Вселенная

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

вселенная
вся населенная земля, но в некоторых местах также и весь земной мир (1Ц 2.8; 1Пар 16.30; Пс 76.19; 89.3).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Вселенная
окружающий Землю безграничный во времени и пространстве материальный мир. Материя во В. распространена неравномерно: основная ее часть сосредоточена в галактиках, звездах и туманностях. Иногда представления о В. отождествляется с доступной для изучения ее частью – Метагалактикой. Современные оценки возраста Метагалактики дают приблизительное значение в 15-18 млрд. лет. Для геологии изучение В. имеет следующее значение: анализ состава космического вещества для формирования представлений о составе внутренних зон Земли, характера поступления космического вещества на нашу планету, попытки увязывать периодичность геологических процессов с движениями в Галактике, возможность применения сравнительно-геологических методов для изучения планет Солнечной системы (планетологический аспект исследований), изучение процессов развития во В. для изучения условий образования и предсказания будущей истории Солнечной системы и Земли.

Источник: Историко-геологический словарь-справочник

Вселенная
В некоторых местах Ветхого Завета это слово является переводом еврейского слова «тевель», т. е. населенная земля, напр., в Пс. 89:2; 1 Цар. 2-8; Ис. 14:7 (вся земля). В Новом Завете вселенная обозначается тремя разными словами, по-греч.: «ойкумена», «айон» и «космос», которые в некоторых переводах не различаются друг от друга, напр, по-немецки все эти 3 слова переведены словом «вельт» В русск. же переводе разница довольно ясна, как это вытекает из следующего: Первое слово «ойкумене» (населенная страна), соответствующее еврейскому «тевель», употребляется частью в широком значении, обозначая всю населенную людьми землю, напр., Мат. 24:14 — проповедь Евангелия по всей вселенной; Лук. 4:5 — все царства вселенной; Рим 10:18 — пределы вселенной; срав. Отк. 3-10; 12:9; 16:14; частью в более узком смысле, напр., Лук 2:1, где «вся вселенная» (греч.) означает все римское царство. Второе слово «айон» означает продолжительность жизни человека, период времени или век и употребляются для обозначения человечества, каковым оно в известное время представляется, или периода времени в зависимости от того отпечатка, который наложили на него люди. Это слово употребляется особенно в тех местах, где говорится о современном мире, настоящем лукавом веке (Гал. 1:4), в противоположность будущему веку (Лук. 20:34 и дал.; Евр. 6:5). Так, напр., Писание говорит о заботе века сего (Мат. 13:22); о сынах века сего (Лук. 16:8), о мудрости века сего (1 Кор. 2-6 и дал.) и т.д. Диавол называется богом века сего (2 Кор. 4:4; срав Рим. 12:2; 1 Тим. 6:17; 2 Тим. 4:10). В Еф. 2:2 «айон» в соединении с третьим словом «космос» переведены словами: «обычай мира сего». Во всех приведенных местах слово «век» обозначает нечто отрицательное, противоположное будущему. Срав. также Еф. 1:21; Мат. 12:32, где этот век и будущий упоминаются без указания на их положительное или отрицательное значение. В некоторых местах говорится о нескольких веках, предшествующих последнему, как, напр., в Евр. 9-26, где сказано, что Христос явился однажды к концу веков, т. е. веков В. Завета, и в 1 Кор. 10:11, где говорится, что христиане того времени достигли последних веков. Слово «айон» здесь употребляется почти в том же значении, что и в тех местах, где имеется в виду совокупность всего созданного в пределах времени или века. Так, напр., Бог называется Царем времен или веков (1 Тим. 1:17), ибо Он создал их Своим словом (Евр. 11:3) через Сына (1:2). Третье слово «космос», собственно, украшение, как, напр., в 1 Пет. 3:3; или совокупность действующих сил, как, напр., язык — «космос неправды», no-русс, прикраса неправды (Иак. 3: 6) — обозначает вселенную (мир), в смысле того самого целого, приведенного в порядок, которое в Быт. 1:1 называется небом и землею; напр., «Бог сотворил мир (космос) и все, что в нем» (Деян. 17:24; начало мира (космоса) Мат. 24:21; основание мира (космоса Иоан. 17:24); создание мира (Рим. 1:20; Еф. 1:41). Это слово употребляется также в более узком смысле: напр., «все царства мира» (Мат. 4:8), свет мира сего» (Иоан. 11:9), т.е. свет солнца; срав. Мат. 26: 13; 2 Пет. 3:6; и затем, вообще, людей или человечество: поле есть мир (Мат. 13:38); Агнец Божий берет на Себя грех мира (Иоан. 1:29); Бог возлюбил мир (Иоан. 3:16); Христос пришел в мир (Иоан. 9:39; Евр. 10:5). Это слово также употребляется по отношению к языческому миру, в противоположность евреям: «богатство миру» и «примирение миру» (Рим. 11:12,15); а во 2 Кор. 5:19, — без этого ограничения. В этом смысле говорится о свете мира (Мат. 5:14; Иоан. 8:12), Спасителе мира (Иоан. 4:42; 1 Иоан. 4:14); «поступать в мире» (1 Иоан. 4:17) и т.д. Иногда слово «космос» обозначает общество, народ, большое количество людей, как, напр., там, где сказано: «весь мир идет за Ним» (Иоан. 12:19; Срав. 14:19,22; 18:20). От вышеупомянутого значения слова космос, как человечества вообще, следует отличать те места, где оно поставлено для обозначения этого мира, или человечества, и мирских вещей, как враждующих против Бога. В таком значении, но также и в предыдущих, это слово встречается в Писании, преимущественно у Иоанна, не менее 100 раз. Сюда принадлежат те места, где говорится, что весь мир лежит во зле (1 Иоан. 5:19); о князе мира (Иоан. 12:31), о духе мира (1 Кор. 2:12), о мудрости мира (1:20), о веке мира сего (Еф. 2:2); быть от мира сего, быть не от сего мира (Иоан. 8:23), говорить по мирски (1 Иоан. 5:4). В этом смысле Иисус сказал: «Я не о мире молю» (Иоан. 17:9), ибо Он не мог молиться о его сохранении, но об его обращении (ст. 21,23); как и на кресте. Он молился за Своих убийц Лук. 23:34). В первом значении сказано, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Иоан. 3:17; 12:47); в последнем же, что Он пришел в мир на суд (Иоан. 9:39; Срав. 12:31,48). В первом смысле сказано, что Бог возлюбил мир (Иоан. 3:16), в последнем Иоанн говорит: не любите мира (1 Иоан. 2:15; Срав Иак 4:4). С этой же точки зрения сказано, что мир погибнет (1 Иоан 3:17), и будет осужден (1 Кор. 11:32) и что царство этого мира будет царством Господа нашего и Его Помазанника (Отк 11:15).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Художественная Вселенная писателя: быт русской литературной усадьбы

Коваль Алла Игоревна
В данной статье рассматривается усадебный быт планировка усадьбы, функции, дизайн и интерьер комнат, порядок и правила усадебной жизни. Уделено внимание родовым гнёздам поэтов и писателей.
Читать PDF
0.00 байт

2017.01.020. ВСЕЛЕННАЯ СИБИРСКОГО ШАМАНА: ИСТОРИЯ. ЛЕГЕНДЫ. ОБРЯДЫ. - ИРКУТСК: ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ К

Шкаев Д.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Вселенная Степана Эрьзи Рецензия на книгу: грани скульптурной Вселенной: произведения Степана Эрьзи

Махаев В. Б.
Читать PDF
345.60 кб

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ОЛИВЬЕ МЕССИАНА

Гудимова С.А.
Читать PDF
125.54 кб

Вселенная «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина в свете аналитической психологии К. Г. Юнга

Большаков А.С.
На основе вселенной «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина в работе предлагается подход к произведениям, мифам и легендам через призму аналитической психологии, а также на основе архетипов обосновывается, в чем заключается их общность.
Читать PDF
0.00 байт

Хорошо организованная Вселенная

Ковалев Сергей Адамович
Читать PDF
160.27 кб

Вселенная философа

Устьянцев Владимир Борисович
Читать PDF
7.64 мб

Человек и Вселенная - проблема взаимосвязи

Тарароев Я. В.
Читать PDF
360.34 кб

Вселенная: эволюция земной жизни

Сергеев Сергей Петрович
Читать PDF
362.54 кб

ВСЕЛЕННАЯ ВОКРУГ НАС И НАШ РАЗУМ О ВСЕЛЕННОЙ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Читать PDF
0.00 байт

«Вселенная внутри нас»: «Гамлет» Б. Пастернака через призму философии немецкого романтизма

Пасько Юлия Валерьевна
В статье проводится анализ стихотворения Б. Пастернака «Гамлет» при помощи некоторых ключевых понятий и мотивов философии немецкого романтизма, таких как театр, ночь, мировая душа, микрокосм и макрокосм.
Читать PDF
0.00 байт

Вселенная в философии братьев Стругацких

Евдакова А.А., Найденко О.О., Лысенко И.С.
Новизна работы обусловлена недостаточностью социально-философского осмысления литературного наследия Стругацких. Целью исследования является анализ представлений о Вселенной, содержащихся в философии Стругацких.
Читать PDF
0.00 байт

Темы «Вселенная», «Мир», «Мироздание» в поэзии и философии АФ. Лосева

Радионова Алла Владимировна
В статье рассматривается поэтическое творчество А. Ф. Лосева, взаимосвязь его лирики с философскими работами. Характеризуются темы «мир», «вселенная», «мироздание».
Читать PDF
250.07 кб

Человек-вселенная А. Платонова (роман «Чевенгур»)

Лысов Александр Григорьевич
Рассматривается самое значительное произведение А. Платонова в русле представлений писателя о связи человека и вселенского бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Библиотечная вселенная Х. Л. Борхеса

Симонова Светлана Анатольевна, Арасланова Светлана Салаватовна
Статья посвящена важнейшему институту общества, месту собрания и хранения мировой мысли библиотеке. Анализируются идеи Л. Х.

Похожие термины:

  • ПРИРОДА или ВСЕЛЕННАЯ

    2Пет 2:12, Рим 2:27, 1Кор 11:14-15). Ученые все предметы природы главным образом делят на три класса: царство ископаемых (минералогия), царство растительное (ботаника) и царство животное (зоология). Порядок тв