места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Вт 12.2-3). На деле этого не произошло. Евреи не только переняли этот способ поклонения, но настроили высот во всех своих городах (4Ц 17.9). Высоты представляли собой сложные постройки. Они содержали: капища (закрытые помещения) (3Ц 12.31) или просто палатки (Иез 16.16), священные столбы, истуканы, алтари (Иез 6.6).
В Писании упоминаются следующие высоты:
- Арнона (Чис 21.28)
- Вааловы (Чис 22.41)
- Тофета (Иер 7.31)
- Бама (Иез 20.29)
- Авена (Ос 10.8)
- Исааковы (Ам 7.9).
На высотах (до постройки храма) совершались и богослужения: при Самуиле (1Ц 9.12,14), Сауле, Давиде и при Соломоне (3Ц 3.2-4). Священное Писание говорит и о высотах Божиих (Иов 25.2; Пс 101.20; Иер 31.12), вечных высотах (Иез 36.2) и высотах человеческого духа (Авв 3.19). (См. гора, дубрава, холм)
Высоты
высоты
Высоты
евр. бамот). Хананеяне и другие древние языческие народы часто совершали свои богослужения на холмах, горах и искусственно сделанных высотах. Израильтянам было повелено разрушать эти посвященные идолам места (Втор. 12:2), но вместо того они, подражая язычникам, сами стали поклоняться на высотах, сначала Иегове (1 Цар. 9:12; 3Цар. 3:2 и дал ), а потом и идолам (3Цар. 11: 7; 4 Цар. 17:10 и дал.). Израильтяне даже строили капища на высотах (3 Цар. 13:32; 4 Цар. 17 29) и посвящали священников (3Цар. 12:32; 4 Цар. 17.32). Пока храм в Иерусалиме не был построен, допускалось поклонение Иегове на высотах. Напр., Самуил приносил жертвы в тех местах, где не было ковчега. Еще во время Давида приносили Богу жертвы в Силоме, Иерусалиме и Гаваоне. С течением времени еврейское слово «бамот» получило более широкое значение, так что говорится о высотах или идольских жертвенниках, которые находились в долинах (Иер. 7:31; 32:35). Идольское служение на высотах особенно процветало в царстве Израильском. Езекия и Иосия ревностно искореняли это идолослужение (4 Цар. 18: 4, 2 Пар. 31:1; 4 Цар. 23:4 и дал.).
ВЫСОТЫ
1Цар 9:12), или возвышенности на холмах и горах, нередко избирались местом — истинного служения Богу, но весьма часто также и для идолослужения. По-видимому, с самых древних времен возвышенные места выбирались для сооружения жертвенников или алтарей (Быт 12:7, 22:2, 31:54). Прежде чем храм сделался определенным местом для богослужения, на вершинах гор обыкновенно сооружались жертвенники и алтари (Суд 6:25, 1Цар 9:12, 1Пар 16:39 и др.). По построении храма, подобные высоты сделались мерзостью потому именно, что они весьма часто осквернялись языческим идолослужением. Свящ. Писание замечает об одном царе Иудейском (Иоафаме), что он делал угодное в очах Господних во всем... только высоты не были отменены (4Цар 15:34). Горы и высоты всегда считались священнейшими почти во всех восточных религиях, как места возвышенные над землею и приближающие к небу. Высоты, упоминаемые в Свящ. Писании, находились: в Гаваоне (3Цар 3:4); в Арноне (Чис 21:28); Вааловы высоты (Чис 22:41); высоты Тофета (Иер 7:31); высоты Бама (Иез 20:29); высоты Авена (Ос 10:8) и др. Особенно отличались ревностью к устроению высот: Иорам (2Пар 21:11), Ахаз (2Пар 28:24-25) и Манасия (2Пар 33:3-7). В уничтожении высот особенно подвизались цари: Езекия (4Цар 18:4) и Иосия (4Цар 23:8). После Иосии о высотах в Библии уже не упоминается.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990