Высшая школа на Урале
Высшая школа на Урале
старейший пром. р-н страны, до нач. ХХ в. не имел своей высшей школы, хотя недостатка в проектах не было. Один из них связан с им. Д.И.Менделеева, к-рый в письме С.Ю.Витте (1899) предлагал основать именно на У., при мин. финансов, специальный мет. ин-т как высшее уч. зав., пригласив в него надлежащих знатоков этого дела. Предложение об орг-ции на У. высшей школы поддержали обществ. орг-ции (УОЛЕ), гос. деятели (П.А.Столыпин), писатели и публицисты (А.П.Чехов, Д.Н.Мамин-Сибиряк), ученые и обществ. деятели (А.М.Новиков, И.С.Сигов, В.А.Весновский и др.). На рубеже XIX-XX вв. поток прошений усилился, но решение вопроса откладывалось. Сказались экономическая отсталость У., несогласованнось ур. орг-ций по вопросу о типе высшей школы (политехникум или ун-т), о месте открытия буд. вуза (Пермь или Екат.), о доле участия местных орг-ций в расходах на ее создание. Старейшее на У. высшее уч. зав. возникло в Перми, где осенью 1916 открылось отд. Петроградского ун-та. В 1917 оно преобразуется в самостоятельный ун-т с физ.-мат., ист.-фил., юридическим и мед. ф-тами. В этом же году, 10 окт. 1917, был открыт в Екат. Ур. горный ин-т, в к-ром к занятиям приступили ок. 300 студентов. Гг. рев. 1917 и гражд. войны помешали развитию молодых вузов, находившихся еще в стадии орг-ции. Они понесли большой ущерб при отступлении колчаковцев с У.: значительная ч. оборудования и науч. кадров Перм. ун-та были вывезены в Сибирь, а горного ин-та - на Дальний Восток. Осенью 1919 - нач. 1920, ценой огромных усилий удалось возобновить работу этих уч. зав. в Перми и Екат. В дек. 1919 на базе учительского ин-та в Уфе открылся Башк. ин-т нар. образования с физ.-мат., естественным и ист.-лит. ф-тами. В связи с тем, что Екат. все более приобретал значение как общеур. ц., рук. органы Екат. губ. выдвинули предложение о создании ун-та на Ср. У. Их ходатайство было поддержано Наркомпросом (А.В.Луначарский, М.Н.Покровский), нашло сторонников среди общественности Петрограда и Моск. (А.М.Горький, акад. А.Е.Ферсман, проф. А.П.Пинкевич). В мае 1920 Наркомпрос признал целесообразным иметь в Екат. один вуз (ун-т) с тем, чтобы при его создании были использованы науч. кадры и оборудование местного горного ин-та. Это предрешило вопрос о том, что создаваемый ун-т должен стать новым типом многоотраслевого вуза, своего рода ассоциацией техн., естественных и гуманитарных ин-тов, к-рые делились бы на ф-ты. Оргкомитет во гл. с первым ректором проф. Пинкевичем шир. развернул работу по орг-ции нового вуза: в мае был разработан устав, ун-т получил книжные фонды библ. бывшего Царскосельского лицея, прислали книги из личных библ. А.Е. Ферсман, С.А.Чаплыгин, М.А. Павлов. Отбором оборудования для ун-та занимались бюро оргкомитета, созданные в Казани, Москве, Петрограде. Энергично вела подготовительную работу университетская комиссия в Екат. (Б.В.Дидковский). Это позволило СНК 19 окт. 1920 издать декрет об учреждении ун-та в составе горного, политехнического, с/х, мед., педагогического ин-тов, ин-та обществ. наук и раб. ф-та. Расширил работу и Перм. ун-т. В 1920/21 уч. г. на физ.-мат., техническом, с/х, мед. ф-тах занималось ок. 2 тыс. студентов. Ур. вузы имели квалифицированные кадры преподавателей. В Перм. ун-те работали 52 проф., в т.ч. буд. акад. И.М.Виноградов (математик), Б.Д.Греков (историк), А.А.Полка-нов (геолог), А.А.Рихтер (биолог), С.П. Обнорский (филолог) и др. Здесь был открыт естественный НИИ. Интенсивно шел процесс формирования науч. школ в Ур. ун-те под рук. металлургов - проф. В.Е.Грум-Гржимайло (в дальнейшем чл.-корр. АН СССР), Н.Н.Доброхотова (поз-днее - действительный член АН Украины), видного специалиста по кристаллографии А.В.Шубникова (позднее акад.). Шир. была изв. Ур. горно-геологическая школа (проф. Н.Г.Келль, К.К.Матвеев, А.А.Гапеев). Последствия голода и скромный бюджет гос-ва вынудили пр-во пойти в 1922-24 на изменение структуры вузов, сокращение ряда ин-тов и ф-тов. В Перм. ун-те остались агрономический, педагогический и мед. (сюда вошел медфак Ур. ун-та) ф-ты.В Ур. ун-те остались только технические ф-ты (горный, химико-мет.), в мае 1925 он был преобразован в Ур. политехнический ин-т (УПИ). До конца 20-х на У. существовали два вуза. Были созданы необходимые лаб., окрепли науч. кадры, произв. первые, хотя и немногочисленные еще вып. (в Екат. - 235, Перми - 900 специалистов). Между тем потребность в специалистах для экономики неуклонно возрастала, особенно после провозглашения политики соц. индустриализации. Пр-вом стала проводиться реформа высшей школы, к-рая предусматривала ее "втузирование", создание мелких специализированных ин-тов. Так, на базе УПИ в 1930 возникло 9 втузов (стали, цветных металлов, энергетический, машиностроительный, горный, лесотехнический и др.), Перм. ун-та - 5 (педагогический, мед., хи-мико-технологический, с/х, зооветеринарный). Это были, как правило, карликовые ин-ты с бедным оборудованием и слабыми кадрами. В нач. 30-х, помимо отраслевых ин-тов, открылись новые: механизации с.х-ва (Челяб.), педагогический и мед. (Свердл.), педагогический и мед. (Ижевск), мед. (Уфа). Если в 1928/29 уч. г. в Ур. обл. было два стационарных вуза с 3,5 тыс. студентов, то в 1932/33 уч. г. - 34 вуза с 18,4 тыс. студентов. Однако уже в нач. 30-х вскрылись крупные ошибки при реформе высшей школы: шир. применение в уч. процессе новых методов без их проверки, увлечение количественной стороной при создании вузов, ликвидация ун-тов. В 1931-32 пр-вом стали проводиться меры по рационализации сети вузов. Была прекращена подготовка инженеров узкого профиля, закрыты мн. отраслевые ин-ты, восстанавливались лекции как осн. форма обучения. В 1931 были вновь восстановлены ун-ты в Перми и Свердл. В 1934 на базе 7 отраслевых вузов был организован Ур. индустриальный ин-т, позднее переименованный в УПИ. Самостоятельными стали горный и лесотехнический ин-ты, к-рые превратились в крупные, многопрофильные вузы. Одноврем. шел процесс создания новых ин-тов. В Магнитогорске открылся горно-мет., в Перми - стоматологический, в Челяб. -педагогический, в Свердл. - юридический (переведен из Иркутска), консерватория, ин-т журналистики, в Уфе - филиал Моск. консерватории. В гг. второй пятилетки (1933-37) расходы на высшую школу возросли в 2,5 раза. С каждым годом увеличивались средства на стр. зданий и общежитий для вузов, их оборудование. Только в 1932 в стр. Втузгородка в Свердл. было вложено 20 млн руб. В 1933 были введены в эксплуатацию 4 блока уч. корпусов, 6 общежитий, 2 жил. дома для преподавателей. К концу 30-х стр. Втузгородка в осн. завершилось. Новые уч. корпуса и общежития получили и др. вузы. Коллективы многих ур. вузов пополнились опытными проф.-преподавательскими кадрами. Важное значение имело введение в 1934 ученых степеней. На У. первыми д-рами наук стали проф. индустриального ин-та С.С.Штейнберг (в дальнейшем чл.-корр. АН СССР), проф. горного ин-та Л.Д.Шевяков (в буд. акад.), проф. Перм. ун-та Е.С.Данини, А.О.Таусон, Перм. мед. ин-та - Э.М.Залкинд, В.Н.Парин. Для этого периода характерны не только улучшение содержания образования, но и высокие темпы подготовки специалистов. Вузы Свердл. во второй пол. 30-х только для пром. подготовили 10 тыс. специалистов с высшим образованием. Перм. мед. ин-т выпустил более 1,5 тыс. врачей. К 1935 удм. вузы подготовили 11,5 тыс. специалистов, из них 39% лиц удм. национальности. У. располагал разветвленной сетью уч. заведений, к-рая включала 39 вузов. Таким образом, он стал не только важнейшим индустриальным регионом, но и крупным вузовским ц. страны. В гг. войны число вузов увеличилось. В Кургане стал действовать с/х ин-т, в Оренб. - мед., в Уфе -авиационный, в Челяб. -механико-машиностроительный и мед., в Свердл. - театральный. Работая в тяжелейших условиях (нек-рые здания были заняты з-дами или использовались под госпитали), вузы предоставляли помещения и эвакуированным уч. заведениям (МГУ, Киевскому ветеринарному, Моск. нефтяному и др. ин-там). Ок. 6 тыс. студентов и сотрудников ур. вузов сражались с гитлеровскими захватчиками, мн. из них награждены орд. и медалями. Несмотря на трудности военного времени, вузы подготовили ок. 20 тыс. специалистов. С переходом к мирной деятельности началось расширение науч. и уч. деятельности вузов. Уже в 1945 пр-вом СССР было принято пост. по развитию ун-та в Свердл., на к-рый возлагалась задача по подготовке науч.-педагогических кадров для У., Сибири и Дальнего Востока. В связи с переоснащением пром. новейшей техникой расширяется подготовка инженерных кадров. В УПИ открылись физ.-техн. и радиотехнический ф-ты. В Челяб., на базе механико-машиностроительного, был организован политехнический ин-т (1951). В Перми открылись горный и машиностроительный ин-ты (на их базе позднее был образован политехнический ин-т), в Ижевске - мех. ин-т, в Свердл. - электромеханический ин-т инженеров ж/д транспорта, в Кургане - машиностр. Рост числа старшеклассников в ср. школе привел к изменениям в структуре высших уч. зав., готовивших учительские кадры: нек-рые ур. ин-ты закрылись, на базе др. (в Магнитогорске, Нижнем Тагиле) были организованы педагогические ин-ты. Стране требовалось все больше специалистов разл. отраслей. В Челяб. и Перми стали действовать ин-ты культуры, в Свердл. - нар. х-ва и арх. Послевоенные гг. характеризуются активными поисками новых форм подготовки специалистов. Совершенствование уч. процесса шло по линии пересмотра уч. планов, внедрения техн. средств обучения, упорядочения произв. обучения. Нек-рые вузы (Ур. и Башк. ун-ты) стали осуществлять функцию не только подготовки специалистов, но и повышения квалификации. Значительное внимание стало уделяться вечернему и заочному образованию. В 60-е оно стало развиваться даже интенсивнее, чем на стационарных отд. В последующие гг. устанавливается более правильное соотношение между этими формами обучения. В 1969 организуются подготовительные отд., усилившие приток в уч. зав. молодежи с произв. Однако снижение требований к этой категории поступающих в вузы отрицательно сказалось на общем проф. уровне выпускников. 70-е отмечены кампанией создания ун-тов. Они были открыты в Ижевске и Челяб., правда, без наличия достаточной мат. базы и кадров. Явное отставание высшей школы в 70-е от требований науч.-техн.рев. приводило к попыткам усилить связи вузов с произв. путем открытия филиалов кафедр на з-дах. Качественно новые по своему характеру структурные подразделения -узкоспециализированные кафедры, их филиалы на з-дах, уч.-произв. комплексы и объединения на базе акад. ин-тов, ведущих учреждений, пром. предприятий в конце 70-х - 80-е были образованы в Свердл. ин-те нар. х-ва, в Ур. лесотехническом, ж/д ин-тах, Магнитогорском горно-мет. ин-те, Ур. ун-те, политехнических ин-тах Свердл., Челяб., Оренб. Однако предприятия и орг-ции были лишены возможности финансировать "напрямую" подготовку специалистов необходимого им профиля. Они подчас неохотно открывали у себя вузовские кафедры, не помогали вузовской науке. Все это обусловило серьезное отставание готовившихся специалистов от требований науч.-техн. рев. В результате уже в 80-е в Ур. экономическом районе избыток выпускников традиционных специальностей сочетается с их нехваткой по новым направлениям науки и техники. В 90-е произошли структурные изменения: ведущие техн. вузы переименованы в академии и ун-ты. Ур., Перм., Челяб. политехнические ин-ты получили статус техн. ун-тов, ряд вузов (Ур. лесотехнический, Свердл. горный, Свердл. юридический, архитектурный и мед. ин-ты) - статус академий, Свердл. педагогическому и Свердл. инженерно-педагогическому ин-там был присвоен статус ун-тов. Разветвленная сеть вузов, расположенных на тер. У., позволяет вести подготовку кадров для мн. отраслей нар. х-ва. В начале 90-х в 56 вузах обучалось 311,1 тыс. студентов, примерно в 3 раза больше, чем во всех вузах дореволюционной России. Лит.: Николаев С.Ф. Старейший на Урале. Молотов, 1948; Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции 1920-37 гг. Свердловск, 1970; Главацкий М.Е. Высшее и среднее образование // История Урала. Т.2. Пермь, 1977. Главацкий М.Е., Светлова И.Г., Чуфаров В.Г.