съезды высшего духовенства христианской церкви. Решают богословские, церковно-политические, дисциплинарные вопросы. Православная церковь признает правомочными 7 первых В. С. (IV—VIII вв.). После разделения церквей в 1054 г. римские папы возобновили с XII в. В. С.
ВСЕЛЕНСKИЕ СОБОРЫ
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Вселенские соборы
собрания высшего духовенства, на которое делегируются представители христианских поместных церквей в соответствии с установленной процедурой. На вселенских соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонические нормы и правила богослужения, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями. См. Христианство, Ереси.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских соборов:
I Никейский (325 г.) — принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи
II Константинопольский (381 г.) — выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства, макеллианства и др.
III Эфесский (431 г.) — осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей
IV Халкидонский (451 г.) — осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного Богу-Отцу
V (II Константинопольский, 553 г.) и VI (III Константинопольский, 680-681 гг.) — осуждение различных ересей
VII (II Никейский, 787 г.) — осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и креста.
После разделения церквей (1054 г.) общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь и называет вселенскими созываемые ею соборы.
I Никейский (325 г.) — принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи
II Константинопольский (381 г.) — выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства, макеллианства и др.
III Эфесский (431 г.) — осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей
IV Халкидонский (451 г.) — осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного Богу-Отцу
V (II Константинопольский, 553 г.) и VI (III Константинопольский, 680-681 гг.) — осуждение различных ересей
VII (II Никейский, 787 г.) — осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и креста.
После разделения церквей (1054 г.) общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь и называет вселенскими созываемые ею соборы.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ВСЕЛЕНСKИЕ СОБОРЫ
собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских Церквей, на которых формулировались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских Соборов: I Никейский (325 г.) – принятие первой редакции Символа веры, осуждение арианства и утверждение постулата о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении, определение времени празднования Пасхи; II Kонстантинопольский (381 г.) – выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, в том числе об исхождении Святого Духа от Отца, подтверждение единства и равенства в Божестве этого Лица с Отцом и Сыном, уточнение и канонизация Символа веры, который стал называться Никео- Константинопольским, осуждение арианства, савеллианства, макеллианства и др.; III Эфесский (431 г.) – осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей; IV Халкидонский (451 г.) – осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о едином Лице Иисуса Христа, в Kотором Божественная и человеческая природы соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно; V (II Kонстантинопольский, 553 г.) – осуждение некоторых несторианских сочинений; VI (III Kонстантинопольский, 680-681 гг.) – осуждение монофелитства; VII (II Никейский, 787 г.) – осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и креста. После разделения Церквей на Западную и Восточную (1054 г.) общехристианские Соборы не проводились, хотя Kатолическая Церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Вселенские соборы
собрания представителей Поместных Церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Исторически явились высшими органами Вселенской Православной Церкви, для которой их авторитет остается безусловным. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система православного вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и определялись способы борьбы с ересями. В. с. стали созываться по инициативе византийских императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственного закона. Православная Церковь признает Вселенскими (Всеправославными) семь следующих соборов: 1) Никейский (325), принявший в первой редакции Символ веры, осудивший ересь Ария (он считал Иисуса Христа творением Бога и отрицал за Христом нетварное достоинство БогаСына), определивший время празднования Воскресения Христова. 2) Константинопольский (381), уточнивший и канонизировавший Символ веры, продолживший борьбу с ересями, выработавший формулу троичности Бога. 3) Эфесский (431), осудивший ересь Константинопольского епископа Нестория, который учил, что божественная и человеческая природы в Иисусе Христе сохранили взаимно изолированные собственные сущности и потому Деву Марию, родившую только человекаХриста, следует называть не Богородицей, а Христородицей. Собор признал Деву Марию Богородицей и тем самым утвердил истину, что обе природы во Христе соединены в одно Богочеловеческое Лицо (Ипостась). 4) Халкидонский (451), утвердивший догмат о неслиянности и нераздельности в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы при единстве личности (Ипостаси), осудивший ересь монофизитов, которые утверждали, что Иисусу Христу присуща только одна, божественная природа, что Он не Богочеловек, а Бог. 5) Константинопольский (553), осудивший учение трех богословов (Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского), которые не считали Христа Богочеловеком, а Деву Марию – Богоматерью, а также учение Оригена. 6) Константинопольский (680–681), осудивший монофилитов, которые утверждали, что Иисусу Христу свойственна только одна воля, одна (Богочеловеческая) энергия, и принявший догмат о двух волях и действиях Христа. 7) Никейский (787), осудивший иконоборцев (они отрицали почитание святых икон) и утвердивший определение о почитании икон и креста. После разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 г. общехристианские В. с. не проводились. Однако римскокатолическая церковь считает Вселенскими еще целый ряд своих соборов, на которых было оформлено учение католицизма, с такими не признаваемыми православием догматами, как догматы об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына, о чистилище, о непорочном зачатии Божией Матери, о непогрешимости папы римского, авторитет суждений которого был признан выше авторитета В. с.
Источник: Краткий православный словарь.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
общецерк. съезды представителей высшего христ. духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. с. начали собираться после признания христианства офиц. религией Рим. империи (4 в.) и являлись в то время формальными органами власти гос-ва над церковью. Первые В. с. созывались римскими, позднее визант. императорами для установления религ. догматов и борьбы с ересями. История В. с. изучалась исключительно церк. историками, интересовавшимися гл. обр. богословскими спорами, поэтому связь В. с. с обществ.-политич. борьбой остается в ряде случаев недостаточно выясненной. В. с. раннего средневековья (признаваемые вселенскими православными и католич. церквами) создали церк. догматику и право, отражавшие превращение церкви в феод. ин-т. Последующие соборы (начиная с 1-го Латеранского, 1123) представляли собой съезды только высш. католич. духовенства и признаются вселенскими только рим.-католич. церковью. Они созывались рим. папами, решения этих соборов считаются обязательными для всех верующих католиков после утверждения папами. В 12-13 вв. эти соборы - послушное орудие в руках папства; в 15 в. началось соборное движение, пытавшееся поставить В. с. выше папы. В. с.: 1-й Никейский, 325 (Гл. вопросы: арианство, символ веры); 1-й Константинопольский, 381 (Аполлинаризм, божественность св. духа): Эфесский, 431 (Несторианство); Халкидонский, 451 (Монофизиты); 2-й Константинопольский, 553 (Осуждение несторианских соч.); 3-й Константинопольский, 680 (Монофелиты); 2-й Никейский, 787 (Иконоборчество); 4-й Константинопольский, 869-870 (Ересь Фотия); 1-й Латеранский, 1123 (Вопрос об инвеституре); 2-й Латеранский, 1139 (Осуждение Арнольда Брешианского); 3-й Латеранский, 1179 (Порядок избрания папы римского); 4-й Латеранский, 1215 (Вальденсы и альбигойцы); 1-й Лионский, 1245 (Отлучение Фридриха II Гогенштауфена); 2-й Лионский, 1274 (Уния с православной церковью); Вьеннский, 1311-1312 (Тамплиеры); Констанцский, 1414-1418 (Великий раскол, казнь Я. Гуса, осуждение Уиклифа); Базельский, 1431-1443 (Флорентийская уния 1439); 5-й Латеранский, 1512-1517 (Церк. реформа); Тридентский, 1545-1563 (Борьба с протестантизмом, контрреформация); Ватиканский, 1869-1870 (Догмат о папской непогрешимости); 21-й В. с, или 2-й Ватиканский, - начал работу в окт. 1962 (первая его сессия закончилась 8 дек. 1962). Изд. постановлений В. с: Acta conciliorum oecumenicorum, ed. E. Schwartz, Stras.-В., 1914, neue Aufl., t. 1-3, В.-Lpz., 1933-36; Collectio maxima conciliorum generalium et provincialium, ed. J. Hardouin, t. 1-12, P., 1715-40; Acta et decreta sacrorum conciliorum recentiorum, Collectio Lacensis, publ. a M. Laach., t. 1-7, Freiburg, 1870-90; Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, ed. J. D. Mansi, t. 1-31, Pirenze - Venezia, 1759-98. нов. изд., t. 1-60, P., 1899-1927. Лит. см. при ст. Христианство, Католицизм, Папство. H. H. Розенталъ. Москва.
Вселенские соборы
съезды высшего христиан, духовенства, представляющего все поместные церкви. На в.с. обсуждались и принимались решения по важнейшим вопросам церк. жизни, разрабатывались догматика, культ, особенно большое внимание уделялось борьбе с ересями. 1-й вселенский собор состоялся в Никее в 325 г.; на нем был принят единый для всех христиан символ веры, осуждено как ересь арианство. В эпоху античности состоялись еще три в.с. (Константинопольский в 381 г., Эфесский в 431 г., Халкидонский в 451 г.).
Рим. папы не присутствовали на этих соборах, посылая на них вместо себя своих легатов.
В Раннем Средневековье состоялось три В.С, которые признаются таковыми как католич., так и православной церковью. II Константинопольский собор (553) осудил «три главы» — трех теологов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского) за их симпатии к несторианству. Как ересь было осуждено и учение Оригена. На III Константинопольском соборе (680— 681) ересью было объявлено монофизитство. II Никейский собор (787) осудил иконоборчество. На IV Константинопольском соборе (869—870) был осужден низложенный константинопольский патриарх Фотий, выступавший за равноправие светской и духовной властей.
Католич. церковь признает вселенским и V Константинопольский собор (879—880), отменивший осуждение Фотия. Православная церковь не признает вселенский характер этого собора. В дальнейшем соборы с участием представителей всех церквей не проводились, но католич. церковь считает вселенскими ряд соборов, состоявшихся в средние века. Соборы XII в. (I, II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179 гг.) принимали решения по вопросам внутрицерк. жизни (напр., установление строгого целибата для высшего духовенства и монашества II Латеранским собором), положения церкви в миру и отношений со светскими властями (напр., постановления о Божьем перемирии, об анафеме для нарушивших право церквей на убежище, о запрете контактов христиан с евреями), борьбы с ересями.
Из соборов XIII в. (IV Латеранский — 1215 г., I Лионский — 1245 г., II Лионский — 1274 г.) наиболее важные решения были приняты IV Латеранским собором, самым крупным из соборов Средневековья. Собор постановил беспощадно преследовать еретиков (катаров, вальденсов и др.), осудил учение Иоахима Флорского о Троице, принял догмат о пресуществлении в таинстве евхаристии, установил обязательную ежегодную исповедь, принял решение об уставах новых монашеских орденов и т.д. II Лионский собор распустил или лишил права нищенствовать все остальные нищенствующие монашеские ордены, кроме францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов. Суровые меры против еретиков принял и Вьеннский собор (1311—1312). Все эти католич. в.с. проходили под полным контролем рим. пап, которые их созывали, определяли порядок работы, утверждали принятые решения.
Констанцский собор (1414—1417) положил конец «Великому расколу» в католич. церкви, принял решение о том, что высшим органом в церкви является вселенский собор и папы обязаны подчиняться его решениям. Одним из своих канонов собор постановил, что следующий вселенский собор будет созван через 5 лет, следующий — через 7, а затем каждые десять лет. Однако это постановление не было исполнено, папам удалось отбить посягательства соборного движения на свою монархич. власть в церкви. Констанцский собор осудил как еретиков Джона Виклифа, Яна Гуса, Иеронима Пражского.
Базельско-Флорентийский собор (1431—1449), заседавший с перерывами в Ферраре, Риме и Лозанне, известен заключением (с участием визант. делегации во главе с императором Иоанном VIII) т.наз. «Флорентийской унии», отвергнутой затем православными церквами. На соборе была предпринята неудачная попытка сторонников соборного движения низложить папу Евгения IV и избрать нового — большинство собора последовало за Евгением IV.
Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Bredero АЛ. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.
Рим. папы не присутствовали на этих соборах, посылая на них вместо себя своих легатов.
В Раннем Средневековье состоялось три В.С, которые признаются таковыми как католич., так и православной церковью. II Константинопольский собор (553) осудил «три главы» — трех теологов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского) за их симпатии к несторианству. Как ересь было осуждено и учение Оригена. На III Константинопольском соборе (680— 681) ересью было объявлено монофизитство. II Никейский собор (787) осудил иконоборчество. На IV Константинопольском соборе (869—870) был осужден низложенный константинопольский патриарх Фотий, выступавший за равноправие светской и духовной властей.
Католич. церковь признает вселенским и V Константинопольский собор (879—880), отменивший осуждение Фотия. Православная церковь не признает вселенский характер этого собора. В дальнейшем соборы с участием представителей всех церквей не проводились, но католич. церковь считает вселенскими ряд соборов, состоявшихся в средние века. Соборы XII в. (I, II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179 гг.) принимали решения по вопросам внутрицерк. жизни (напр., установление строгого целибата для высшего духовенства и монашества II Латеранским собором), положения церкви в миру и отношений со светскими властями (напр., постановления о Божьем перемирии, об анафеме для нарушивших право церквей на убежище, о запрете контактов христиан с евреями), борьбы с ересями.
Из соборов XIII в. (IV Латеранский — 1215 г., I Лионский — 1245 г., II Лионский — 1274 г.) наиболее важные решения были приняты IV Латеранским собором, самым крупным из соборов Средневековья. Собор постановил беспощадно преследовать еретиков (катаров, вальденсов и др.), осудил учение Иоахима Флорского о Троице, принял догмат о пресуществлении в таинстве евхаристии, установил обязательную ежегодную исповедь, принял решение об уставах новых монашеских орденов и т.д. II Лионский собор распустил или лишил права нищенствовать все остальные нищенствующие монашеские ордены, кроме францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов. Суровые меры против еретиков принял и Вьеннский собор (1311—1312). Все эти католич. в.с. проходили под полным контролем рим. пап, которые их созывали, определяли порядок работы, утверждали принятые решения.
Констанцский собор (1414—1417) положил конец «Великому расколу» в католич. церкви, принял решение о том, что высшим органом в церкви является вселенский собор и папы обязаны подчиняться его решениям. Одним из своих канонов собор постановил, что следующий вселенский собор будет созван через 5 лет, следующий — через 7, а затем каждые десять лет. Однако это постановление не было исполнено, папам удалось отбить посягательства соборного движения на свою монархич. власть в церкви. Констанцский собор осудил как еретиков Джона Виклифа, Яна Гуса, Иеронима Пражского.
Базельско-Флорентийский собор (1431—1449), заседавший с перерывами в Ферраре, Риме и Лозанне, известен заключением (с участием визант. делегации во главе с императором Иоанном VIII) т.наз. «Флорентийской унии», отвергнутой затем православными церквами. На соборе была предпринята неудачная попытка сторонников соборного движения низложить папу Евгения IV и избрать нового — большинство собора последовало за Евгением IV.
Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Bredero АЛ. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999