ВЫЗОВ И ОТВЕТ

Найдено 1 определение
"ВЫЗОВ И ОТВЕТ"
категории, символизирующие процесс качественного развития через преодоление кризиса, при помощи которых А. Дж. Тойнби объяснял движущие силы истории. Концепция «вызов и ответ» сложилась как теоретический компонент и методологический инструмент теории цивилизаций. В дальнейшем термины получили расширительное толкование и стали использоваться в гуманитарных исследованиях для обозначения парадигмы конфликтного развития. В марксизме существует близкая по смыслу формула диалектического развития «тезис-антитезис-синтез». Сам Тойнби считал, что взаимосвязь вызова и ответа может быть описана в категориях китайской философии «инь» и «ян». Согласно Тойнби, динамика цивилизаций (возникновение, рост, надлом, упадок и разложение) определяется законом «вызова и ответа». В своем развитии человеческие сообщества постоянно дают ответы на разнообразные вызовы, движение истории определяется полнотой и интенсивностью «ответа» на «вызов». Вызов является некой исторической ситуацией, проблемой, конфликтом, преодолевая который цивилизация обретает свою идентичность, расширяет экологическую нишу, создает условия для дальнейшего развития. Конкретные проявления и формы вызова могут быть разнообразны. Они подразделяются на вызовы природной среды (связанные, в основном с освоением или расширением экологической ниши существования исторического сообщества) и вызовы человеческой среды (демографическое давление, социально-экономические кризисы, экспансия, культурные влияния). Характерно, что на один и тот же вызов отдельные общности, принадлежащие к одной цивилизации, могут дать разные ответы.
В качестве одного из примеров Тойнби приводит развитие древнегреческих сообществ в VII-VI вв. до н. э. Демографическое давление привело к реформам Ликурга на Пелопоннесе, к распространению греческой колонизации на островах и вдоль всего побережья Средиземного моря и появлению афинской демократии, ориентированной на торговлю. Близким по значению понятием у Тойнби являются так называемые «стимулы роста». Они делятся на природные (стимулы бесплодной земли или стимулы новой земли) и стимулы человеческого окружения (стимул ударов, стимул давления, стимул ущемления). Так европейская цивилизация в Северной Америке в XVII в. формировалась под воздействием стимула новых земель и стимула религиозной дискриминации пуритан-колонистов. Адекватный ответ на вызов - заслуга творческого меньшинства и отдельных личностей, которые способны генерировать новые идеи, технологии, модели поведения. Историософия Тойнби исходит из того, что каждый индивид тождественен всей целостности общества, как ген. Творческая личность стремится преобразовать других и испытывает в этом жизненную необходимость. Творческое меньшинство отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Ключевые черты западной цивилизации, которые привели ее к господству, демократия и индустриализм, по мнению Тойнби, возникли из глубин творческого меньшинства. Существует разрыв между массовым сознанием и сознанием меньшинства, на целую эпоху. Описывая воздействие меньшинства на цивилизацию Тойнби использовал двухтактный ритм «ухода» и «возврата». Неспособность традиционалистски настроенного общества воспринять актуальные идеи и практики побуждает меньшинство к «уходу». Под ним понимается время осознания идеала, ухода от активной деятельности, время накопления энергии, изоляция в некой социальной, культурной или экологической нише. По истечении определенного времени у меньшинства есть комплекс новых средств для практического преодоления вызова, а осознавшее необходимость преобразований общество в состоянии их адекватно воспринять. Возврат - время практической реализации идеала. Ритм ухода и возврата описывается Тойнби на примерах как личностей Иисуса, Давида, Будды, Конфуция, Игнатия Лойолы, Мухаммеда, Макиавелли, Петра I, так и социальных групп, идеологий, философских и религиозных течений.
В период возврата творческое меньшинство превращается в новую элиту. Сначала она властвует в силу обретенного авторитета, но впоследствии перерождается. «Господствующее меньшинство» оказывается неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на «вызовы» истории, оно озабочено только удержанием власти. Неспособность справиться с обстоятельствами и постоянно возникающими вызовами приводит к «надлому» цивилизации. Отчужденная масса населения становится конформистским «внутренним пролетариатом», бездействие которого, совместно с агрессией внешних врагов (внешний пролетариат), в конечном счете разрушает данную цивилизацию. Таким образом, концепция вызова и ответа соединяет приемы позитивистской историографии с философскими идеями «творческой эволюции» (А. Бергсон).
Лит.: Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. о. в. ким

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
336.13 кб

Вызов или ответ ислама?

Козин Николай
«Свободная мысль», М., 2007 г., № 1, с. 22-36.
Читать PDF
180.72 кб

ОТВЕТЫ РОССИИ НА ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА

Лункин Роман
Читать PDF
110.41 кб

Ответ НАТО на вызов трансформации

Уильямс Питер
Перевод с английского О.В.Кузина
Читать PDF
108.07 кб

От февраля к октябрю: вызов и ответ

Казин Александр Леонидович
Вопрос о природе двух русских революций 1917 г. до сих пор не решен. В последнее время говорят даже о единой русской революции с двумя этапами февральским и октябрьским.
Читать PDF
29.50 мб

Белорусский ответ на украинский вызов

Николюк Сергей Александрович
Читать PDF
978.04 кб

Стратегия этнизации: вызов без ответа?

Галоян А. С.
Статья посвящена этнизации как одному из инструментов политики идентичности. Популярность этой стратегии сочетается с опасной возможностью её использования для порождения сепаратизма и социальной дезинтеграции.
Читать PDF
68.19 кб

Глобализация: вызовы истории и ответы теории

Журавлев Виталий Васильевич
Читать PDF
260.79 кб

КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ В ЕВРОПЕ: ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ

Водопьянова Елена Викторовна
Читать PDF
269.53 кб

Новые ответы на старые вызовы (вместо предисловия)

Прилуцкий Александр Михайлович
Читать PDF
631.73 кб

Поиск достойного ответа историческому вызову России

Кальной Игорь Иванович
В 2017 г. Россия отмечает очередной исторический юбилей, это событие демонстрирует реальность исторического вызова, который ждет достойного ответа.
Читать PDF
124.77 кб

Цивилизационная идентичность России: вызовы и ответы

Костина Анна Владимировна
Проблема цивилизационной идентичности сегодня является одной из центральных для России, определяющих вектор ее развития, ее конечные цели, а также стратегию и тактику их достижения.
Читать PDF
397.66 кб

Традиционный ответ на вызов истории. Вызов (часть i)

Абдуллин А. Р.
В статье предложен феномен, обозначенный «первобытным сознанием».
Читать PDF
473.55 кб

Традиционный ответ на вызов истории. Ответ (часть II)

Абдуллин А. Р.
Во второй части обосновывается неисторичность традиционных обществ.
Читать PDF
102.66 кб

И. Кант: этический ответ на вызов эпохи секуляризации

Соловьев Эрих Юрьевич
Читать PDF
557.33 кб

ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В XXI В

Пастухов Владимир Борисович