляет духовную мощь великих деятелей культуры ушедших эпох («художников всех времен»). Ритмичный стих поэмы имитирует удары колокола на башне вечевой.
К сер. 1960-х гг. творческая манера поэта становится более отточенной. Публикуются сборники «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966). В 1970 г. выходит сборник «Тень звука», само название которого свидетельствует о том, что поэт мучительно ищет все более тонкие грани мировосприятия.
В творчестве Вознесенского появляются опыты изобразительной поэзии, которую надо воспринимать зрительно. Она соединяет в себе слова и графику и, как подчеркивает сам автор, имеет на Руси уходящую в глубь веков древнюю традицию. Некоторые из так называемых «изопов» (образцов изобразительной поэзии) Вознесенский конструирует из слов-перевертышей (пот-пот /топ-топ, «волгу»/углов, ремарк/крамер и т. д.). При этом звукобуквенное совпадение может быть как полным, так и частичным. Опыты визуальной поэзии Вознесенский продолжает на протяжении всего творческого пути.
1980–90-е гг. – плодотворный период в жизни поэта. Публикуются сборники «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Аксиома самоиска» (1990), «Гадание по книге» (1994), «Не отрекусь» (1996), «Casino Россия» (1997), «Страдиварий Состраданья» (1999), «Жуткий Crisis. Супер стар. Новые стихи и поэмы 1998–1999» (1999), «Девочка с пирсингом» (2000). Вознесенский пишет книгу воспоминаний «Мне четырнадцать лет» (1980) и сборник размышлений «Прорабы духа» (1984). Поэт продолжает находиться в новых творческих поисках, в т. ч. и в области стихотворной формы.
Первая поэма «Мастера» (1959) решительно провозгласила тему творца, свободного художника, готового отстаивать свои идеи и сгорающего в лучах таланта. Искусство – великая сила, она способна сокрушать троны, восставать против невежества и несправедливости:
Художник первородный –
Всегда трибун.
В нем дух переворота
И вечно бунт.
Вознесенский верит в то, что истинный творец во все времена отыщет путь к реализации своего таланта и победит тех, кто попытается помещать ему. Автор пишет об искусстве как о великой политической силе. Он прославляет духовную мощь великих деятелей культуры ушедших эпох («художников всех времен»). Ритмичный стих поэмы имитирует удары колокола на башне вечевой.
К сер. 1960-х гг. творческая манера поэта становится более отточенной. Публикуются сборники «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966). В 1970 г. выходит сборник «Тень звука», само название которого свидетельствует о том, что поэт мучительно ищет все более тонкие грани мировосприятия.
В творчестве Вознесенского появляются опыты изобразительной поэзии, которую надо воспринимать зрительно. Она соединяет в себе слова и графику и, как подчеркивает сам автор, имеет на Руси уходящую в глубь веков древнюю традицию. Некоторые из так называемых «изопов» (образцов изобразительной поэзии) Вознесенский конструирует из слов-перевертышей (пот-пот /топ-топ, «волгу»/углов, ремарк/крамер и т. д.). При этом звукобуквенное совпадение может быть как полным, так и частичным. Опыты визуальной поэзии Вознесенский продолжает на протяжении всего творческого пути.
1980–90-е гг. – плодотворный период в жизни поэта. Публикуются сборники «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Аксиома самоиска» (1990), «Гадание по книге» (1994), «Не отрекусь» (1996), «Casino Россия» (1997), «Страдиварий Состраданья» (1999), «Жуткий Crisis. Супер стар. Новые стихи и поэмы 1998–1999» (1999), «Девочка с пирсингом» (2000). Вознесенский пишет книгу воспоминаний «Мне четырнадцать лет» (1980) и сборник размышлений «Прорабы духа» (1984). Поэт продолжает находиться в новых творческих поисках, в т. ч. и в области стихотворной формы.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006