ВПЕЧАТЛЕНИЕ (ВПЕЧАТЛЕНИЕ-ОБРАЗ)

Найдено 1 определение
ВПЕЧАТЛЕНИЕ (ВПЕЧАТЛЕНИЕ-ОБРАЗ)
Основная категория эстетики импрессионизма. Само возникновение понятия «импрессионизм» связано с осмыслением такой модели художественного образа как образ-впечатление. Образ-впечатление являет собой нераздельное, нерасчлененное единство субъективного и объективного. Такое единство способно охватить все противоречивые аспекты бытия. В образе-впечатлении мгновение тождественно вечности, динамический и статический параметры мира взаимоотражены друг в друге, зримая плотность и материальность бытия в тоже время воздушна и музыкальна. Образ-впечатление в импрессионистском произведении очень часто художественно реализовывался как зеркальное отражение мира. В виде зеркала выступала водная гладь, вообще «зеркало» воды (напр., «Фонтаны» Р. М. Рильке), небо, глаза человека и животного. В принципе любой предмет, любая вещь могли выступать в роли подобного «зеркала». Мир в целом — зеркало для человека, а человек и его душа в свою очередь зеркало объективного мира. Образы «зеркальности» и зеркала часто встречаются и в символизме. Но как показала в своих работах З. Г. Минц, «зеркальность» у символистов связана с «развеществлением образа, вычленением его признаков и последующей их символизацией» [44, 127]. Такое «развеществление» образа в импрессионизме просто невозможно, иначе он перестает быть импрессионизмом (См.: «Дематериализация»). Образ-впечатление принципиально противоположен образу-символу в символизме. Символ как «указание на скрытую близость первоначальных идей» (Ж. Мореас) есть «смысловая перспектива» и предполагает «прорыв» автора-творца и читателя через поверхность внешнего мира «твердых тел» к «первоначалам», таящимся в недрах бытия. Для образа-впечатления же само разделение на «внешний» и «внутренний» аспекты мира, на некую «глубину» и «поверхность» жизни не только не характерно, но и невозможно. Внутреннее в образе-впечатлении есть одновременно и внешнее, зримо явленное. Поэтому в импрессионизме нет отрицания «вещного» мира, недоверия к нему, скорее есть любовное и бережное его восприятие (См.: «Баллада внешней жизни» Гуго фон Гофмансталя). Те литературные течения и школы, которые возникали на основе импрессионизма так или иначе вынуждены были опираться на категорию впечатления, по-разному ее трансформируя. Категория впечатления является фундаментальной в теории и практике эстетизма. Но в отличие от импрессионима, где образ-впечатление отражает в себе прежде всего реальность живой жизни, образ-впечатление в эстетизме питается созданной caмим же художником искусственной, ненатуральной, артистически оформленной, «художественной» действительностью (теория У. Пейтера, трактаты О. Уайльда). Сам процесс художественного творчества в эстетизме предполагает как бы два этапа: во-первых, «экс-периментальный», насильственно-художественный акт художника-творца над живой жизнью, природой, сферой социальных отношений и т.д. и, во-вторых, впечатление от этой искусственной бутафории, от специально разыгранного спектакля, от «художественно» оформленной действительности.   Лит-ра: С. П. Батракова. Художник переходной эпохи (Сезанн, Рильке) // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. – М., 1984; З. Г. Минц. Зеркало у русских символистов // З. Г. Минц. Поэтика русского символизма. – С.-Петербург, 2004; Стефан Яроциньский. Дебюсси, импрессионизм и символизм. – М., 1978; Л. Л. Букреева, С. Д. Береснев. Об адекватности художественного образа в оригинале и переводе (на материале стихотворения Р. М. Рильке «Abschied» и его переводов на русский язык // Филологические науки. 1986. № 2; Т. Сильман. Заметки о лирике. – Л., 1977.  

Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.