ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Найдено 1 определение
ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.
В фольклоре роль и место вымысла были строго ограничены: вымышленные сюжеты и герои допускались только в сказках. В мировой литературе вымысел укоренился постепенно, когда произведения словесности начали восприниматься как художественные сочинения, призванные удивлять, восхищать и развлекать. Литературы Др. Востока, древнегреческая и римская литературы в первые века своего существования не знали вымысла как осознанного приема. Они повествовали либо о богах и мифологических героях и их деяниях, либо об исторических событиях и их участниках. Все это считалось истинным, происходившим в реальности. Однако уже в 5–6 вв. до н. э. древнегреческие писатели перестают воспринимать мифологические сюжеты как повествования о реальных событиях. В 4 в. философ Аристотель в трактате «Поэтика» утверждал, что основное отличие литературных сочинений от исторических произведений заключается в том, что историки пишут о тех событиях, которые происходили в реальности, а писатели – о тех, которые могли бы произойти.
В начале нашей эры в древнегреческой и римской литературе формируется жанр романа, в котором художественный вымысел – основа повествования. С героями романов (как правило, это влюбленные юноша и девушка) происходят самые невероятные приключения, но в конце концов влюбленные счастливо соединяются. По своему происхождению вымысел в романе во многом связан с сюжетами сказок. С позднеантичных времен роман становится главным литературным жанром, в котором обязателен вымысел. Позднее, в Средние века и в эпоху Возрождения, к ним присоединяется малый прозаический жанр с неожиданным развитием сюжета – новелла. В Новое время формируются жанры повести и рассказа, также неразрывно связанные с художественным вымыслом.
В западноевропейской средневековой литературе художественный вымысел свойствен прежде всего стихотворным и прозаическим рыцарским романам. В 17–18 вв. в европейской литературе был очень популярен жанр авантюрного романа. Сюжеты авантюрных романов строились из неожиданных и опасных приключений, участниками которых были персонажи.
Древнерусская литература, имевшая религиозный характер и ставившая своей целью раскрытие истин христианской веры, до 17 в. не знала вымысла, который считался неполезным и греховным. Невероятные с точки зрения физических и биологических законов жизни события (напр., чудеса в житиях святых) воспринимались как истинные.
Разные литературные направления не одинаково относились к художественному вымыслу. Классицизм, реализм и натурализм требовали достоверности, правдоподобия и ограничивали воображение писателя: произвол авторской фантазии не приветствовался. Барокко, романтизм, модернизм благосклонно относились к праву сочинителя изображать события, невероятные с точки зрения обыденного сознания или законов земной жизни.
Художественный вымысел разнолик. Он может не отступать от правдоподобия в изображении повседневной жизни, как в реалистических романах, но может и полностью порывать с требованиями соответствия реальности, как во многих модернистских романах (напр., в романе рус. писателя-символиста А.Белого «Петербург»), как в литературных сказках (напр., в сказках немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана, в сказках датского писателя Х. К. Андерсена, в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина) или в родственных сказкам произведениях в жанре романа-фэнтези (напр., в романах Дж. Толкина и К. Льюиса). Художественный вымысел – неотъемлемая черта исторических романов, даже если все их герои являются реальными лицами. В литературе границы между художественным вымыслом и достоверностью очень условны и подвижны: их трудно провести в жанре мемуаров, художественных автобиографий, литературных биографий, рассказывающих о жизни известных людей.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
158.74 кб

Художественный вымысел и литературная сказка

Уюкбаева Мереке Иманбековна
Читать PDF
379.80 кб

"Марш" Э. Л. Доктороу: история и художественный вымысел

Сираева Гульзира Разамировна
Статья посвящена осмыслению специфики соотношения истории и вымысла в романе Э. Л. Доктороу «Марш».
Читать PDF
230.79 кб

Реальность и художественный вымысел в «Романе о Блайтдейле» Н. Готорна

Осипова Э. Ф.
Статья посвящена анализу философской проблематики «Романа о Блайтдейле» (1852) американского писателя Натаниэля Готорна.
Читать PDF
261.92 кб

Пьеса Вадима Леванова «20. 30»: художественный вымысел и художественный замысел

Журчева Татьяна Валентиновна
Статья посвящена анализу последней пьесы Вадима Леванова «20.30», в которой на документальном материале показана работа тележурналистов.
Читать PDF
158.03 кб

«Новая женщина»: Художественный вымысел и факт. Лики феминизма на рубеже XIX—ХХ вв.

Анцыферова О. Ю.
Читать PDF
591.53 кб

Русское купечество в творчестве А. П. Чехова как художественный вымысел и реальность

Бойко Владимир Петрович
Анализируется характеристика русского купечества, сделанная А.П. Чеховым в его художественных произведениях, и сопоставляется с некоторыми реальными характеристиками купечества в документах и научной литературе.
Читать PDF
262.69 кб

Художественный вымысел и документальная основа в романе Алана Лелчука «Мальчик из Бруклина»

Носикова Дарья Витальевна
В статье рассматривается соединение художественного вымысла и документальной составляющей в автобиографическом романе А.Лелчука «Мальчик из Бруклина», которое находит интересное выражение в структурной организации текста.
Читать PDF
285.24 кб

Образ Мазепы в романе Б. Садовского «Карл Вебер»: исторический документ и художественный вымысел

Кислова Наталья Николаевна
Статья посвящена рассмотрению образа Мазепы в романе Б. А. Садовского «Карл Вебер» как сюжетообразующего персонажа. Образ Мазепы привносит в роман исторический контекст и содержит в себе концепцию творчества Б. А.
Читать PDF
139.12 кб

Реальность и художественный вымысел у коптских агиографов (образ Диоклетиана в литературе циклов, се

Головнина Наталья Геннадьевна, Франгулян Лилия Рубеновна
В статье на материале агиографических памятников под названием «циклы» (сер. VII сер. VIII в.) анализируется легенда об императоре Диоклетиане, сложившаяся в коптской литературе.