категории, символизирующие процесс качественного развития через преодоление кризиса, при помощи которых А. Дж. Тойнби объяснял движущие силы истории. Концепция «вызов и ответ» сложилась как теоретический компонент и методологический инструмент теории цивилизаций. В дальнейшем термины получили расширительное толкование и стали использоваться в гуманитарных исследованиях для обозначения парадигмы конфликтного развития. В марксизме существует близкая по смыслу формула диалектического развития «тезис-антитезис-синтез». Сам Тойнби считал, что взаимосвязь вызова и ответа может быть описана в категориях китайской философии «инь» и «ян». Согласно Тойнби, динамика цивилизаций (возникновение, рост, надлом, упадок и разложение) определяется законом «вызова и ответа». В своем развитии человеческие сообщества постоянно дают ответы на разнообразные вызовы, движение истории определяется полнотой и интенсивностью «ответа» на «вызов». Вызов является некой исторической ситуацией, проблемой, конфликтом, преодолевая который цивилизация обретает свою идентичность, расширяет экологическую нишу, создает условия для дальнейшего развития. Конкретные проявления и формы вызова могут быть разнообразны. Они подразделяются на вызовы природной среды (связанные, в основном с освоением или расширением экологической ниши существования исторического сообщества) и вызовы человеческой среды (демографическое давление, социально-экономические кризисы, экспансия, культурные влияния). Характерно, что на один и тот же вызов отдельные общности, принадлежащие к одной цивилизации, могут дать разные ответы.
В качестве одного из примеров Тойнби приводит развитие древнегреческих сообществ в VII-VI вв. до н. э. Демографическое давление привело к реформам Ликурга на Пелопоннесе, к распространению греческой колонизации на островах и вдоль всего побережья Средиземного моря и появлению афинской демократии, ориентированной на торговлю. Близким по значению понятием у Тойнби являются так называемые «стимулы роста». Они делятся на природные (стимулы бесплодной земли или стимулы новой земли) и стимулы человеческого окружения (стимул ударов, стимул давления, стимул ущемления). Так европейская цивилизация в Северной Америке в XVII в. формировалась под воздействием стимула новых земель и стимула религиозной дискриминации пуритан-колонистов. Адекватный ответ на вызов - заслуга творческого меньшинства и отдельных личностей, которые способны генерировать новые идеи, технологии, модели поведения. Историософия Тойнби исходит из того, что каждый индивид тождественен всей целостности общества, как ген. Творческая личность стремится преобразовать других и испытывает в этом жизненную необходимость. Творческое меньшинство отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Ключевые черты западной цивилизации, которые привели ее к господству, демократия и индустриализм, по мнению Тойнби, возникли из глубин творческого меньшинства. Существует разрыв между массовым сознанием и сознанием меньшинства, на целую эпоху. Описывая воздействие меньшинства на цивилизацию Тойнби использовал двухтактный ритм «ухода» и «возврата». Неспособность традиционалистски настроенного общества воспринять актуальные идеи и практики побуждает меньшинство к «уходу». Под ним понимается время осознания идеала, ухода от активной деятельности, время накопления энергии, изоляция в некой социальной, культурной или экологической нише. По истечении определенного времени у меньшинства есть комплекс новых средств для практического преодоления вызова, а осознавшее необходимость преобразований общество в состоянии их адекватно воспринять. Возврат - время практической реализации идеала. Ритм ухода и возврата описывается Тойнби на примерах как личностей Иисуса, Давида, Будды, Конфуция, Игнатия Лойолы, Мухаммеда, Макиавелли, Петра I, так и социальных групп, идеологий, философских и религиозных течений.
В период возврата творческое меньшинство превращается в новую элиту. Сначала она властвует в силу обретенного авторитета, но впоследствии перерождается. «Господствующее меньшинство» оказывается неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на «вызовы» истории, оно озабочено только удержанием власти. Неспособность справиться с обстоятельствами и постоянно возникающими вызовами приводит к «надлому» цивилизации. Отчужденная масса населения становится конформистским «внутренним пролетариатом», бездействие которого, совместно с агрессией внешних врагов (внешний пролетариат), в конечном счете разрушает данную цивилизацию. Таким образом, концепция вызова и ответа соединяет приемы позитивистской историографии с философскими идеями «творческой эволюции» (А. Бергсон).
Лит.: Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. о. в. ким
ВЫЗОВ И ОТВЕТ
"ВЫЗОВ И ОТВЕТ"
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.