4.5.1893, Петербург - 29,10.1979, Париж) - композитор. Его отец, Александр Иванович, начал свою карьеру в министерстве финансов, позднее стал директором одного из крупнейших банков. В числе прочих финансовых деятелей он входил в состав главной дирекции Русского музыкального общества. Дед композитора - Н.Вышнеградский - был министром финансов при Александре III, создателем золотого стандарта в России; он также известен как крупный ученый, один из основателей теории автоматического регулирования, почетный член Петербургской Академии наук (1888).
Первые уроки игры на фортепиано В. преподал его отец - просвещенный меломан, композитор-любитель (некоторые из его сочинений исполнялись и были изданы). Любовь к слову и письму будущий композитор унаследовал от матери - Софьи Савич-В. - талантливой писательницы, лирические стихи, рассказы, небольшие драмы которой не раз служили ему литературной основой. Именно мать оказала решающее влияние на формирование характера В. В доме царила музыкальная атмосфера, нередко там бывали А.Глазунов, А.Лядов.Н.Черепнин, В.Сафонов, поэты, художники.
Среднее образование В. получил в 1-й гимназии, старейшем из государственных классических заведений, отличавшемся глубокими музыкальными традициями, По окончании гимназии В. поступил в консерваторию, где учился в классе композиции у Н.Соколова. Его первым фундаментальным сочинением стала консерваторская дипломная работа «День бытия» для большого оркестра, хора и чтеца (191617). По духу это сочинение близко «Мистерии» А.Скрябина, Влияние последнего сказывается как в стилистике и лексике текстов, так и в музыкальном языке, особенно в заключительной части экстатического характера, заканчивающейся 12-звучным хроматическим кластером, «День бытия» стал в каком-то смысле пророческим сочинением для композитора, в котором он усматривал источник всего своего последующего творчества.
Исполнение состоялось лишь спустя 60 лет, 21.1.1978, и стало для В.
важнейшим событием его творческой биографии.
В процессе написания этого сочинения композитору открылся ультрахроматизм (так в начале XX в. определялась микроинтервальная система темперирования), ставший его главной, всепоглощающей темой. К микроинтервалике В. подходил и в других своих ранних сочинениях, хотя и выдержанных в 1/2-тоновой системе, среди которых - «Три песни по Ницше», «Четыре фрагмента», имеющие две версии: 1/2-тоновую и 1/4-тоновую, «Семь вариаций на ноту ДО», примечательные отсутствием полутоновой версии. Так, в течение короткого времени (1916-18) В.
была осознана вся творческая перспектива, «план», по которому предстояло последовательно овладеть 1/3, 1/4, 1/6, 1/8, вплоть до 1/12 тона, лежащими на грани человеческого восприятия, найти соответствующий замыслам инструмент, способ записи ритмического ультрахроматизма (эквивалента интонационного), нотацию и т.д. Его представление о звуковом «ультрахроматическом континууме» было вполне оформлено уже в эти годы и требовало дальнейшей конкретизации.
Все попытки реализации творческих планов упирались в «инструментальную проблему», которая преследовала композитора еще долгие годы. В 1918 его проект 1/4-тонового фортепиано поддерживался и даже предполагался быть осуществленным в рамках музыкального отдела Наркомпроса, но гражданская война отодвинула этот план на неопределенное время. Угрожающая ситуация в стране, а также невозможность реализовать себя предопределили решение об отъезде. В 1920В. вместе с семьей приехал в Париж. Сразу же он отправился в инструментальные фирмы «Эрар» и «Гаво», чуть позже - «Плейель», где, однако, не нашел ни отклика, ни интереса к ультрахроматизму. Тем временем в Берлине в этой области интенсивно работали композиторы А.Хаба, Й.Магер, В.Меллендорф, Р.Штайн, ставшие впоследствии коллегами В. В Берлин В. переехал в 1922. Споры, обсуждения, даже «съезд четвертитоновых композиторов» во многом восполнили недостаток общения, но не принесли взаимопонимания. Только в 1930В. получил от фирмы «ферстер» инструмент, построенный специально по его проекту, на котором работал до конца своей жизни.
В течение первых лет парижского периода появились Два хора на слова А.Поморского, Прелюдия и танец для 2-х фортепиано, Первый струнный квартер. Получив, наконец, 1/4тоновое фортепиано, композитор столкнулся с невозможностью найти исполнителя, решившегося бы освоить новую клавиатуру и сответственную нотацию. Поэтому в 1936 В. был вынужден отказаться от идеи специально сконструированного инструмента и окончательно утвердился в использовании 2-х и 4-х роялей, настроенных с разницей в 1/4 тона. Композитор переложил для этого состава большинство своих сочинений, что позволило ему в 1937 (25 янв.) дать полноценный концерт, где были исполнены Первый симфонический фрагмент, несколько прелюдий из цикла «24 прелюдии в 13-звучной диатонизированной хроматике», Этюд в форме скерцо и симфония «Так говорил Заратустра». После концерта круг общения В.
расширился, появились новые друзья, среди которых - композитор О.Мессиан. Время, отмеченное относительным благополучием, длилось недолго, до начала 40-х. Два «затмения» постигли композитора - война и болезнь, на время парализовавшие его творческую волю. Однако, оправившись, он вновь возвратился к активной творческой деятельности.
Среди наиболее значительных исполнений В. - концерт 1945, устроенный Мессианом, пригласившим в качестве исполнителей своих учеников, в том числе П.Булеза. В 50-е появились новые крупные сочинения: Соната для альта и двух фортепиано, Композиция для струнного квартета, Четвертый симфонический фрагмент, Вторая симфония, два крупных сценических сочинения.
В 1954 на фестивале электронной музыки в Кельне были представлены 7 новых сочинений В. Особенно важным для В. было исполнение его единственного к тому времени оркестрового 1/4-тонового сочинения «Пять вариаций без темы и Заключение» в Страсбурге, в студии под управлением Шарля Брука весной 1964. 21.1.1978 в Доме радио состоялось исполнение двух концертов - камерного и фортепианного, а также симфонического.В. составил их не только из своих сочинений, но и из произведений др. композиторов, близких ему по духу: в первом концерте прозвучали пьесы Скрябина, Черепнина, Мессиана, Обухова, а во втором - Скрябин и Вагнер. Однако концертные выступления были скорее эпизодическими, а положение композитора в музыкальном мире оставалось достаточно замкнутым и изолированным, что его самого очень тяготило, Последние десятилетия жизни В. сопровождались спокойным размышлением, упорядочиванием теоретических работ, гармонической системы, мыслями о музыкальной истории и собственном пути.В. был оригинальным теоретиком, точнее, музыкальным метафизиком. Им была разработана собственная теория «звукового континуума», изложенная в его труде «Ultrachromatisme et espaces поп octaviants» (La Revue Musicale, 1972, № 290-291), статьях «Раскрепощение звука», «Раскрепощение ритма», «Manuel dharmonie i quarts de ton», «La Musique quarts de ton et sa realisation pratique», «Continuum electronique et Suppression de linterprate» и др.