ЮБИЛЕИ ЛОМОНОСОВА

Найдено 1 определение
ЮБИЛЕИ ЛОМОНОСОВА
торжественноотмечаемые годовщины его жизни. Исторически сложилось так, что первый Ю. Л. отмечался в столетнюю годовщину со дня его смерти, что, повидимому, объяснялось совпадением столетия со дня рождения Л. с другим выдающимся событием в жизни России – освобождением крестьян. К юбилею 1765 г. в АН стали готовиться достаточно заблаговременно, именно к нему академик П. С. Билярский подготовил обширный том собранных им архивных материалов о жизни Л. («Материалы для биографии Ломоносова»), изданный в Петербурге в 1865 г. Вместе с тем Академия намеревалась отпраздновать юбилей достаточно скромно, ограничившись торжественным заседанием в Большом зале своего здания. Независимо от этих планов желание отметить Ю. Л. возникло и у представителей русской общественности.
В марте 1865 г. группа петербургских литераторов во главе с поэтом Аполлоном Майковым обратилась к министру внутренних дел с Прошением, в котором излагались мотивы намечаемого празднования и предложена его программа.
В ней предлагалось: 1) устроить поминальное богослужение в АлександроНевсой лавре и на могиле Л.; 2) провести по подписке (то есть, с предварительной записью желающих в нем участвовать и с внесением ими денег) обед в зале Дворянского собрания; 3) организовать сбор средств: на учреждение двух Ломоносовских стипендий в Московском университете и в Московской духовной академии преемнице Славяно-греколатинской академии, на создание юбилейной медали и премии «за лучшее сочинение о Ломоносове для простого народа, из которого бы русский простолюдин мог ясно уразуметь, до какой степени он может подняться при терпении и энергическом стремлении к самообразованию»; 4) устроить по специальной программе спектакль в Мариинском театре и, наконец, 5) учредить «Ломоносовское» Общество любителей русской словесности и науки . Прошение было подано затем императору и Александр II его утвердил, отменив лишь последний пункт программы празднования. После этого в периодической печати была начата компания по пропаганде предстоящего празднования. Майков опубликовал в «Сыне Отечества» статью под заглавием «Несколько слов по поводу столетней памяти Ломоносова», где попытался показать заслуги Л. перед русской наукой и культурой и познакомил читателей с программой Ю. По мысли инициаторов этот Ю. должен быть всесословным праздником, объединяющим русских людей в духе «православия, самодержавия и народности». Аналогичные статьи печатались и в ряде других газет Петербурга.
В результате этой газетной кампании к празднованию Ю. Л. стали готовиться во многих городах России и особенно в Архангелогородской губернии. Со своей стороны Св. Синод призвал провести поминальные богослужения во всех храмах страны, а в Петербурге такое богослужение было отмечено особой торжественностью. Заупокойную литию совершал митрополит Петербургский и Новгородский Исидор «в сослужении с шестью архимандритами и четырьмя иеромонахами», а соборную панихиду затем служили с еще большим составом клира. На могиле Л. также была совершена лития и провозглашена ему вечная память. Отношение церкви к Л. выразил митрополит Исидор, сказавший, что он был «истинным православным христианином и тем показал образец истинного ученого ученым и писателям нынешнего времени». (Церковь словно забыла, что отношения Л. с духовенством отнюдь не носили идиллического характера.) Общество, отметив православие Л., затем обратилось к празднованию «самодержавия и народности» этого юбилея. 7 апреля был устроен обед в Дворянском собрании, в котором приняли участие и выступили со стихами и речами ряд видных литераторов того времени -А. Майков, Я. Полонский, Ф. И. Фет, И. А. Гончаров и др. По отзыву газетного хроникера в выступлениях на обеде звучала мысль о единстве народа с русским царем, которое «является драгоценным задатком нашего благоденствия». Ю.Л. в АН был отмечен 6 апреля торжественным заседанием, на котором в присутствии более тысячи человек выступили академики Я. К. Грот с докладом «Очерк академической деятельности Ломоносова» и А. В. Никитенко. Доклад Грота затем был выпущен отдельной брошюрой. Ю. Л. в Москве был отмечен значительно скромнее и ограничилось заседаниями в Московском университете и в Обществе любителей российской словесности. Кроме двух русских столиц Ю. Л. был отпразднован еще по меньшей мере в 25 городах страны, причем особенно торжественно и многолюдно он был отмечен на родной земле Л. Начавшись 5 апреля божественной литургией в Куростровской церкви, в которой был крещен Л., и речами, в которых выступавшие рассказывали о жизни и заслугах Л. празднование переместилось в Архангельск. Здесь 6 апреля в Архангельском кафедральном соборе началась божественная литургия, которую совершал епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил с участием двух архимандритов и всего духовенства города. Затем от собора к памятнику Л. двинулась многочисленная процессия представителей всех сословий и учащихся учебных заведений города. По прибытии на площадь был совершен молебен и провозглашена вечная память всему царствующему дом, Св. Синоду, всему епархиальному синклиту и, наконец, «отцу русского слова и русской науки, болярину М. В. Ломоносову», а также многая лета «всем трудящимся в пользу просвещения России». После этого были произнесены речи, в одной из которых было сказано о прошении на высочайшее имя разрешить открыть подписку на сооружение памятника Л. в родной его деревне. Празднование закончилось пением оды Л. «Да хвалит дух мой и язык...» и обедом для приглашенных на празднование крестьян. Празднование Ю. Л. состоялось также и в г. Пинеге. Нельзя не отметить, что различные общественные группы пытались использовать Ю. Л. в своих целях. Так славянофилы подчеркивали народное начало, а «почвенники» – связь народа с образованными сословиями. Самую крайнюю славянофильскую позицию высказал В. И. Ламанский в брошюре «Столетняя память Михаилу Васильевичу Ломоносову. 4 апреля 1865 г., лейтмотивом которой был протест против немецкого засилья в АН. К Ю. Л. отрицательно отнеслись представители революционнодемократического течения. Близкий к кругу Н. Г. Чернышевсого П. А. Бибиков в своем неприятии юбилейного славословия дошел до усиления негативных черт Л., пытаясь, тем самым, поставить под сомнение вообще это празднование. Ю. Л. 1865 г. имел особое значение в истории русской культуры и в Ломоносововедении: он стал по существу первым в нашей истории праздником культуры и науки и крупным этапом в разработке биографии Л. и в создании предпосылок для последующего его всестороннего изучения. К празднованию двухсотлетней годовщины со дня рождения Л. АН начала готовиться еще в апреле 1909 г. По предложению академика А. А. Шахматова была создана Юбилейная комиссия. Ее председателем стал непременный секретарь АН академик С. Ф. Ольденбург, а членами – В. И. Ламанский, А. А. Шахматов, А. И. Соболевский, Н. И. Бекетов, В. И. Вернадский и Б. Б. Голицын. Была составлена программа подготовки к Ю. Л., в которой намечалось закончить, начатое по предложению М. И. Сухомлинова издание сочинений Л., издать ряд научных сборников, создать словарь языка Л. и мн. др. Кроме того предполагалось устроить в юбилейные дни при АН выставку, учредить Ломоносовский институт и соорудить между Университетом и АН памятник Л.
В 1910 г. Юбилейная комиссия пополнилась новыми членами, в число которых вошел и Б. Н. Меншуткин. АН объявила о премиях за ученое жизнеописание Л. и за сочинения, освещающие деятельность Л. в различных областях знания. Предстоящее празднование побудило многих ученых искать новые документы, имеющие отношение к Л.
В 1910 г. Ольденбург предложил издать также хронологическую канву деятельности Л. – «Труды и дни Ломоносова». За год до годовщины Юбилейная комиссия решила попросить президента Академии великого князя Константина написать кантату в честь Л., а за сочинение музыки к ней взялся некий А. С. Танеев, однофамилец композитора С.И. Танеева. Наряду с этим возникли споры о месте сооружения памятника Л. и о территории под Ломоносвский институт. Все эти хлопоты отвлекли Комиссию от работы по поиску архивных документах и углубленному изучению творчества Л. На 7 ноября 1911 г .решением Св. Синода по всем церквам российской империи была назначена заупокойная служба и панихида по Л., а во всех духовных учебных заведениях Синод предложил в этот день устроить чтения, посвященные Л. 8 ноября в зале Дворянского собрания состоялось торжественное заседание АН, начавшееся вступительным словом «августейшего» президента и исполнением написанной им торжественной кантаты. Затем были заслушаны доклады: Б. Н. Меншуткина «Ломоносов как естествоиспытатель», А. И. Соболевскго «Ломоносов в истории русского языка», П. И. Вальдена «Ломоносов как химик» и В. И. Сиповского «Литературная деятельность Ломоносова». Заседание закончилось чтением адресов от учреждений и обществ.
В рамках юбилейных торжеств была организована выставка «Ломоносов и Елизаветинское время». Из выдвинутой Юбилейной комиссией программы удалось лишь издать написанное Меншуткиным жизнеописание Л. Некоторые университеты издали Ломоносовские сборники, которые также подготовили и издали в Петербурге и Архангельске. Директор мужской гимназии в Уфе И. М. Белоусов подготовил «Словарь Ломоносовского языка». Г. З. Кунцевич подготовил «Библиографию сочинений М. В. Ломоносова» Обе эти работы были премированы, а труд Кунцевича был опубликован в 1918 г. Неудача постигла идею создания «Ломоносовского института». Юбилей 1911 г. был торжественно отпразднован на родине Л. Накануне Ю. во всех церквах Архангельска были отслужены всенощные, а 8 ноября заупокойные литургии и панихиды по «в Бозе почившем Михайле Васильевиче».
В 12 часов 8 ноября состоялась панихида в Архангельском кафедральном соборе. Перед ее началом протоиерей В. А. Смирнов произнес Слово, в котором всячески подчеркивал христианские добродетели Л., чрез всю жизнь которого, по мнению Смирнова, прошла великая вера в Бога. Панихиду служил епископ Архангельский и Холмогорский Михей «с сонмом городского духовенства». По окончании панихиды состоялось торжественное шествие к памятнику Л. с торжественным возложением венков, выступлениями и исполнением государственного гимна.
В городской думе состоялось чествование памяти Л. для учащихся низших школ и духовного училища, а во всех учебных заведениях состоялись торжественные акты. Ю. Л. был отпразднован также в селе Ломоносове, в Холмогорах, в Кеми, в Шенкурске и ряде других мест. Следующий 250-летний Ю. Л. был отпразднован уже в советское время, в 1961 г. Естественно, что весь его тон был задан идеологическими органами КПСС, которые примерно к этому времени заканчивали кампанию «по борьбе с преклонением перед иностранщиной».
В результате и Ю. Л. и практически вся выпущенная к нему литература оказались наполненными неумеренными восхвалениями Л., приписыванием ему открытий, о которых он сам не имел ни малейшего понятия., превращением Л. в материалиста, почти атеиста и т. п.
В результате для людей думающих и знакомых с историей науки Л. на долгое время стал весьма одиозной личностью. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в этот и последовавший в 1986 г. 275-летний Ю. удалось выполнить многое из программы 1911 г. Так, в частности, на Менделеевской линии в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) был воздвигнут памятник Л., создана «Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова», к 1983 г. закончено издание 11 томов первого действительно полного собрания его сочинений, написан ряд книг, посвященных различным направлениям творчества Л. Во время празднования Ю. Л. проведена большая работа по пропаганде его жизни и творчества, заметную роль в которой сыграл открытый в 1949 г. Музей М. В. Ломоносова. Отмеченный в 2011 г. трехсотлетний юбилей Л. прошел достаточно скромно., за исключением г. Архангельска и области, где постарались воздать доложное своему великому зхаемляку...
В государственном Эрмитаже СПб была создана прекрасная выставка «Ломоносов и елизаветинское время» . По решению прзидиума РАН было издано 2-е исправленное и дополненное Полное десятитомное собрание сочинений М. В. Ломоносова, в создании которогороиняли участие ряд институтов РАН. Заметными событиями в Ломоносоведении стал вход всвет двух сборников – Ломоносов. Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т.Х.(Наука. СПб. 2011) и Новое о Лмоносове («Янус-К». М. 2011).К сожалению, празднование этого Ю. не вызвало новой волны интереса к Л., оправданного истинными его заслугами перед русской культурой и наукой, перед нашим Отечеством.
Лит.: Берков П. Н. Ломоносовский юбилей 1865 г.// Ломоносов. II. С.216-247. Кулябко Е. С. Ломоносовский юбилей 1911 г.// Литературное творчество М. В. Ломоносова. М.: Л. 1962. С.300-312.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012