Возникновение и развитие феодализма в Индо-Китае

Найдено 1 определение
Возникновение и развитие феодализма в Индо-Китае

В III в. на полуострове Индо-Китай было два главных государства, называемых а китайских источниках Линьи и Фунань.
Лияьи (Чампа) в III—VIII вв.
Образование Линьи китайские источники относят к 192 г. Некоторые археологические данные позволяют отнести возникновение этого государства к I в. н. э. Это государство занимало восточное побережье полуострова к югу от Тонкинского залива, т. е. район нынешнего Центрального и отчасти Южного Вьетнама. На севере оно примыкало к китайским владениям на полуострове — к области Жинань, занимавшей южную часть побережья Тонкинского залива. Государство это было заселено племенем чам (отсюда местное название страны — Чампа ( Иногда это название транскрибируется как «Тьямпа».)), говорившим на языке, который отиосится к малайско-полинезийской языковой группе. Основателем Линьи считается Шри-Мара (Сри-Мара), принадлежавший к выходцам из Индии, с давних пор многочисленным в этой стране. Столицей страны был город Чампура (Тьямпапура). Основную массу трудового населения в Линьи составляли свободные общинники-земледельцы, были и рабы, но рабство не играло крупной роли в хозяйственной жизни страны. В 336 г. в Линьи индийскую династию Шри-Мара сменила династия Фам, основанная беглым китайским рабом Фам Ваном. Это династийное наименование сохранялось за правителями Линьи до середины VII в., хотя власть переходила к разным лицам.
В рассматриваемый период, отмеченный многочисленными восстаниями народных масс, в стране, по-видимому, начали складываться феодальные отношения. Скудость исторических сведений не позволяет, однако, осветить этот процесс сколько-нибудь подробно. В это время государство Линьи находилось в оживленных сношениях с Индией. Из Индии в Линьи проник индуизм, прочно привившийся в стране, а в дальнейшем, с V—VI вв , и буддизм. Широко была распространена индийская культура. Санскрит сделался в Линьи официальным языком. Столицей государства с V в. стал город Индрапура.
Развивались сношения и с Китаем. В годы «Троецарствия», т. е. в первой половине III в., из юго-западного китайского царства У в Линьи были направлены два посольства. Описание их путешествия, часть этого текста сохранилась, служит ценнейшим источником сведений о Линьи того времени. Отношения с Китаем в дальнейшем были то мирными, то враждебными.
Крупное столкновение имело место в 445 г., когда китайские войска проникли в Линьи, заняли на некоторое время столицу и захватили там богатую добычу.
Положение во Вьетнаме в III—VIII вв.
Земли вьетнамцев, т. е. северо-восточная часть полуострова, с 111 г. до н.э. вошли в состав китайских владений на полуострове под наименованием области Цзяочжи. Вьетнамцы, однако, не раз предпринимали попытки освободиться от чужеземного владычества. Период с III по VIII в. отмечен рядом восстаний, наиболее крупными из которых были восстания в середине V в. и в первой половине VIII в. В некоторых случаях в события вмешивались и правители Линьи, действовавшие На стороне восставших. Особенно серьезным было участие чамов в восстании 602г., что вызвало в 605 г. посылку китайских войск в Линьи. Столица его была взята, но китайские военачальники не могли подавить сопротивление населения и оказались вынужденными увести свои отряды обратно.
Борьба вьетнамцев против власти чужеземных завоевателей заставила китайских правителей прочнее связать эту отдаленную область с империей. С этой целью в 679 г. на вьетнамских землях было создано наместничество, названное Аннамским.
Фувань и Ченла в III—VIII вв.
На юго-запад от Линьи, на южной оконечности полуострова Индо-Китай. находилось государство Фунань. Образование этого государства, по китайским сведениям, относится ко II в. н. э. (а по некоторым другим данным — к I в. н.э.), причем основателем его считается индийский принц Каундинья, женившийся на местной правительнице. Об этническом облике населения отой страны говорит древняя надпись, найденная на ее территории и составленная на трех языках кхмерском чамском и малайском. Наиболее значительной частью населения Фунани являлись кхмеры. Столицей государства был город Вьядхапуpa. С середины III в. территория Фунани значительно расширилась: под власть правителей Фунани подпала вся южная часть Индо-Китая. В китайских источниках Фунань описывается как страна, богатая золотом, серебром, слоновой костью, оловом и благовониями. Сношения с Индией сопровождались все большим проникновением в Фунань индийской культуры.
Утверждение феодализма привело в конце V в. к распаду Фунани на отдельные феодальные владения, наиболее сильным из которых являлось владение, расположенное в северной части Фунани — нынешней Камбодже. В. VI в. оно подчинило себе всю территорию Фунани. Возникло крупное индо-китайское феодальное государство, называемое в китайских источниках Ченла (Местное наименование «Камбоджа» утвердилось за ним лишь в конце XVI—начале XVII в.).
Торговые связи Индо-Китая в III—VIII вв.
Индо-Китай, особенно его восточное и южное побережье, , играл в III—VIII вв. большую роль в развитии торгового мореплавания в данном районе. Участниками этой торговли были и индийцы, и индо-китайские народы, и малайцы, и китайцы. Китайцы в III—VIII вв. не строили кораблей, приспособленных для дальних плаваний. Международная торговля в те века находилась главным образом в руках малайцев — мореплавателей и торговцев. «Куньлуньские корабли» (Название «Куньлунь», по терминологии китайских источников, в широком смысле слова обозначает все страны, лежавшие к югу от государства Линьи. Сюда входил и весь обширный островной малайский мир.) бороздили морские просторы.
Китайские источники так описывают «куньлуньские корабли»: «В стране Фунань рубят деревья и строят из них корабли. Длина этих кораблей — 12 сюнь, ширина — 8 чи(1 сюнь — около 1/2 м 1 чи — около 0,32 м.). Нос и корма имеют форму рыбы. Большие корабли вмещают 100 человек. Каждый из них имеет по одному большому веслу и по одному малому, а также по одному шесту. От носа до кормы, в зависимости от размеров корабля, сидят в ряд 40—50 гребцов. Для продвижения вперед употребляют большие весла, для остановки — малые. В мелких местах пользуются шестом». Таковы были малайские корабли, которые привозили в гавани Южного Китая заморские товары и вывозили отсюда китайские.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958