(р. 28.07.1931) — спец. по филос. онтологии и филос. проблемам биологии; д-р филос. наук, проф. В 1954 окончил филос. отделение филос.-экон. ф-та Казахского гос. ун-та (Алма-Ата), в 1957 — асп. ИФ АН СССР. С 1958 по 1969 — н.с, зав. отделом, зам. директора ИФП АН Казахской ССР. В 1969—1971 — рук. группы философов Науч. центра биол. иссл. АН СССР в г. Пущино-на-Оке. С 1971 по 1981 — зав. кафедрой филос. Моск. мед. стоматологич. ин-та, с 1981 по 1986 — зав. кафедрой Заочного ин-та сов. торговли. С 1986 по 1993 — зав. кафедрой филос. и политэкономии ВАСХНИЛ (преобразованной в 1991 в Росс. с.-х. академию). Параллельно (с июня 1993 по 1994) — зав. сектором Мин-ва по делам национальностей РФ. Является директором Науч. центра евразийских иссл. РАЕН (с 1995). Докт. дисс. — "Проблема целостности организма. (Философский анализ)" (1965). Науч. иссл. Ю. концентрируются вокруг проблемы целостности и системного иссл. в биологии. Он стремится применить системный подход к биосфере как целостности жизни с ее осн. уровнями микро-, макро- и мегаэволюции. С т. зр. Ю., если микро- и макроуровни жизни являются соответственно предметами дарвинизма и синтетической теории эволюции, то мегауровень жизни как целостности — предметом формирующейся общей теории эволюции; проблемы человека как биосоц. целостности должны быть в центре внимания возникающей общей теории эволюции. В концепции мегаэволюции человека важное место занимают проблемы евфеники, рассматривающей соотношение биол. и соц. наследования в человеке. Поскольку фенотип человека как предмет евфеники составляет единство генотипа и среды, в т.ч. и соц., то проблемы евгеники составляют лишь часть евфеники. Ю. в посл. годы сосредоточил внимание на проблемах целостности и системного иссл. об-ва с позиций евразийства, ноосферного уровня развития цивилизации, среднего пути России и т.д. Методолией такого рассмотрения является конвергентная филос. как синтез материализма и идеализма. Существенно при этом признание недостаточности социоцентрического подхода и необходимости дополнения его космоцентри-ческой или ноосферной концепцией в социологии. В самом общем виде вопросы эти освещены в работе автора (1998). Ю. избран действ. чл. РАЕН и Междунар. академии наук о природе и об-ве (МАНПО).
Соч.
: Проблема целостности организма. (Философский анализ). М., 1962; О категориях части и целого. М., 1963; "Капитал" К. Маркса и методология научного исследования. [В соавт.]. М., 1968; Философские проблемы теоретической биологии. М., 1976; Антропосоциогенез: философские и психологические аспекты. М., 1982; Человек и медицина. [В соавт.]. София, 1982; Общая теория жизни. М., 1985; Средний путь России. (Конвергентное общество). М., 1998; Корейский суперэтнос как национальная идея объединения // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 1.
Югай, Герасим Андреевич
Ректор Евразийского института с 1995 г., директор Научного центра евразийских исследований РАЕН; родился 28 июля 1931 г. в г. Владивостоке; окончил Казахский государственный университет в 1954 г., доктор философских наук, профессор; академик РАЕН; 1959—1969 — научный сотрудник, заведующий отделом, заместитель директора Института философии и права АН Казахской ССР; 1969—1971 — руководитель группы философов Научного центра биологических исследований АН СССР (г. Пущино-на-Оке); 1971—1981 — заведующий кафедрой философии Московского медицинского стоматологического института; 1981—1986 — заведующий кафедрой философии Заочного института советской торговли; 1986—1995 — заведующий кафедрой философии и политической экономии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (Российской сельскохозяйственной академии); 1993—1994 — заведующий сектором экологии Министерства по делам национальностей и региональной политике; основные направления научной деятельности: проблемы целостности в биологии и социологии.