Введенский Алексей Иванович
Источник: Пензенская энциклопедия.
Введенский Алексей Иванович - писатель. Родился в 1861 г. в семье священника. Окончил курс в Московской духовной академии, в которой занял кафедру истории философии. В 1891 г. защитил магистерскую диссертацию: ""Вера в Бога, ее происхождение и основания"". За границей занимался философией в Сорбонне и College de France. В 1892 г. занял в академии кафедру метафизики и логики, заменив умершего профессора Кудрявцева . В 1902 г. Введенский напечатал диссертацию, давшую ему степень доктора богословия: ""Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий"". Читает лекции по логике в московском педагогическом институте. Кроме специальных богословских и философских сочинений и статей, Введенский написал множество статей на общественные, литературные и художественные темы и состоит постоянным сотрудником ""Московских Ведомостей"". Помимо двух упомянутых диссертаций, Введенскому принадлежат следующие книги: ""Западная действительность и русские идеалы"" (письма из-за границы, Сергиев Посад, 1894); ""Современное состояние философии в Германии и Франции"" (Сергиев Посад, 1894); ""Письма о современном искусстве"" (М., 1898); ""На современные темы. Сборник популярно-философских статей"" (М., 1900); ""Закон причинности и реальность внешнего мира"" (Харьков, 1901). Из статей Введенского некоторые вышли отдельными брошюрами: ""Религиозное обновление наших дней"" (2-й выпуск, М., 1903 - 4); ""Пессимизм теории и оптимизм жизни. Опыт характеристики миросозерцания Гартмана в целом"" (1907); ""Социализм, как нравственная и теоретическая задача"" (М., 1907); ""Мировая трагедия знания"" (1908); ""Перелом в современном общественном сознании"" (1911). Введенский продолжает традицию двух своих предшественников по кафедре философии и Московской духовной академии - Голубинского и Кудрявцева. Его философия в противоположность той, которая господствует в университете, не стремится избавиться от предпосылок, принятых на веру. Она откровенно признает первоначальной незыблемой истиной догму православного христианства и картину мира, созданную на этой почве, стремится оправдать и дополнить, пользуясь результатами, добытыми на почве научной философии. Философия Введенского есть, прежде всего, философия православного христианина. Научное мировоззрение, которое он строит на этой почве, не может быть названо ни строго выдержанным, ни очень определенным. Введенский внимательно вглядывается в результаты западного философского мышления и находит в нем течения, соответствующие его воззрениям. Его труды не вносят серьезного научного вклада в русскую философскую литературу, но они популярны, понятны широкой публике. Введенский - националист. По его мнению, философия каждого народа есть раскрытие веры этого народа, а потому, если возможна русская философия, то только как философия православная. Немецкая философия, по Введенскому, отличается отвлеченностью; ее системы исключают одна другую, они кладут в основу мира или исключительный принцип разума, или не менее исключительный принцип воли, или, наконец, такой же принцип чувства. Такая исключительность приводит немецкую философскую мысль к отказу от знания сущности вещей. Французская же философия всегда сохраняла связь между разумом, волей и чувством. В факте непосредственной известности нам нашей собственной внутренней активности она указывала путь проникновению в подлинную действительность, а в акте веры находила точку отправления при выяснении мирового процесса. Философ, к воззрениям которого Введенский присоединяется, по-видимому, наиболее охотно - Мэн-де-Биран, а из воззрений последнего особенно привлекают Введенского следующие. Нет мысли без сознания; нет сознания без свободной активности. Наша духовная сущность, состоящая в свободном усилии, известна нам в непосредственном опыте. Познание же сущности есть познание метафизическое, которое, таким образом, становится возможным. Однако и немецкая мысль не осталась без влияния на Введенского. Из всех современных течений последней он выбирает те, которые носят волевой характер, и в волюнтаризме видит философию будущего. По мнению Введенского (близкому к Дильтею), основа нашей жизни - характера практического; внешние чувства дают нам мир только как явление, реальностью же он становится только через чувство и волю. К. М.
Источник: Биографический словарь. 2008
(род. в 1861 г.) — писатель, воспитанник Московской духовной академии, в которой преподает метафизику. Главные труды В.: "Вера в Бога, ее происхождение и основания" (М., 1891, магист. диссерт.); "Религиозное сознание язычества. Т. I. Основные вопросы философской истории естественных религий. Религии Индии" (М., 1902, докторская диссерт.); "Западная действительность и русские идеалы" (Сергиев Посад, 1894); "О религиозной философии В. Д. Кудрявцева" (Харьков, 1893); "О характере, составе и значении философии В. Д. Кудрявцева" (Сергиев Посад, 1893); "Очерк современной французской философии" (Харьков, 1894); "П. Е. Астафьев, его философские и публицистические взгляды" (Сергиев Посад, 1893); "Демонион Сократа. Этюд по истории древней философии" (ib., 1893); "Общий смысл философии Н. Н. Страхова" (М., 1897); "Профессор философии протоиерей Ф. А. Голубинский" (ib., 1898); "Время и вечность" (ib., 1900); "На современные темы. Сборник популярно-философских статей" (М., 1900); "Религия и социология. Религия как явление социальное" (М., 1900); "Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия" (Сергиев Посад, 1901); "Умозрительные элементы теистического миропонимания. Вып. I. Закон причинности и реальность внешнего мира" (Харьков, 1901); "Художественное творчество как принцип объяснения мифов" (М., 1901); "Против очевидности и мимо запросов жизни" (М., 1903); "Недоразумение по важному вопросу" (М., 1903); "Религиозное обновление наших дней" (вып. 1, М., 1903; вып. II, М., 1904). В последнее время В. принимает деятельное участие в "Московских Ведомостях"; состоит редактором журнала "Душеполезное Чтение".
{Брокгауз}
Введенский, Алексей Иванович
(псевдоним А.Басаргин; 14.05.1861 — 23.02.1913, по старому стилю) — философ, историк религий, публицист. Род. в г. Серпухов, в семье священника. Прошел все ступени дух. образования. В 1887 Советом Моск. Дух. академии был избран на кафедру истории филос. Талант и пытливость В. нашли внимание и поддержку руководства академии, и он дважды направлялся за границу (в Германию и Францию) в годичные творч. командировки (в 1891—1892 и 1896— 1897) для изучения совр. состояния филос. истории религий. Результатом и как бы творч. отчетом этих командировок явилось написание кн. и статей, благодаря к-рым рус. об-во впервые познакомилось со многими новыми идеями, направлениями и системами в филос., теологии, литературе и искусстве, а также защита В. магистерской и докт. дисс. В качестве магистерской дисс. была представлена работа "Вера в Бога, ее происхождение и основание. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением" (М., 1891). Звание д-ра богословия В. получил за труд "Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. T.I. Основные вопросы философской истории естественных религий. Религии Индии" (М., 1902). О докт. дисс. В. его коллега проф. Моск. Дух. академии С.С.Глаголев писал, что "это — единственная диссертация по истории религии, которая читается с истинным наслаждением" (Богословский В. 1913. Т. 1). В 1892 по решению Совета академии В. занял вакантную после смерти В.Д. Кудрявцева-Платонова кафедру логики и метафизики. Значение этой кафедры как для самой академии, так и в дух. жизни России было велико. До В. ее возглавляли уже упомянутый В.Д.Кудрявцев-Платонов и не менее знаменитый Ф.А.Голубинский — крупнейшие представители теизма в рус. филос., воспринявшие многое от зап. иррационально мыслящих философов (Яко-би и др.) и вместе с тем проявившие в своих филос. построениях оригинальность и самостоятельность, наиболее глубоко отвечавшие, как показало последующее развитие филос. в России, запросам рус. православной духовности. В. сохранил верность осн. постулатам теистической линии в рус. филос. в глазах как своих современников, так и историков филос. (В.В.Зеньковский, Б.В.Яковенко, Н.О.Лосский рассматривали взгляды В. как завершение теистической линии в рус. филос., развивавшейся в осн. в Дух. академиях, в противоположность позитивизму и материализму, преобладавшим в ун-тах). Наибольшее внимание В. привлекала проблема обоснования реальности и причинности внешн. мира. В обл. гносеологии он, по мнению В.В.Зеньковского, склонялся к соборной гносеологии кн. С.Н.Трубецкого. Восприимчив он был и к идеям зап. философов, таких как Мэн де Биран, Дильтей (В.В.Зеньковский усматривал в этом эклектизм). В. обладал и публицистическим даром. С 1897 он — постоянный сотрудник "Московских Ведомостей", где (под псевд. А.Басаргин) поместил множество статей на самые разные темы — от филос. до чисто полит. и бытовых. Как в филос. и богосл., так и в публицистике В. стоял за рус. идеалы, "за русский исторический строй" (С.С.Глаголев). Пафос многообразной писательской и обществ. деятельности В. сформулировал лучше всего один из его современников: "Философское осмысливание личной и общественной жизни, признание за ней нравств. и религ. ценности, раскрытие христианского учения и опыта, как идеала истинной жизни,— вот осн. темы его философской проповеди и аксиологии" (Богословский В. 1913. Март. С.13). По свидетельству С.С.Глаголева, В. подготовил к печати оставшееся неизданным "Введение в философию".
Соч.
: Сравнительная оценка систем (догматического богословия) высокопреосвященного Макария и арх. Сильвестра // Чтения общества любителей Духовного Просвещения. 1886. № 2—4; Западная действительность и русские идеалы. Сергиев Посад, 1894; Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев Посад, 1898; Закон причинности и реальность внешнего мира. Харьков, 1901; На современные темы. Сб. популярно-философских статей. М.,1900.
А.В.Шургаия