Жанр всемирной хроники возник в Средние века под влиянием хроники Евсевия Кесарийского (ок. 260/264 - ок. 339/340), переведенной на латинский язык Иеронимом (ок. 347-419/420); в ней история людей вписана в христианскую временную перспективу спасения и разворачивается от сотворения мира до его конца, хотя в последней части труда хронист излагал лишь историю своей страны. Всеобщая история «более или менее явно проникнута эсхатологическими настроениями, она изображает человеческое общество на пути к осуществлению божественного промысла и концу времен как горизонту исторического развития» (Bourgain P. Histoire universelle / / Dictionnaire du Moyen Age. P.: PUF, 2002). С первых веков христианства возникли периодизации всеобщей истории, в которых пришествие Христа являлось началом новой и последней эры. Святой Августин выделял шесть веков (от Адама до Потопа, от Потопа до Авраама, от Авраама до начала царствования Давида, от начала царствования Давида до Вавилонского плена, от Вавилонского плена до Боговоплощения, от Воплощения Христа до конца времен), и его периодизация получила широкое признание в Средние века. В раннее Новое время историки, например Ланселот де Ла Поплиньер (1541-1608), стремившийся приблизиться к «совершенству истории», ставили перед собой задачу написать всеобщую историю, которая охватывала бы цивилизацию во всех ее измерениях. Эта цель в том или ином виде сохранялась и в последующие века. Зачастую термин «всеобщая история » (histoire universelle) подразумевал размышления о «законах истории», как это было, например, у Боссюэ или в совсем ином виде у Канта и Маркса; последние пользовались также термином «всемирная история» (histoire mondiale), распространившимся в XVIII в. (см.: Koselleck R. L'Experience de l'histoire. P., 1997) и менее связанным с теологической перспективой. Как подчеркивал Поль Рикёр (Ricoeur P. La memoire, l'histoire, l'oubli. P., 2000), идея всемирной истории является одновременно «регулирующей», нацеленной на объединение знаний и «определяющей, созидательной» (сама история является всемирной, она есть «самопроизводящее становление»). С развитием методической («позитивистской») историографии наступило время специализации и проект всеобщей/всемирной истории стал подвергаться критике, а затем поворот историков к исследованиям на более низовом уровне вообще отодвинул его на второй план, хотя сейчас дискуссии вокруг «истории в глобальном масштабе» и ведутся, но уже с новых позиций.
• Глобальная история/Тотальная история, Масштаб, Теории истории