Род. 1899, ум. 1968. Философ, специалист в области исторического материализма, научного коммунизма. Лауреат Государственной премии СССР (1943). Действительный член АН СССР (1953).
Юдин, Павел Федорович
ЮДИН Павел Федорович
(26.8.1899–10.4.1968), парт. деятель, академик АН СССР (с 23.10.1953; чл. – корр. с 28.1.1939), лауреат Сталинской премии (1943). Сын крестьянина. Окончил Ин?т красной профессуры (1931). С 1917 работал токарем. В 1918 вступил в РКП(б), в 1919 – в РККА. В 1920?х гг. занимался редакторской работой, зав. отделом Нижегородского губкома ВКП(б). В 1932–38 дир. Ин?та красной профессуры. С сент 1934 по май 1935 зам. зав. Отделом культуры и пропаганды ленинизма, с июня 1935 по июль 1937 – Отдела печати и изд?в ЦК ВКП(б). В 1937–47 зав. ОГИЗом и одноврем. в 1938–44 дир. Ин?та философии АН СССР. Руководил развитием сов. философской науки исключительно в догматич. русле учения Маркса – Ленина – Сталина, проводил жесткую партийную издательскую политику. С 1946 главный редактор журнала «Советская книга», одноврем. в 1946–53 гл. ред. газеты «За прочный мир, за народную демократию». В 1952–61 чл. ЦК КПСС. С 16.10.1952 кандидат в чл. Президиума ЦК КПСС. Автор трудов по истории философии, ист. материализму и науч. коммунизму. После смерти И.В. Сталина 5.3.1953 выведен из состава Президиума ЦК. В 1953 полит. советник при Сов. воен. администрации в Германии и Верх. комисаре СССР в Германаии. 3.12.1953–15.10.1959 посол СССР в Китае. С 1959 на науч. работе.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
ЮДИН Павел Федорович
(1899-1968) В 1946-53 гл. ред. ж. «Советская книга», одноврем. в 1947-50 шеф-ред. газ. "За прочный мир, за народную демократию" (Бухарест). Философ, гос. деятель, академик (1953). Член РКП(б) с 1918. Из рабочих. Окончил петрогр. Коммунистический ун-т (1924) и ИКП (1931). Участник гражд. войны. С 1924 на журналистской и парт. работе в Н.-Новгороде. В 1932-44 директор Ин-та философии Комакадемии (с 1936 – АН СССР). Представитель "сталинского", "боевитого" направления в филос. науке (также М.Митин, М.Каммари, В.Ральцевич, И.Разумовский). Приближенный Сталина, приспособленец и карьерист, вместе с М.Митиным и Л.Мехлисом утверждал величие Сталина как ученого и философа. Столкнулся с Г.Александровым и его сторонниками-философами (Б.Кедров, П.Федосеев, И.Щипанов, Т.Ойзерман, М.Иовчук), в 1944 смещен с поста директора Ин-та философии. В 1937-47 директор ОГИЗа. В 1953 зам. верховного комиссара СССР в Германии. В 1953-59 посол СССР в Китае. С 1960 сотр. Ин-та философии АН СССР. В 1952-53 канд. в члены Президиума ЦК КПСС. Тр. по ист. материализму и научному коммунизму, в т.ч. кн. «Материалистическое и религиозное мировоззрение» (1930), «Марксизм-ленинизм о культуре и культурной революции» (1933), «Г.В.Плеханов» (1943), «От социализма к коммунизму» (1962). Лауреат Ст. пр. (1943).
Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
ЮДИН Павел Федорович
(1899–1968), советский философ, партийный и государственный деятель.
Директор Института красной профессуры (1932–1938). Директор Объединения государственных книжно‑журнальных издательств (ОГИЗ) (1937–1947). Директор Института философии АН СССР (1938–1944). Член‑корреспондент АН СССР (1939). Лауреат Сталинской премии 1943 за участие в создании трехтомной «Истории философии» (1941–1943). Кандидат в члены Президиума ЦК КПСС (1952). Академик АН СССР (1953).
И. В. Сталин давно знал и уважал П.Ф. Юдина. Он был секретарем партийной организации Союза писателей СССР, близким другом Максима Горького. П.Ф. Юдин был участником встречи И.В. Сталина с философами в декабре 1930. После выхода «Краткого курса истории ВКП(б)» с написанной И.В. Сталиным работой «О диалектическом и историческом материализме» он дал задание директору Института философии АН СССР П.Ф. Юдину создать для массового читателя ряд книг по философским дисциплинам, по марксистско‑ленинской философии.
В Институте философии АН СССР посовещались и решили выпустить хрестоматии с высказываниями классиков марксизма‑ленинизма по разным вопросам. Посмотрев эти хрестоматии, И.В. Сталин сказал:
– Вы думаете, что только вы умные, а другие дураки. Сами читаете сочинения классиков, а другие пусть цитатками пользуются?!
В 1949 г. Мао Цзэдун обратился к И.В. Сталину с просьбой прислать философа‑марксиста, чтобы он познакомился с его произведениями, стал редактором русского издания. Выбор И.В. Сталина пал на члена‑корреспондента Академии наук П.Ф. Юдина.
Мао Цзэдун собрал воедино свои выступления и статьи разных лет и хотел их просмотреть перед публикацией, а если понадобится, то внести дополнения и исправления по содержанию. Чтобы в работе не было допущено каких‑либо ошибок с точки зрения марксизма‑ленинизма, пожелал показать написанное специалисту в области марксистско‑ленинской философии. Юдин прибыл в Китай. Они стали работать, сдружились. Юдин ездил к Мао, но и Мао часто приезжал к Юдину. П.Ф. Юдин был Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Китае, и И.В. Сталина беспокоило, как бы это не дало повода для обвинений в неуважительном отношении к китайскому лидеру.
Юдин рассказывал Сталину, как продвигается их работа, что и почему редактируется в трудах Мао. Однажды Сталин, своеобразно обратившись, спросил:
– Товарищ Пэ Ю‑Дин, как вы считаете: марксист ли товарищ Мао Цзэдун?
Юдин ответил:
– Товарищ Сталин, я думаю, что товарищ Мао Цзэдун своеобразный китайский философ. У него много от марксизма, но много и от революционных демократов типа наших. Крестьянская страна.
П.Ф. Юдин отмечал, что Мао Цзэдун не изучал подлинных работ К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Сам Мао Цзэдун говорил Юдину, что знает «Краткий курс истории ВКП(б)» наизусть и высоко отозвался о работе И.В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Мао Цзэдун признавался, что больше знает работы советских философов по проблемам марксизма‑ленинизма и некоторые учебники и словари.
В беседах с И.В. Сталиным ученый выделял работы Мао Цзэдуна «Относительно практики» и «Относительно противоречия» (1938), «О новой демократии» (1940) и «О демократической диктатуре народа» (1949).
– К вам, – говорил П.Ф. Юдин И.В. Сталину, – Мао Цзэдун относится с большим почитанием и хотел бы заслужить ваше уважение, польщен вашим вниманием к его работам.
Доверительно П.Ф. Юдин говорил, что некоторые положения из работ Мао подправлял лично И.В. Сталин.
На русском языке работы Мао Цзэдуна вышли в виде четырехтомника «Избранные произведения» в 1952–1953 годах.
Директор Института красной профессуры (1932–1938). Директор Объединения государственных книжно‑журнальных издательств (ОГИЗ) (1937–1947). Директор Института философии АН СССР (1938–1944). Член‑корреспондент АН СССР (1939). Лауреат Сталинской премии 1943 за участие в создании трехтомной «Истории философии» (1941–1943). Кандидат в члены Президиума ЦК КПСС (1952). Академик АН СССР (1953).
И. В. Сталин давно знал и уважал П.Ф. Юдина. Он был секретарем партийной организации Союза писателей СССР, близким другом Максима Горького. П.Ф. Юдин был участником встречи И.В. Сталина с философами в декабре 1930. После выхода «Краткого курса истории ВКП(б)» с написанной И.В. Сталиным работой «О диалектическом и историческом материализме» он дал задание директору Института философии АН СССР П.Ф. Юдину создать для массового читателя ряд книг по философским дисциплинам, по марксистско‑ленинской философии.
В Институте философии АН СССР посовещались и решили выпустить хрестоматии с высказываниями классиков марксизма‑ленинизма по разным вопросам. Посмотрев эти хрестоматии, И.В. Сталин сказал:
– Вы думаете, что только вы умные, а другие дураки. Сами читаете сочинения классиков, а другие пусть цитатками пользуются?!
В 1949 г. Мао Цзэдун обратился к И.В. Сталину с просьбой прислать философа‑марксиста, чтобы он познакомился с его произведениями, стал редактором русского издания. Выбор И.В. Сталина пал на члена‑корреспондента Академии наук П.Ф. Юдина.
Мао Цзэдун собрал воедино свои выступления и статьи разных лет и хотел их просмотреть перед публикацией, а если понадобится, то внести дополнения и исправления по содержанию. Чтобы в работе не было допущено каких‑либо ошибок с точки зрения марксизма‑ленинизма, пожелал показать написанное специалисту в области марксистско‑ленинской философии. Юдин прибыл в Китай. Они стали работать, сдружились. Юдин ездил к Мао, но и Мао часто приезжал к Юдину. П.Ф. Юдин был Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Китае, и И.В. Сталина беспокоило, как бы это не дало повода для обвинений в неуважительном отношении к китайскому лидеру.
Юдин рассказывал Сталину, как продвигается их работа, что и почему редактируется в трудах Мао. Однажды Сталин, своеобразно обратившись, спросил:
– Товарищ Пэ Ю‑Дин, как вы считаете: марксист ли товарищ Мао Цзэдун?
Юдин ответил:
– Товарищ Сталин, я думаю, что товарищ Мао Цзэдун своеобразный китайский философ. У него много от марксизма, но много и от революционных демократов типа наших. Крестьянская страна.
П.Ф. Юдин отмечал, что Мао Цзэдун не изучал подлинных работ К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Сам Мао Цзэдун говорил Юдину, что знает «Краткий курс истории ВКП(б)» наизусть и высоко отозвался о работе И.В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Мао Цзэдун признавался, что больше знает работы советских философов по проблемам марксизма‑ленинизма и некоторые учебники и словари.
В беседах с И.В. Сталиным ученый выделял работы Мао Цзэдуна «Относительно практики» и «Относительно противоречия» (1938), «О новой демократии» (1940) и «О демократической диктатуре народа» (1949).
– К вам, – говорил П.Ф. Юдин И.В. Сталину, – Мао Цзэдун относится с большим почитанием и хотел бы заслужить ваше уважение, польщен вашим вниманием к его работам.
Доверительно П.Ф. Юдин говорил, что некоторые положения из работ Мао подправлял лично И.В. Сталин.
На русском языке работы Мао Цзэдуна вышли в виде четырехтомника «Избранные произведения» в 1952–1953 годах.