ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
история развития человеческого общества в целом, совокупность историй всех стран и народов.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Всемирная история
Предметом античных сочинений по всеобщей истории никогда не была В. и. в совр. смысле слова. Это была в соответствии с представлениями о мире история того или иного региона. Тем не менее античные историки стремились обосновать всеобщую значимость В. и. как самостоятельного историографич. жанра тем, что изложение истории региона основывается на историч. теории и носит парадигматич. характер. Это стремление имело для античных историков почти то же значение, что и требование историч. достоверности (предисловия к историч. трудам, историко-теоретич. трактат Лукиана). И в др.-вост. историч. источниках, и в греко-рим. историографии В. и. в рамках господствующего мировоззрения воспринималась статически. Обществ, сознание и спец. историч. литература античности не знали понятия закономерности историч. развития, несмотря на явные подступы к его разработке. Античные историки осознавали существование повторяемости типологически сходных историч. ситуаций и наличие в истории ключевых организующих моментов, определяющих историч. процесс на к.-л. отрезке времени или во всей В. и. Выбор этих моментов диктовался политич. взглядами историка. Уже «Теогонию» Гесиода отличает всемирно-историч. взгляд на историю. Примером В. и. в ее античном понимании был труд «отца истории» Геродота. В «Истории» Фукидида явно преследуются политич. и педагогич. цели. Эллинистич. В. и. большей частью не сохранилась. По свидетельству античных авторов, классич. В. и. был историч. труд Эфора (4 в. до н. э.), написанный с эллиноцентрич. точки зрения. Дурис и Филарх (4 и 3 вв. до н. э.) внесли в стиль В. и. патетич. элемент. Традицией донесены до нас имена писавших В. и. Демохара, Диилла, Каллисфена, Агатархида. Идеологич. потребности мировой политики римлян как наследников греч. культуры заставили их обратить особое внимание на В. и. Полибий в своем посвящ. В. и. труде прославляет мировое господство римлян, рассматривая его в качестве высшей точки историч. процесса, последовавшей за вступлением на историч. арену мировых держав вавилонян, персов и македонян. В. и. аналогичной направленности были написаны также Диодором Сицилийским, Дионисием Галикарнасским, Дионом Кассием и Аппианом. Аппиану было уже известно, хотя и в телеологически замаскированной форме, понятие историч. необходимости. Ему принадлежат истории отдельных нерим. народов, составлявших население ойкумены того времени. Позднеантичные В. и. имеют компилятивный характер и служат материалом для Ср.-век. христианской историографии.

Источник: Словарь античности. 1989

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
история развития человеч. общества в целом, его постепенного перехода от низших социально-экономич. формаций к более высоким, поступательного движения по пути прогресса к социализму и коммунизму; совокупность историй всех стран и народов. Марксистско-ленинская методология В. и., основанная на принципах исторического материализма, решающим условием существования любого народа признает материальное произ-во. Она отвергает идеалистич. определения В. и. как истории развития "мирового духа" или истории произвольно отобранных этнич. и культурно-ист. комплексов, т. н. цивилизаций, и требует всестороннего рассмотрения (в их взаимодействии) важнейших ист. событий и явлений в материальной и духовной жизни всех народов и прежде всего роли трудящихся масс - подлинных творцов истории.

В. и. как единый всемирно-ист. процесс отражает общие закономерности, присущие ист. развитию человечества (см. Закономерность историческая) и проявляющиеся в истории каждого народа, хотя в зависимости от конкретных условий у разных народов они могут проявляться в разное время, с неодинаковой полнотой и иметь свою специфику. Единый всемирно-ист. процесс начинается с момента возникновения человеч. общества; общие закономерности революц. смены социально-экономич. формаций служат осн. критерием для периодизации В. и. (см. Периодизация истории).

Другая сторона единого всемирно-ист. процесса состоит в постепенном усилении взаимной связи и взаимной обусловленности ист. событий и явлений, происходящих в одно и то же время у разных народов. Уже в древности образовались обширные р-ны, связанные в своей ист. жизни. Таковы, напр., р-ны месопотамского Двуречья и басс. Нила; в более позднее время - р-ны эллинского мира и Ирана; огромный р-н эпохи эллинизма, охватывавший всю Юж. и Юго-Вост. Европу, сев.-вост. часть Африки, Переднюю Азию, Иран, Ср. Азию, Сев.-Зап. Индию; дальневост. р-н, охватывавший Китай, Корею, Индокитай, Японию и частично Центр. Азию, связанный через Ср. Азию с Ираном и Передней Азией, и т. д. Однако в полной мере история становится "всемирной" (в смысле взаимосвязанности народов между собой) лишь на своей поздней стадии - в эпоху крупной машинной индустрии. "... Чем дальше, - писал Маркс, - идет уничтожение первоначальной замкнутости отдельных национальностей благодаря усовершенствованному способу производства, общению и в силу этого, стихийно развивающемуся разделению труда между различными нациями, тем во все большей степени история становится всемирной историей" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 45). Победа капиталистич. способа произ-ва над феодальным и образование мирового рынка сломали существовавшую ранее обособленность отд. стран. Однако взаимосвязь между странами в ходе развития капитализма устанавливалась путем подчинения одних народов другим; т. о., В. и. эпохи капитализма построена на антагонизме между классами, нациями и гос-вами, ее характерная черта - крайняя неравномерность развития отд. народов. Условия для ликвидации унаследованного от капитализма экономич. и культурного разрыва между странами и народами создает социалистич. строй. Объективные закономерности, присущие мировой социалистической системе, обусловливают все большее сближение отд. наций; в процессе широкого сотрудничества во всех областях хоз., обществ.-политич. и культурной жизни все более будет укрепляться общая экономич. база мирового социализма.

Стремление дать обобщенную картину ист. процесса, выходящего за пределы своей страны, появилось у историков сравнительно рано. Впервые понятие В. и. встречается в эпоху эллинизма, у историка 2 в. до н. э. Полибия, автора "Всеобщей истории", в к-рой он попытался дать историю не одной страны, а всех важнейших гос-в Средиземноморья в их взаимной связи. Полибий отмечал полезность комплексных ист. произведений, "как бы сотканных на одной основе" и позволяющих "проследить по ним с достоверностью события в Италии, Сицилии, Ливии от времен Пирра до падения Карфагена, а равно непрерывный ряд событий в остальной части земного мира" ("Всеобщая история", 1890, т. 1, с. 275). В эпоху существования обширного Римского рабовладельч. гос-ва были составлены "Историческая библиотека" Диодора Сицилийского в 40 кн. (1 в. до н. э.) и "Всемирная история" Николая Дамасского (1 в. до н. э. - 1 в. н. э., при имп. Августе). В нач. 5 в. н. э., в период крушения рабовладельч. Рима, Аврелий Августин в своем соч. "О государстве божьем" ("De civitate Dei") сформулировал т. н. христ. концепцию В. и., осн. на теории провиденциализма и превосходства христ. гос-ва над языческим "царством дьявола". Эта концепция была положена в основу "В. и.", написанной в нач. 5 в. учеником Августина Павлом Орозием, в к-рой все ист. события служили иллюстрацией "замысла божьего". На той же основе базировались многочисл. "В. и." и "Всемирные хроники" ("Chronicon universale", "Chronicon mundi") ср.-век. историков (Оттона Фрейзингенского, Сигеберта из Жамблу и мн. др.), охватывавшие историю лишь небольшой группы народов и носившие хроникальный характер (см. Хроники). С образованием араб. халифата, включившего много стран и народов, появляются соч. по В. и. араб. и др. мусульм. историков, охватывающие гл. обр. страны распространения ислама. Первым из них была "История пророков и царей" Табари (838-923). Современник Табари Абу Ханифа ад-Динавери составил сокращенную В. и. под назв. "Книга длинных известий". Известны также соч. по В. и. сирийцев Абу-ль-Фараджа (1226-86) и Абу-ль-Фида (1273-1331), иран. историка Мирхонда (ум. в 1498) и др. Отличит. чертой этих "В. и." были хроникальность изложения и безоговорочная апология мусульманства. Нек-рым исключением явилась "В. и.", написанная крупнейшим мусульм. историком средневековья Ибн Хальдуном (1332-1406). Хотя по своему изложению она также носила хроникальный характер, но во "Введении" и нек-рых др. местах своего соч. автор формулирует задачи и методы ист. науки и делает попытку определить законы развития человеч. общества. По Ибн Хальдуну ход В. и. - это постепенное развитие и затем упадок политич. групп, объединенных нац. или религ. общностью; все народы подчиняются непреложным законам этого процесса. Вопреки догматам ислама, Ибн Хальдун подчинял действию общих законов также мусульм. державу, отмечая и в ней признаки упадка. Первым крупным рус. ист. произведением, поставившим задачу рассказать о В. и. (от "сотворения мира" до 1453), был "Хронограф" 16 в. (см. Хронографы), во 2-й своей редакции (1617) дополненный событиями зап.-европ. истории; история в "Хронографе" была представлена в типичном ср.-век. духе. Вступление человечества в эпоху новой истории ознаменовалось переходом от региональных В. и. к работам более широкого масштаба. В 1736-65 в Англии вышла "Всемирная история с древнейших времен до настоящего времени", в написании к-рой участвовали видные историки Дж. Кэмпбелл, Д. Сейл, Дж. Суинтон, А. Боуэр и др. Авторы не порвали целиком с христ. религ. концепцией, недостаточно критич. отнеслись к библейской и антич. мифологии, но все же их "В. и." впервые охватывала историю значит. числа стран Европы, Азии, Сев. Африки, Америки. С кон. 18 в. в различных европ. странах стали издаваться и др. "В. и.", в общем такого же типа. Наибольшую известность из них приобрели произведения А. Шлецера (A. L. Schl?zer, "Vorstellung der Universalhistorie", 1772), И. Мюллера (J. M?ller, "24 B?cher Allgemeine Geschichte", Bd 1-2, 1809), К. Роттека (К. Rotteck, "Allgemeine Geschichte...", Bd 1-6, 1812-18), Ч. Канту (С. Cant?, "Storia universale", v. 1-35, 1838-46), P. Шлоссера (F. С. Schlosser, "Weltgeschichte in zusammenh?ngenden Darstellung", Bd 1-8, 1815-41, рус. пер. 18 тт., 1861-69), Л. Ранке (L. Ranke, "Weltgeschichte", продолжена А. Дове и др., 9 Т1 in 16 Bd, 1881-88). Авторы этих соч. стояли на различных политич. и науч. позициях, но в целом они отражали идеологию растущей буржуазии и поэтому высказывали (за редким исключением) либеральные взгляды, рассматривая В. и. как материальный и духовный прогресс народов Зап. Европы или народов, развивающихся по зап.-европ. образцу. В этом подходе к В. и. нашла своеобразное отражение победа капиталистического способа производства в передовых странах Европы. Обусловив слияние локальных историй в мировую, эта победа вместе с тем породила европоцентризм. В изображении буржуазных историков Зап. Европа стала единственным центром всей мировой истории, а прочим странам предназначалась роль периферии, история которой важна лишь под углом зрения ее соприкосновения с европейской. Откровенную формулировку европоцентризма дал О. Конт, утверждавший, что "историческое исследование должно быть сведено почти исключительно к элите или авангарду человечества, который включает большую часть белой расы, или европейские нации, ограничивая себя даже в целях большей точности, особенно в новое время, народами Западной Европы" (Comte A., Cours de philosophie positive, t. 5, P., 1894, p. 3).

На рубеже 19-20 вв. в связи с усилением реакционности буржуазии при вступлении капитализма в империалистич. стадию бурж. авторы работ по В. и. заметно отходят от концепции прогрессивного развития человечества (хотя бы в идеалистич. и европоцентристском понимании), отрицают единство и закономерности всемирно-ист. процесса. В противовес марксистскому пониманию социальных революций как "локомотивов-истории", авторы бурж. "В. и." отказываются признавать революц. смену ист. эпох и нередко подменяют историю человечества всевозможными "историями цивилизаций", "историями религий" и т. п., а науч. периодизацию истории - произвольными идеалистич. построениями или полным отрицанием всякой периодизации. Наиболее характерными для этаго времени бурж. "В. и." являются многотомные коллективные труды, изд. В. Онкеном (W. Oncken, "Allgemeine Geschichte in Einzeldarstellungen", Bd 1-46, 1879-93), Э. Лависсом и А. Рамбо (Lavisse E., Rambaud A., "Histoire g?n?rale du IVe si?cle а nos jours", v. 1-12,1893-1901; рус. пер.: "Всеобщая история с IV века до наших дней", т. 1-8, 1897-1903; пер. последних томов под заглавием "История XIX века", т. 1-8, 2 изд., 1938), И. Пфлуг-Хартунгом (J. Pflugk-Harttung, "Weltgeschichte, Die Entwicklung der Menschheit und Geistesleben", Bd 1-7, 1907-26, рус. пер., т. 1-2, 1910-11), Л. Альфаном и Ф. Саньяком (L. Halphen, Ph. Sagnac, "Peuples et civilisations. Histoire, g?n?rale", v. 1-20, 1926-52), Г. Глотцом (G. Glotz, "Histoire g?n?rale", 1925-39), B. Гетцом (W. Goetz, "Propyl?en- Weltgeschichte", Bd 1-10, 1929-33), Э. Кавеньяком (E. Cavaignac, "Histoire du monde", v. 1-13, 1922-30), три серии т. н. Кембриджской истории ("The Cambridge ancient history", v. 1-12, 1923-39; "The Cambridge medieval history", v. 1-8, 1924-36; "The Cambridge modern history", v. 1-14, 1902-12) и др. Исходя из европоцентристских позиций, они не уделяют должного внимания народам Востока. Так, во "В. и." Глотца в разделе Др. Востока полностью отсутствуют Китай, Иран, Индия и ряд др. стран Азии, а история Египта, Сирии и Месопотамии рассматривается только как преддверие к истории Европы, ибо "именно там создалась культура, которая, будучи вначале локальной, стала универсальной, распространилась в сторону Западной Европы, где она составляет базу нашей цивилизации" ("Histoire g?n?rale de G. Glotz", 1 pt., ch. 1, p. 3). Даже Россия на страницах таких "В. и." оказалась в стороне от общего ист. развития. Кавеньяк включил Московскую Русь вместе с историей гос-ва Тимура в VIII т. своей "В. и.", озаглавленный: "Средневековая Индия и Китай. Монголы", а в X томе отвел России всего ок. двух страниц.

В вышедших после Вел. Окт. социалистич. революции бурж. "В. и." проявилось откровенно классовое, резко враждебное отношение к Сов. стране. Грубая тенденциозность отличает даже наиболее либеральное из этих соч. - "Народы и цивилизации" Альфана и Саньяка, в XX томе к-рого (1945) огульно отрицается мировое значение Окт. революции и произведенных ею сдвигов. В еще большей степени необъективность, антинауч. характер освещения В. и. характерны для изданий, предпринятых после 2-й мировой войны. Правда, в них замечается ослабление европоцентристской тенденции и уделяется большее внимание экономич. и социальным факторам. Но наряду с этим углубляется реакционность ист. концепций, часто отрицающих самое понятие прогресса. В опубликованных в сер. 20 в. бурж. "В. и." видно также стремление игнорировать самостоят. ценность культуры неевроп. народов в новое время, умалить роль нар. масс в истории, представить В. и. как историю различного рода якобы наднациональных "цивилизаций" - "континентальных", "морских", а среди них - даже "атлантической" цивилизации. Таковы, напр., "В. и." Ж. Пиренна (J. Pirenne, "Les grands courants de l´histoire universelle", v. 1-7, 1944-56), "Всеобщая история цивилизаций" M. Крузе (M. Crouzet, "Histoire g?n?rale des civilisations", 1953-57), "Всеобщая история" Р. Груссе и Э. Леонара (R. Grousset, E. G. L?onard, "Histoire universelle", v. 1-3, 1956-58), "В. и.", выходившая под эгидой зап.-герм. историков ("Historia mundi", Bern, Bd 1-10, 1953-61), "История мировой цивилизации" M. Савелла (M. Savelle, "A history of world civilisation", 1957).

В конечном счете, бурж. историография, несмотря на обилие накопленных фактов и отд. верных наблюдений, оказалась не в состоянии дать целостное и объективное представление о В. и. Решение этой задачи взяла на себя марксистская историография, опирающаяся на прочный фундамент знаний и передовую методологию. Науч. изучение В. и. немыслимо без признания общих закономерностей единого всемирно-ист. процесса. Только марксистский метод дает ключ к пониманию этих закономерностей. Особенно большое внимание при изучении В. и. марксистско-ленинская историография обращает на необходимость диалектич. рассмотрения всей совокупности конкретных ист. явлений и - применительно к клас. обществам - вскрытия движущих сил клас. борьбы, определяющей осн. направление хода В. и. Этим путем только и может быть достигнута подлинная объективность в освещении В. и.

С 1955 в СССР начала выходить первая сов. и первая марксистская "В. и.". Она подготовлена большим коллективом науч. сотрудников Ин-та истории АН СССР, др. академич. и внеакадемич. научных учреждений, высш. уч. заведений и т. д. Из запланированных 10 томов первые 2 охватывают эпоху древней истории, от возникновения человеч. общества до падения Рим. империи включительно; тт. III и IV - эпоху средневековья, до сер. 17 в.; тт. V, VI, VII - новую историю, от англ. бурж. революции 17 в. до кануна Вел. Окт. социалистич. революции; тт. VIII, IX и X - новейшую историю, от Окт. революции 1917 до окончания 2-й мировой войны. Такая периодизация, сохраняя общепринятое в ист. науке деление на 4 осн. эпохи - древнюю, средневековую, новую и новейшую, отражает по своему содержанию марксистскую концепцию революц. смены обществ.-экономич. формаций. Древняя история, включая и древнейшую, освещает развитие человечества на стадиях первобытнообщинного строя и господства рабовладельч. отношений (хотя в одной из крупнейших стран - Китае, уже в эту эпоху возникли новые, феод. производств. отношения). Средневековье понимается как эпоха господства феод. способа произ-ва, в недрах к-рого к концу этого периода зарождается капиталистич. уклад. Новое время - период развития и утверждения во всемирном масштабе капитализма, переходящего в стадию империализма, что не исключает длит. существования, наряду с капиталистич., также феод. обществ, постепенно превращающихся в колонии и полуколонии. Новейшая история открывается победой Вел. Окт. социалистич. революции, знаменующей переход (вначале в России, а затем и в др. странах) от эксплуататорского строя к социализму и коммунизму. Синхронность изложения позволяет в сов. "В. и." сочетать анализ общих закономерностей всемирно-ист. процесса и специфич. особенностей развития отд. стран и народов. Большое внимание при этом уделяется социально-экономич. причинам ист. событий, выявлению новых, прогрессивных черт в жизни народов, показу роли трудящихся масс, их борьбы против эксплуататоров и всякого рода угнетателей. Важной задачей сов. "В. и." является также разоблачение фальсификаций бурж. историографии и ее апологии капитализма, колониализма, антинар. политики правящих эксплуататорских классов. На конкретном ист. материале сов. "В. и." показывает постулат. движение человечества по пути прогресса и непреоборимую силу передовых идей. В последних томах значит. место отведено истории советского общества и др. социалистич. стран, свидетельствующей о превосходстве социалистич. системы над капиталистич.

Сов. "В. и." переводится и издается в ряде стран, в т, ч. в ГДР, Китае, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Греции, Японии.

Лит.: "Всемирная история" в 10 томах, глав. ред. E. M. Жуков, т. 1-9, 1955-62. Во введении к 1 т., а также в библиографии ко всем томам указаны существующие "В. и." и общие работы по этой проблеме (рецензии: "Коммунист", 1956, No 8; "Правда", 1959, 12 авг., No 224 (14983); "ВИ", 1958, No 5; No 6, No 7, 1959, No 8, 1960, No 1, No 5; "СВ", 1956, No 4, 1958, No 2, No 5; "ПВ", 1960, No 2, "ВДИ", 1956, No 3, 1957, No 3, "ВИМК", 1957, No 1, No 6; 1958, No 5, "Rassegna sovietica", 1956, No 3; Годишнак историског, друштва Босне и Херцеговине, 1956, година 8, Capajeno; "Гласник на институтот за нац. исторjа, 1958, No l; Jahrb?cher f?r Geschichte Osteuropas, M?nchen, 1956; Amer. historical review, January, 1961 и др.; Жуков Е. M., О периодизации всемирной истории, "ВИ", 1960, No 8; Косминский Е. A., Реакц. историософия Арнольда Тойнби, в кн.: Против фальсификации истории, М., 1959; Далин В. M., Некрич А. М., Яковлев Н. П., История в "меняющемся мире" (О нек-рых концепциях новейших бурж. "всемирных историй"), там же; Кон И. С., Философский идеализм и кризис бурж. ист. мысли, М., 1959; Лукин Н., Осн. проблемы построения всемирной истории, "Историк-марксист", 1937, No 3(61); Barnes H. E., A history of historical writing, Norman, Univ. of Oklahoma Press, 1937; Brandi K., Geschichte der Geschichtswissenschaft, 2 Aufl., Bonn, 1952; Barraclough G., History in a changing world, Oxf., 1955; Butterfield H., Man on his past, Camb., 1955; Cavaignac E., 5000 ans d´histoire. Tableau synoptique des civilisations, P., 1955; Febvre L., Combats pour l´histoire, P., 1953; Geyl P., From Ranke to Toynbee. Five lectures on historians and historiographical problems, Northampton, 1952; Grousset R., L´homme et son histoire, P.,(19541; Gooch G. P., History and historians in the nineteenth century, 3 ed., Boston, 1959; Kirn P., Das Bild des Menschen in der Geschichtschreibung von Polybics bis Ranke, G?ttingen, (1955); Somervell D. С., A study of history by A. J. Toynbee, abridgement of v. 1-6, L., 1946; его же, A study of history by A. J. Toynbee; abridgement of v. 7-10, L., 1957; Thompson J. W., Holm B. J., A history of historical writing, v. 1-2, N. Y., 1942; Toynbee A. J., A study of history, v. l-10,L., 1934-54; Troeltsch E., Der Historismus und seine Probleme, в его кн.: Gesammelte Schriften, Bd 3, T?bingen, 1922; Val?ry P., La crise de l´esprit, в его Oeuvres, (v. 1), P. 1957.

А. Ф. Миллер. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976