Всемирные выставки (world fairs), выставки, демонстрирующие достижения стран-участниц в науке, технике и культуре; содействуют развитию торговли и культуры. Первые В.в. - Великая выставка в Хрустальном дворце в Лондоне в 1851 г. и Парижская выставка 1861 г. Первая выставка в Нью-Йорке состоялась в 1853-54 гг., а в Филадельфии в 1876 г. была открыта выставка, посвященная столетию США. Наиб, известные в 20 в. В.в. - в Нью-Йорке в 19390 и в 1964-1965 гг., Всемирная ярмарка в Брюсселе в 1958 г., В.в. "XXI век" в Сиэтле в 1962 г., "Экспо-67" в Монреале, "Экспо-92" в Севилье и "Экспо-98" в Лиссабоне.
Всемирные выставки
Всемирные выставки
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Всемирные выставки
(World's Fairs) периодич. смотры достижений пром-сти, науки и искусства стран мира, начало к-рым положила в 1851 выставка в Лондоне. По ее образцу 14.07.53-1.11.54 проведена «Выставка Хрустального дворца» в Нью-Йорке, организован. по инициативе мест. бизнесменов во главе с Г. Грили. В выстроен. из железа и стекла дворце было представлено 4854 экспоната из 23 стран. 10.05-10.11.76 в Филадельфии работала В. в. в честь 100-летия независимости США, открывшаяся под звуки марша Р. Вагнера, специально напис. по этому поводу. В ней приняли участие 50 стран, из к-рых 37 построили собств. павильоны, выдержан. б. ч. в нац. стиле. А. Белл впервые представил здесь телефон, Т. Эдисон усо-вершенств. модель телеграфа; амер. инженеры соорудили крупн. в мире паров. машину. Крупн. в мире стала В. в. в Чикаго по случаю 400-летия открытия Америки, проходившая 1.05-30.10.93 при участии 46 стран, к ее оформлению были привлечены лучшие амер. архитекторы, скульпторы, художники. Здесь состоялся дебют «колеса обозрения», изобретен. питтсбургск. инженером Дж. Феррисом (Ferris Wheel). В рамках выставки проведены Всемирн. конгресс женщин, Парламент мир. религий, а также спец. заседание Американской исторической ассоциации, где Ф. Дж. Тернер представил знаменитый докл. о «границе». Выставка оказала большое влияние на амер. архитектуру. Гл. целью В. в., проходивш. 1.05-2.11.1901 в Буффало, стала пропаганда идей панамериканизма и успехов в развитии стран Зап. полушария. Ее отличит. чертой была демонстрация возможностей электричества. Пр-во использовало ее и последующ, выставки для 4 рекламы своих достижений в обл. колонизации. Панамер. выставка отмечена убийством през. У. Маккинли (смертельно ранен 6.09.01). 30.04-1.12.04 в Сент-Луисе проходила В. в. по случаю 100-летия Луизианы покупки, организов. по инициативе буд. посла в России Д. Р. Фрэнсиса. В ее рамках была проведена серия междунар. науч. конференций с участием М. Вебера, А. Пуанкаре, В. Вильсона, Генри Адамса. Широко были представлены достижения амер. автомоб. и герм. хим. пром-сти. Павильоны мн. стран были копиями знаменитых европ. достопримечательностей. Параллельно с В. в. 1.06-23.11 проходили III Олимпийские игры, в программу к-рых впервые включили баскетбол и бокс и в к-рых впервые принимал участие чернокожий спортсмен. По случаю завершения стр-ва Панам. канала и в ознаменование 400-летия открытия Тих. океана грандиозная В. в. прошла 20.02-4.12.15 в Сан-Франциско. К открытию выставки было приурочено завершение 1-й трансконтинент. телеф. линии. Среди ее достопримечательностей выделялись действ. модель Панам, канала, линия по сборке автомобилей Г. Форда, миниатюр. копии Йеллоу-стона и Большого каньона. Выставка была организована в едином архит. стиле, большое внимание уделялось не только пром-сти и технике, но и достижениям культуры. Уже в 1853 в Нью-Йорк был направлен рус. представитель с целью «собрать обстоят. сведения по тем предметам хозяйства, к-рые имели для России ближайший интерес». Открытие рус. отдела на В. в. в Филадельфии 1876 произвело наст. сенсацию. Россию представляли изобретения Д. И. Менделеева, живопись И. К. Айвазовского, но особый успех имела экспозиция мор. ведомства. Россия приняла также шир. участие во В. в. в Чикаго, направив одновременно военно-мор. эскадру в Нью-Йорк в благодарность за амер. помощь жертвам «русского голода». Делегация России, состоявш. из 59 представителей разл. ведомств, была второй по численности после английской. Помимо универсальных, в США проводились тематич. и регионал. выставки с иностр. участием, к числу крупн. относились: междунар. хлопк. выставка (Атланта, 1881); Амер. выставка пром. изделий и искусств заруб. наций (Бостон, 1883-84); Юж. выставка (Луисвилл, 1883-87); Всемирн. пром. выставка в честь 100-летия начала хлопк. экспорта из США (Нов. Орлеан, 1884-85); междунар. выставка, напрам. на развитие коммерч. и пром. интересов Тихоокеан. побережья (Сан-Франциско, 1894); выставка хлопк. штатов и латиноамер. гос-в (Атланта, 1895); междунар. выставка в честь 100-летия вступления в США Теннеси (Нэшвилл, 1897); Трансмиссисип. выставка (Омаха, 1898); Южнокаролин. и Вест-Индск. выставка (Чарлстон, 1901-02); выставка в честь 100-летия Льюиса и Кларка экспедиции (Портленд, 1905); выставка в честь 300-летия основания Джеймстауна (Норфолк, 1907); выставка, организов. в ознаменование успеш. освоения американцами Северо-Запада Америки и Тих. океана (Сиэтл, 1909); выставка в честь 300-летия открытия р. Гудзон и 100-летия успеш. плавания по ней парохода Р. Фултона (Нью-Йорк, 1909); Панамско-Калифорн. выставка (Сан-Диего, 1915-16); междунар. выставка в Бронксе (Нью-Йорк, 1918). В. в. представляли собой один из важнейш. факторов формирования амер. культуры на рубеже 19-20 вв., ист. сознания американцев и их представлений о роли Америки в мире.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.
ВЫСТАВКИ ВСЕМИРНЫЕ
торг.-пром. или (чаще) универсальные выставки, в к-рых участвуют почти все страны мира; отличаются от междунар. выставок (на к-рых представлены обычно неск. стран), от нац. и местных выставок. В. в. помогают укреплению междунар. сотрудничества в области торговли, культурных связей, науки и техники. Предшественницами выставок нового времени были практиковавшиеся еще в ср. века показы продукции ремесленников, в частности монастырских, привлекавшие верующих и купцов из разных стран, ср.-век. ярмарки, на к-рых экспонировались, продавались и покупались ремесл. изделия местного и иностр. произ-ва. Организация выставок входит в практику с развитием капиталистич. произ-ва. Первые пром. выставки нового времени были организованы в Лондоне в 1761 (земледельч. машин) и в 1767 (новоизобретенных ткацких и прядильных машин), в Париже в 1763, в Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), в Праге (1791) и др. Эти выставки носили не всемирный, а нац. характер. Развитие капиталистич. пром-сти, пром. переворот благоприятствовали ликвидации местной и нац. замкнутости, способствовали расширению междунар. связей и складыванию мирового рынка. С сер. 19 в. начали практиковаться всемирные выставки. Первая В. в., организованная англ. Королев. об-вом искусств, мануфактур и торговли, открылась 1 мая 1851 в Лондоне, разместившись в "Хрустальном дворце" Гайд-парка - первом в истории строит. техники здании из стекла и металла. Выставка привлекла небывалое по тому времени количество посетителей - 6 млн. чел. Это была выставка пром. товаров, в к-рой приняло участие неск. тыс. фирм, в т. ч. 363 рус. фирмы (гл. экспонатом России были бриллианты). С этого времени В. в. стали постоянным явлением. Страны-устроительницы В. в. преследовали обычно цели оживления пром-сти и торговли своих стран (капиталистич. мир уже потрясался периодич. кризисами), привлечения в страну средств, обеспечения хотя бы врем. занятости населения. В то же время всемирно-ист. значение В. в. заключалось в том, что они становились как бы смотром развития мировой науки, достижений технич. прогресса, иск-ва и культуры. Так, напр., В. в. 1878 в Париже впервые в истории была освещена "русским светом" - электрич. свечой Яблочкова. На В. в. 1862 в Лондоне впервые был проведен смотр произв. иск-ва за последние 100 лет. В. в. 1889 в Париже была приурочена к 100-летию франц. бурж. революции. Гл. экспонат выставки - гигантская (300 м) металлич. башня, построенная франц. инж. A. Г. Эйфелем как эмблема достижений техники 19 в. (Эйфелева башня до 1931 была высочайшим сооружением в мире). Самая крупная В. в. 19 в. была открыта в 1893 в Чикаго. Выставка имела пром.-технич. направление. Ее наиболее важными частями были: павильон транспорта, машин и первый в истории Дворец электричества. В павильоне транспорта были поставлены рядом памятники воздухоплавателям братьям Монгольфье и Вандербилту - амер. ж.-д. "королю". На этой выставке, приуроченной к 400-летию открытия Америки, демонстрировались и ист. экспонаты, связанные с открытием Америки, - документы о плавании Колумба, точные макеты его каравелл и пр. Экспонаты Парижской выставки 1900 располагались во Дворце химич. пром-сти, Дворце тяжелой пром-сти, Дворце горной пром-сти, Дворце электричества и т. д. В. в. стали часто сопровождаться науч. конгрессами (напр., одновременно с В. в. 1873 в Вене проходили конгрессы: экономич., мед. и по искусствоведению; одновременно с В. в. 1878 в Париже - междунар. почтовый конгресс, всемирная конференция по монетному обращению, одновременно с В. в. 1889 - междунар. географич. конгресс, и т. д.). С нек-рыми В. в. 19 в. были связаны важные события в истории междунар. рабочего движения. Так, В. в. 1862 в Лондоне послужила сближению англ. и континентальных (франц. и нем.) рабочих, прибывших на выставку в Лондон; установленные связи сыграли свою роль в подготовке 1-го Интернационала. Во время В. в. в Париже (май-ноябрь 1889) проходил 1-й учредит. конгресс 2-го Интернационала (14-20 июля 1889). На междунар. конференции в нояб. 1928 в Париже была выработана конвенция о междунар. выставках (ее участниками является 31 страна, в т. ч. СССР). Первые выступления СССР на междунар. выставках (в 1922 в Лейпциге) имели гл. обр. политич. значение. Первой В. в. с участием СССР была Парижская В. в. 1937. Эта выставка проходила под девизом "Искусство и техника в совр. жизни". Одним из интересных павильонов выставки был Дворец науки, целью экспозиций к-рого было подведение итога технич. прогресса. Большим вниманием посетителей пользовался павильон респ. Испании. Среди экспонатов сов. павильона были: карта пром-сти СССР из мозаики и самоцветов; электрифицированная карта-макет канала Москва - Волга; макеты и фотопанорамы гигантов социалистич. индустрии и др. В. в. 1939 в Нью-Йорке проходила под девизом: "Мир завтрашнего дня". Открылась 30 апр. в ознаменование 150-летия со дня вступления на должность первого президента США Дж. Вашингтона. Символом В. в. была композиция из шаровидного павильона "Перисфера" и грандиозного трехгранного обелиска "Трилон". Внутри "Перисферы" (имевшей вид гигантского шара) осуществлялся показ "Демокрасии" - "города будущего". Среди экспонатов СССР, дававших представление об успехах 1-й и 2-й пятилеток и о месте СССР в мировом произ-ве, выделялись: большой механизированный макет Магнитогорска, действующий макет Днепрогэса, модель в натуральную величину части станции Моск. метро "Площадь Маяковского", самолет сов. конструкции, на к-ром В. Чкалов совершил первый трансатлантич. перелет из Москвы в США, и др. В. в. 1958 в Брюсселе проходила под девизом: "Человек и прогресс". В выставке приняли участие почти все крупные страны мира (за исключением КНР и Индии). В. в. носила универсальный характер. Она ставила своей целью, как это подчеркивалось в заявлениях ее организаторов, показать, как в разных странах прогресс поставлен на службу человеку. Большое значение имело участие в выставке социалистич. стран (СССР, Венгрия, Чехословакия, Югославия) - впервые в истории целая группа стран демонстрировала достижения народов, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Большие социально-политич. сдвиги, происшедшие после 2-й мировой войны, нашли выражение также в факте участия в выставке ряда стран Азии и Африки, лишь недавно сбросивших иго колониальной зависимости. Наиболее выдающимся сооружением выставки был Атомиум, представлявший собой увеличенную в 160 млрд. раз молекулу железа. Автор проекта Атомиума бельг. арх. А. Ватеркейн создал символ выставки сер. 20 в. - века атомной энергии. В междунар. павильоне - Дворце искусств была открыта выставка "50 лет совр. иск-ва". Науч. успехи демонстрировались и в нац. павильонах, и в междунар. павильоне - Дворце науки. В числе наиболее значит. экспонатов сов. павильона были: копии трех сов. искусств. спутников Земли (на стендах около спутников располагались приборы по исследованию верхних слоев атмосферы), новейшие металлообр. станки с программным управлением, автомобили "ЗИЛ-111", "Чайка", "Волга", "Москвич", модели новейших пассажирских самолетов (в т. ч. ТУ-114), модель первого в мире атомного ледокола "Ленин", модель крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц -синхрофазотрона, турбобур и электробур, макеты первой в мире атомной электростанции и мощной атомной станции на 400 тыс. квт и мн. др. Брюссельская В. в., преследовавшая цель подвести нек-рый итог прогресса человечества за 1-ю пол. 20 в., продемонстрировала выдающиеся успехи социалистич. стран. Глубокое впечатление произвели достижения СССР в области науки, техники, пром-сти и особенно культуры и образования. Наиболее убедительно выявились на выставке преимущества социалистич. стран в социальной области. Сопоставление положения в этой области в ка-питалистич. странах с положением в СССР и др. социалистич. странах приводило к неизбежному выводу, что только при социализме прогресс служит человеку. Выставка явилась своеобразной формой подведения итогов мирного соревнования двух систем на определенном этапе. Всемирные выставки: 1851 (Лондон, 6 млн. посетителей), 1855 (Париж, 4,5 млн.), 1862 (Лондон, 6,2 млн), 1867 (Париж, 8,7 млн.), 1873 (Вена, 6,7 млн.), 1876 (Филадельфия, 9,9 млн.), 1878 (Париж, 13,1 млн.), 1879 (Сидней 1,1 млн.), 1880 (Мельбурн, 1,9 млн.), 1888 (Мельбурн, 1,9 млн), 1889 (Париж, 28,1 млн.), 1893 (Чикаго, 21,4 млн.), 1897 (Брюссель), 1900 (Париж, 39,0 млн.), 1904 (Сан-Луис, 20,0 млн.), 1905 (Льеж, 6,2 млн.), 1906 (Милан, 9,0 млн.), 1909 (Амстердам), 1910 (Брюссель, 13,0 млн.), 1911 (Турин), 1913 (Гент), 1923 (Гетеборг, 4,0 млн.), 1926 (Филадельфия), 1929 (Барселона), 1930 (Антверпен), 1933-34 (Чикаго), 1935 (Брюссель), 1937 (Париж, 40,0 млн.), 1939 (Нью-Йорк, 60,0 млн.), 1958 (Брюссель, 41,5 млн.). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Третий междунар. сбзор, Соч., 2 изд., т. 7; Извещение организац. комиссии о созыве междунар. социалистич. рабочего конгресса, там же, т. 21, с. 556-558; Участие России на Всемирной Парижской выставке 1900 г., СПБ, 1901; Ежегодник БСЭ 1959, М., 1959 (раздел: Всемирная выставка 1958 г. в Брюсселе); Paquet A., Das Ausstellungsproblem in der Volkswirtschaft (Abhandlungen des staatswissenschaftlichen Seminars zu Jena, hrsg. v. J. Pierstorff, Bd 5, H.2, Jena, 1908); Lessing J., Das halbe Jahrhundert der Weltausstellungen (Volkswirtschaftliche Zeitfragen, В., 1900, No 174); Exner W., Der Aussteller und die Ausstellungen, Weimar, 1873.