Вселенная

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

вселенная
вся населенная земля, но в некоторых местах также и весь земной мир (1Ц 2.8; 1Пар 16.30; Пс 76.19; 89.3).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Вселенная
окружающий Землю безграничный во времени и пространстве материальный мир. Материя во В. распространена неравномерно: основная ее часть сосредоточена в галактиках, звездах и туманностях. Иногда представления о В. отождествляется с доступной для изучения ее частью – Метагалактикой. Современные оценки возраста Метагалактики дают приблизительное значение в 15-18 млрд. лет. Для геологии изучение В. имеет следующее значение: анализ состава космического вещества для формирования представлений о составе внутренних зон Земли, характера поступления космического вещества на нашу планету, попытки увязывать периодичность геологических процессов с движениями в Галактике, возможность применения сравнительно-геологических методов для изучения планет Солнечной системы (планетологический аспект исследований), изучение процессов развития во В. для изучения условий образования и предсказания будущей истории Солнечной системы и Земли.

Источник: Историко-геологический словарь-справочник

Вселенная
В некоторых местах Ветхого Завета это слово является переводом еврейского слова «тевель», т. е. населенная земля, напр., в Пс. 89:2; 1 Цар. 2-8; Ис. 14:7 (вся земля). В Новом Завете вселенная обозначается тремя разными словами, по-греч.: «ойкумена», «айон» и «космос», которые в некоторых переводах не различаются друг от друга, напр, по-немецки все эти 3 слова переведены словом «вельт» В русск. же переводе разница довольно ясна, как это вытекает из следующего: Первое слово «ойкумене» (населенная страна), соответствующее еврейскому «тевель», употребляется частью в широком значении, обозначая всю населенную людьми землю, напр., Мат. 24:14 — проповедь Евангелия по всей вселенной; Лук. 4:5 — все царства вселенной; Рим 10:18 — пределы вселенной; срав. Отк. 3-10; 12:9; 16:14; частью в более узком смысле, напр., Лук 2:1, где «вся вселенная» (греч.) означает все римское царство. Второе слово «айон» означает продолжительность жизни человека, период времени или век и употребляются для обозначения человечества, каковым оно в известное время представляется, или периода времени в зависимости от того отпечатка, который наложили на него люди. Это слово употребляется особенно в тех местах, где говорится о современном мире, настоящем лукавом веке (Гал. 1:4), в противоположность будущему веку (Лук. 20:34 и дал.; Евр. 6:5). Так, напр., Писание говорит о заботе века сего (Мат. 13:22); о сынах века сего (Лук. 16:8), о мудрости века сего (1 Кор. 2-6 и дал.) и т.д. Диавол называется богом века сего (2 Кор. 4:4; срав Рим. 12:2; 1 Тим. 6:17; 2 Тим. 4:10). В Еф. 2:2 «айон» в соединении с третьим словом «космос» переведены словами: «обычай мира сего». Во всех приведенных местах слово «век» обозначает нечто отрицательное, противоположное будущему. Срав. также Еф. 1:21; Мат. 12:32, где этот век и будущий упоминаются без указания на их положительное или отрицательное значение. В некоторых местах говорится о нескольких веках, предшествующих последнему, как, напр., в Евр. 9-26, где сказано, что Христос явился однажды к концу веков, т. е. веков В. Завета, и в 1 Кор. 10:11, где говорится, что христиане того времени достигли последних веков. Слово «айон» здесь употребляется почти в том же значении, что и в тех местах, где имеется в виду совокупность всего созданного в пределах времени или века. Так, напр., Бог называется Царем времен или веков (1 Тим. 1:17), ибо Он создал их Своим словом (Евр. 11:3) через Сына (1:2). Третье слово «космос», собственно, украшение, как, напр., в 1 Пет. 3:3; или совокупность действующих сил, как, напр., язык — «космос неправды», no-русс, прикраса неправды (Иак. 3: 6) — обозначает вселенную (мир), в смысле того самого целого, приведенного в порядок, которое в Быт. 1:1 называется небом и землею; напр., «Бог сотворил мир (космос) и все, что в нем» (Деян. 17:24; начало мира (космоса) Мат. 24:21; основание мира (космоса Иоан. 17:24); создание мира (Рим. 1:20; Еф. 1:41). Это слово употребляется также в более узком смысле: напр., «все царства мира» (Мат. 4:8), свет мира сего» (Иоан. 11:9), т.е. свет солнца; срав. Мат. 26: 13; 2 Пет. 3:6; и затем, вообще, людей или человечество: поле есть мир (Мат. 13:38); Агнец Божий берет на Себя грех мира (Иоан. 1:29); Бог возлюбил мир (Иоан. 3:16); Христос пришел в мир (Иоан. 9:39; Евр. 10:5). Это слово также употребляется по отношению к языческому миру, в противоположность евреям: «богатство миру» и «примирение миру» (Рим. 11:12,15); а во 2 Кор. 5:19, — без этого ограничения. В этом смысле говорится о свете мира (Мат. 5:14; Иоан. 8:12), Спасителе мира (Иоан. 4:42; 1 Иоан. 4:14); «поступать в мире» (1 Иоан. 4:17) и т.д. Иногда слово «космос» обозначает общество, народ, большое количество людей, как, напр., там, где сказано: «весь мир идет за Ним» (Иоан. 12:19; Срав. 14:19,22; 18:20). От вышеупомянутого значения слова космос, как человечества вообще, следует отличать те места, где оно поставлено для обозначения этого мира, или человечества, и мирских вещей, как враждующих против Бога. В таком значении, но также и в предыдущих, это слово встречается в Писании, преимущественно у Иоанна, не менее 100 раз. Сюда принадлежат те места, где говорится, что весь мир лежит во зле (1 Иоан. 5:19); о князе мира (Иоан. 12:31), о духе мира (1 Кор. 2:12), о мудрости мира (1:20), о веке мира сего (Еф. 2:2); быть от мира сего, быть не от сего мира (Иоан. 8:23), говорить по мирски (1 Иоан. 5:4). В этом смысле Иисус сказал: «Я не о мире молю» (Иоан. 17:9), ибо Он не мог молиться о его сохранении, но об его обращении (ст. 21,23); как и на кресте. Он молился за Своих убийц Лук. 23:34). В первом значении сказано, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Иоан. 3:17; 12:47); в последнем же, что Он пришел в мир на суд (Иоан. 9:39; Срав. 12:31,48). В первом смысле сказано, что Бог возлюбил мир (Иоан. 3:16), в последнем Иоанн говорит: не любите мира (1 Иоан. 2:15; Срав Иак 4:4). С этой же точки зрения сказано, что мир погибнет (1 Иоан 3:17), и будет осужден (1 Кор. 11:32) и что царство этого мира будет царством Господа нашего и Его Помазанника (Отк 11:15).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Художественная Вселенная писателя: быт русской литературной усадьбы

Коваль Алла Игоревна
В данной статье рассматривается усадебный быт планировка усадьбы, функции, дизайн и интерьер комнат, порядок и правила усадебной жизни. Уделено внимание родовым гнёздам поэтов и писателей.
Читать PDF
0.00 байт

2017.01.020. ВСЕЛЕННАЯ СИБИРСКОГО ШАМАНА: ИСТОРИЯ. ЛЕГЕНДЫ. ОБРЯДЫ. - ИРКУТСК: ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ К

Шкаев Д.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Вселенная Степана Эрьзи Рецензия на книгу: грани скульптурной Вселенной: произведения Степана Эрьзи

Махаев В. Б.
Читать PDF
0.00 байт

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ОЛИВЬЕ МЕССИАНА

Гудимова С.А.
Читать PDF
0.00 байт

Вселенная «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина в свете аналитической психологии К. Г. Юнга

Большаков А.С.
На основе вселенной «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина в работе предлагается подход к произведениям, мифам и легендам через призму аналитической психологии, а также на основе архетипов обосновывается, в чем заключается их общность.
Читать PDF
0.00 байт

«Вселенная внутри нас»: «Гамлет» Б. Пастернака через призму философии немецкого романтизма

Пасько Юлия Валерьевна
В статье проводится анализ стихотворения Б. Пастернака «Гамлет» при помощи некоторых ключевых понятий и мотивов философии немецкого романтизма, таких как театр, ночь, мировая душа, микрокосм и макрокосм.
Читать PDF
0.00 байт

Вселенная в философии братьев Стругацких

Евдакова А.А., Найденко О.О., Лысенко И.С.
Новизна работы обусловлена недостаточностью социально-философского осмысления литературного наследия Стругацких. Целью исследования является анализ представлений о Вселенной, содержащихся в философии Стругацких.
Читать PDF
0.00 байт

Темы «Вселенная», «Мир», «Мироздание» в поэзии и философии АФ. Лосева

Радионова Алла Владимировна
В статье рассматривается поэтическое творчество А. Ф. Лосева, взаимосвязь его лирики с философскими работами. Характеризуются темы «мир», «вселенная», «мироздание».
Читать PDF
0.00 байт

Человек-вселенная А. Платонова (роман «Чевенгур»)

Лысов Александр Григорьевич
Рассматривается самое значительное произведение А. Платонова в русле представлений писателя о связи человека и вселенского бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Библиотечная вселенная Х. Л. Борхеса

Симонова Светлана Анатольевна, Арасланова Светлана Салаватовна
Статья посвящена важнейшему институту общества, месту собрания и хранения мировой мысли библиотеке. Анализируются идеи Л. Х.
Читать PDF
0.00 байт

Хорошо организованная Вселенная

Ковалев Сергей Адамович
Читать PDF
0.00 байт

Несимволистская вселенная Н. А. Заболоцкого

Бутова Анна Владимировна, Дубских Ангелина Ивановна
В статье рассматривается художественная вселенная Николая Заболоцкого. Авторы исследуют поэтические искания Заболоцкого в контексте художественной практики модернизма и, прежде всего, символизма.
Читать PDF
0.00 байт

Вселенная философа

Устьянцев Владимир Борисович
Читать PDF
0.00 байт

«Производство реальности» и «Многомировая» Вселенная в холистическом мышлении г. Бейтсона

Евдокимцев Д. В.
На основе научного наследия Г. Бейтсонапроводится философский анализ связей междувосприятием индивидуального или коллективногосубъекта и неопределённостью среды.
Читать PDF
0.00 байт

Расширяющаяся Вселенная и нравственная основа мира

Разин Александр Владимирович
The author considers the problem of moral responsibility toward future generations. These problems were specially contemplated by H. Jonas.

Похожие термины:

  • ПРИРОДА или ВСЕЛЕННАЯ

    2Пет 2:12, Рим 2:27, 1Кор 11:14-15). Ученые все предметы природы главным образом делят на три класса: царство ископаемых (минералогия), царство растительное (ботаника) и царство животное (зоология). Порядок тв