Встреча Маркса и Энгельса и начало их совместной деятельности
Встреча Маркса и Энгельса и начало их совместной деятельности
Первое личное знакомство Маркса и Энгельса состоялось в конце ноября 1842 г. в редакции «Рейнской газеты». Встретившись затем в Париже в конце августа 1844 г.,.они обнаружили полное единство взглядов по важнейшим проблемам; эта встреча положила начало их тесной дружбе и совместной борьбе за великое дело освобождения рабочего класса. «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы, — писал В. И. Ленин. — Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».( В. И. Ленин, Фридрих Энгельс, Соч., т. 2, стр. 11—12.)
К тому времени, когда Маркс и Энгельс начали совместную работу, они оба уже перешли от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Этот переход они совершили каждый своим путем: Маркс главным образом на основе критических исследований в области философии и права, глубокого ознакомления с французским утопическим социализмом и опытом революционного движения во Франции и в Германии; Энгельс — преимущественно на основе критического изучения буржуазной политической экономии, наблюдения и обобщения опыта английского рабочего и социалистического движения.
Основные источники марксизма. Создание марксистской теории — революционный переворот в науке
Родиной марксизма явилась Германия, которая стояла тогда на пороге глубоких революционных потрясений. В экономически отсталой (по сравнению с Англией и Францией), политически раздробленной Германии народные массы испытывали на себе двойной гнет — эксплуатации полуфеодальной и эксплуатации капиталистической. Обстановка, в которой подготовлялась тогда революция в Германии, ставила перед немецким рабочим классом задачи величайшей исторической важности, причем немецкий пролетариат был уже гораздо более развитым, чем рабочие Англии в эпоху революции XVII в. или рабочие Франции конца XVIII в.
Новое, революционное мировоззрение вырабатывалось Марксом и Энгельсом на основе критического анализа событий всемирной истории, глубокого изучения и теоретического обобщения всего исторического опыта классовой борьбы и в первую очередь опыта рабочего и социалистического движения в Англии, Франции, Германии. Вместе с тем марксизм возник в результате критического изучения и творческой переработки всех достижений передовой научной мысли.
«...Марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, — писал Ленин, — а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры».( В. И. Ленин, О пролетарской культуре, Соч., т. 31, стр. 292.) Характеризуя источники марксистской теории, Ленин указывал, что она возникла как «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма».( В. И. Ленин, Три источника и три составных части марксизма, Соч., т. 19, стр. 4. )
Создавая новое, революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на завоевания развивавшейся в течение ряда столетий передовой философской мысли, в частности на диалектический метод Гегеля и на философский материализм Фейербаха.
Однако марксизм отнюдь не был простым продолжением или завершением прежних философских, социологических и экономических учений и систем: возникновение марксизма означало подлинную революцию в науке. Маркс и Энгельс критически усвоили и творчески переработали все рациональное, подлинно научное, правильное в существовавшей до тех пор передовой философской мысли и создали новую, высшую форму философского материализма — диалектический материализм. «Философия Маркса,— писал Ленин, — есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности».( В. И. Ленин, Три источника и три составных части марксизма, Соч., т. 19, стр. 5. )
Применив диалектический материализм к изучению человеческого общества, Маркс и Энгельс разработали теорию исторического материализма. В основу ее была положена та мысль, что не сознанием людей определяется их бытие, а, наоборот, общественным бытием определяется общественное сознание. Отсюда следовал вывод, что основой исторического развития общества являются не изменения в области идеологии (в развитии философских, политических и религиозных идей), а изменения в условиях материальной жизни общества, в способе производства материальных благ, т. е. в производительных силах и в производственных отношениях.
Таким образом, теория исторического материализма раскрывала объективные законы развития человеческого общества. Подчеркивая значение этого научного открытия, Ленин писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий...»( В. И. Ленин, Три источника и три составных части марксизма, Соч., т. 19, стр. 5. )
Наряду с немецкой философией одним из важных источников марксизма являлась английская буржуазная классическая политическая экономия. Крупнейшие представители буржуазной экономической науки Англии — Адам Смит и Давид Рикардо развили трудовую теорию стоимости, доказали, что труд является источником богатства. Однако теории Смита и Рикардо носили на себе печать буржуазной ограниченности; они рассматривали капиталистическое общество как вечный и неизменный строй. Основоположники марксизма подошли к изучению проблем политической экономии в свете созданного ими материалистического понимания истории. Это позволило им совершить переворот в области политической экономии, вскрыть объективные законы развития капиталистического способа производства, создать подлинно научную политическую экономию, краеугольным камнем которой является учение о прибавочной стоимости, создаваемой рабочим для капиталиста за счет неоплачиваемого труда.
Не менее важным, третьим источником марксизма были учения социалистов-утопистов. Социалисты-утописты заметили выявившиеся уже тогда пороки и язвы буржуазного общества — обнищание пролетариата, кризисы перепроизводства, растущую противоположность между городом и деревней — и строили различные планы создания нового, лучшего, справедливого общественного строя. Однако как великим утопистам — Р. Оуэну, Фурье и Сен-Симону, так и другим представителям утопического социализма и утопического коммунизма было чуждо понимание законов общественного развития и всемирно-исторической роли пролетариата.
Только Маркс и Энгельс на основе совершенных ими великих открытий в философии, в политической экономии и в области истории непреложно доказали, что пролетариат явится той силой, которая обеспечит революционное ниспровержение капиталистического строя и построение нового, коммунистического общества.