(р. 28.08.1939) — спец. в обл. аксиологии, эстетики и филос. культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Гдове Псковской обл. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1970), асп. по кафедре этики и эстетики (1973). С 1973 работает на филос. ф-те ЛГУ; зам. директора ИПК, с 1992 — зав. кафедрой филос. и культурологии Респ. Гуманит. ин-та при даннбм ун-те. С 1998 — декан филос. ф-та Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород), зав. первой в России кафедрой аксиологии. Канд. дисс. — "Познание и оценка в искусстве слова" (1973); докт. дисс. — "Эстетика в системе философского знания" (1988). Отв. ред. сб. "Эстетическое воспитание в вузе" (Л., 1990), "Человек и духовно-культурные основы возрождения России" (СПб., 1996) и ряда др. изд. В. ввел понятие "аксиология культуры" для обозначения новой филос.-культурол. дисциплины, к-рая представляет собой как ценностную теорию культуры, так и учение о ее основополагающих ценностях. В ее основе — разработанная им с начала 1970-х гг. межсубъектная концепция ценности, для к-рой распространенная субъектно-объектная модель является, по его мнению, лишь частным случаем (субъект — объект — субъект), относящимся к оценке материальных носителей ценностей. Субъектами ценностных отношений выступают Человек (от личности до об-ва), Бог, Природа. Эта концепция исходит из того, что в человеке соединены три высшие и сокровенные тайны Бытия: Жизнь — Сознание (сверхжизнь) — Дух (сверхсознание), или дух. потенциал бесконечной вселенской жизни, проявляющейся в человеч. бытии в виде ценностей как внутр. основы и ядра культуры. В этом смысле ценность — это истина духа и содержательная основа мировоззрения и культуры в целом, а не просто оценочно-познавательное отношение субъекта к объекту. На этой основе разработана содержательная концепция оценки как аксиол. категории в единстве оценочного отношения (оценка — процесс) в рамках психол. оценок и оценочного суждения (оценка — результат) в сфере логики оценок. Гл. задача аксиол. функции филос— раскрывать вечные вопросы бытия в болевых точках своего времени — становится интегрирующей задачей всего филос. знания. Эти разработки используются в иссл. духовно-целостного содержания и оценочно-познавательной структуры художеств. образа, специфики эстетич. и художеств. ценностей и оценок, в анализе становления и осн. этапов развития мировой художеств. культуры. В наст. вр. В. иссл. роль и особенности функционирования общечеловеч. и дух. ценностей в истории и культуре России.
Соч.
: Оценка как аксиологическая категория // Вопросы философии и психологии. Вып.4. Л., 1972; Генезис оценочного сознания // Там же. Вып.6. Л., 1973; Системный подход и эстетика // В. ЛГУ. № 17. Вып.3. 1980; Методологическая роль эстетики как философской науки // Эвристическая и методологическая функции философии в научном познании. Л., 1980; Эстетика в системе философского знания. Л., 1984; О методологической роли общефилософских категорий в исследовании проблемы идеального // Роль философии в научном познании. Л., 1990; Общечеловеческие ценности и культура России // Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб., 1993; Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. № 3—6; Аксиология: становление и основные этапы развития // Там же. 1995. № 6; 1996. № 1; Русская философия ценностей и западная аксиология // Вече: Альманах русской философии и культуры. СПб., 1996. Вып.5; Аксиология культуры. СПб., 1996; Философия ценностей и вызов XXI века // Философия и вызов XXI века. СПб., 1996; Ценности российской духовности: кризис и возрождение // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1996; Какая идеология нужна современной России? // В. Новгородского ун-та им. Ярослава Мудрого. 1999. № 12; Аксиология культуры в системе кулыпурфилософского знания // Там же. 2000. № 16.